Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-19/2017 (2-346/2016;) ~ М-356/2016 от 12.09.2016

Дело № 2-19/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 29 марта 2017 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Мавлиева С.Ф.,

при секретаре ДТГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПИА, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ПИС, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и взыскании судебных расходов,

с участием в заседании:

представителя третьего лица Администрации МО «Камбарское» ХАВ, действующего на основании доверенности,

УСТАНОВИЛ:

ПИА, действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего ПИС обратилась в Камбарский районный суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее по тексту - МО РФ), Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (далее по тексту - ФГКУ «ПУ ТУИО») требуя:

1) Признать за ПИА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право собственности на ? доли квартиры в порядке приватизации, расположенную по адресу: <адрес>;

2) Признать за ПИС, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право собственности на ? доли квартиры в порядке приватизации, расположенную по адресу: <адрес>.

Свои требования ПИА мотивировала тем, что спорная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была предоставлена ей и членам её семьи в бессрочное пользование на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Спорная квартира состоит из двух изолированных жилых комнат общей площадью 49,2 кв.м., по адресу: <адрес>, находящаяся в федеральной собственности. Полномочия собственника осуществляет Министерство Обороны РФ.

В настоящее время в спорной квартире проживает она, её муж ПСВ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и её сын ПИС, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником домоуправления ОАО «136 ЦБПР» МГН.

В данный момент её муж ПСВ, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отказывается участвовать в приватизации.

При таких обстоятельствах, указанная квартира является для неё и её сына ПИС единственным жилым помещением. С момента вселения и по настоящее время был присвоен лицевой счет на квартиру, задолженность по оплате за жилье отсутствует, то есть она надлежащим образом исполняет свои обязанности по договору социального найма и с учетом положений части 3 ст. 434, ч. 3 ст. 438 ГК РФ она выполнила все действия, свидетельствующие об исполнении ей договора социального найма жилого помещения.

Она и её несовершеннолетний сын ПИС, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ранее не принимали участие в бесплатной приватизации жилья, собственником жилого помещения не являются. Согласно уведомлениям от ДД.ММ.ГГГГ и у неё и её сына запрошенная информация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона РФ от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ № 1541-1 от 04 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 11 Закона РФ от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» спорная квартира может быть передана ей в собственность бесплатно в порядке приватизации.

Согласно ст. 6 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно п. 1 ст. 49 ЖК РФ жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма.

Она и её несовершеннолетний сын ПИС решили воспользоваться правом п. 1 ст. 11 Закона РФ от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и приняли решение приобрести в частную собственность в порядке приватизации, спорное жилое помещение, полученное по договору социального найма.

В досудебном порядке она обратилась с заявлением о передаче жилой квартиры в частную собственность в порядке приватизации, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МО «Камбарское», ДД.ММ.ГГГГ в Министерство Обороны РФ и в ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Их заявления оставлены без ответа.

Верховный Суд РФ дает четкое разъяснение, что установленный законодательством запрет на приватизацию служебных жилых помещений является действительным только в том случае, если жилое помещение зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение.

Разрешить вопрос приватизации спорной квартиры через учреждение Министерства Обороны РФ или через администрацию МО «Камбарское», в досудебном порядке не представляется возможным, поэтому они обратилась в суд с исковым заявлением о признании права собственности на квартиру за ними.

В настоящее время порядок передачи Министерством обороны РФ жилых помещений в собственность гражданам бесплатно в порядке приватизации не разработан и не утвержден, что препятствует осуществлению ими права на жилище.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 8 от 24 августа 1993 г. установлено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных Законом о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации условиях, если они обратились с таким требованием.

В соответствии абзацем 1 п. 4, п. 5, Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 8 от 24 августа 1993 г., переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияет на жилищные права граждан, в том числе на право бесплатной приватизации жилья.

Спорная квартира принадлежит государственному жилищному фонду. Они на законных основаниях занимают и пользуются данным жилым помещением на условиях социального найма, своевременно вносится плата за квартиру, в силу закона имеют право приобретения квартиры в собственность в порядке бесплатной приватизации (л.д. 4-6).

В ходе рассмотрения дела ПИА представила заявление о взыскании судебных расходов:

- по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб. 00 коп.;

- по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. 00 коп.;

- по оформлению справки о правах на недвижимое имущество в размере <данные изъяты> руб. 00 коп.;

- по оформлению справок из ГУП «Удмурттехинвентаризация» о правах на недвижимое имущество в размере <данные изъяты> руб. 00 коп. (л.д. 43-44).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне истцов привлечены ПСВ и ОАО «136 ЦБПР» (л.д. 54-55).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика привлечено Федеральное государственное казённое учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 83-84).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне истцов привлечена Администрация муниципального образования «Камбарское» (л.д. 186-187).

Истец ПИА, действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего ПИС надлежаще уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, доказательств уважительности причин не явки не предоставила.

Ответчик Министерство обороны РФ в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.

Ответчик ФГКУ «ПУ ТУИО» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. Представило письменные возражения на иск, в соответствии с которыми просило отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д. 39, 208).

Третье лицо ОАО «136 ЦБПР» (АО «136 ЦБПР») в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. Представило письменные пояснения по делу, из которых в целом следует, что у АО «136 ЦБПР» отсутствуют документы на право предоставления АО «136 ЦБПР» от имени Министерство обороны РФ гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда по договорам социального найма, в том числе спорного жилого помещения. АО «136 ЦБПР» не вправе было распоряжаться государственным жилищным фондом, в том числе спорным жилым помещением. При этом, АО «136 ЦБПР» не уведомляло Министерство обороны РФ о предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда по договорам социального найма, в том числе спорного жилого помещения. Положение (без реквизитов), которым руководствовался генеральный директор ОАО «136 ЦБПР» АВС при заключении договора социального найма жилого помещения с ПИА у АО «136 ЦБПР» отсутствует (л.д. 123-125).

Третье лицо Федеральное государственное казённое учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.

В судебном заседании представитель третьего лица Администрации МО «Камбарское» ХАВ, действующий на основании доверенности (л.д. 212), пояснил, что спорное жилое помещение является служебным, в связи с чем, нет оснований для удовлетворения заявленных требований.

Третье лицо ПСВ надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин не явки не предоставил, об отложении дела не просил.

В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при указанной явке.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 1541-I) устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

В силу ст. 1 Закона № 1541-I, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Согласно ст. 2 Закона № 1541-I, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона № 1541-I).

Исходя из положений вышеуказанного законодательства следует, что граждане РФ могут бесплатно приобрести в собственность занимаемые ими жилые помещения, если: граждане РФ занимают жилое помещение на условиях социального найма; указанное помещение отнесено к государственному или муниципальному жилищному фонду; указанное помещение не находится в аварийном состоянии, в общежитии, в домах закрытых военных городков, а также не является служебным жилым помещением.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ПИА и ОАО «136 ЦБПР», в лице генерального директора АВС, заключен договор социального найма жилого помещения (далее по тексту - договор ), в соответствии с которым ПИА и 2-м членам её семьи:

- мужу ПСВ;

- сыну ПИС,

предоставлено во владение и пользование жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, общей площадью 49,5 кв. м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 7-8).

Из представленной в материалы дела поквартирной карточки на жилое помещение по адресу: <адрес> следует, что ПИА, ПСВ, ПИС зарегистрированы в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время (л.д. 14). Данная поквартирная карточка содержит сведения о том, что жилое помещение является служебным.

Согласно уведомлениям ГУП «Удмурттехинвентаризация» и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, истцами ранее не использовано право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования (л.д. 17-19).

Пунктом 3.2.6 договора предусмотрено, что наниматель вправе производить приватизацию указанного жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме.

Как установлено судом и не оспаривалось в целом сторонами, жилищный фонд бывшего военного городка 1/20 (воинской базы 136) ранее находился в хозяйственном ведении ФГУП «136 ЦБПР В и С РХБЗ» Минобороны России. ОАО «136 ЦБПР» создано путем приватизации ФГУП «136 ЦБПР В и С РХБЗ» Минобороны России.

В соответствии с приказом заместителя Министра обороны РФ от 21.06.2011 г. № 981, жилой фонд Минобороны России, расположенный в г. Камбарка, ранее находившийся на праве хозяйственного ведения ФГУП «136 ЦБПР В и С РХБЗ» Минобороны России, передан в собственность МО «Камбарское», за исключением ряда жилых помещений, в том числе спорного жилого помещения по адресу: <адрес>.

Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Поскольку ФГУП «136 ЦБПР В и С РХБЗ» МО РФ было реорганизовано путем приватизации в 2009 г. и преобразовано в ОАО «136 ЦБПР», то и право хозяйственного ведения ФГУП «136 ЦБПР В и С РХБЗ» МО РФ в отношении жилого фонда было прекращено в указанное время.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.

В силу изложенных положений законодательства, и применительно к рассматриваемому делу, жилой фонд, расположенный на территории в/б 136, в том числе - спорное жилое помещение, принадлежал государству и был закреплен на праве полного хозяйственного ведения за ФГУП «136 ЦБПР В и С РХБЗ» МО РФ, после реорганизации которого в 2009 г. жилое помещение, занимаемое истцами, в муниципальную собственность не передавалось и до настоящего времени находится в собственности государства. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению указанным жилищным фондом, в том числе спорным жилым помещением, является Министерство обороны Российской Федерации.

Таким образом, жилое помещение, находящееся в пользовании истцов, до 2009 г. находилось в полном хозяйственном ведении ФГУП «136 ЦБПР В и С РХБЗ» МО РФ, которое в связи с реорганизацией в ОАО «136 ЦБПР» прекратило свою деятельность в качестве юридического лица.

Приказом Министра Обороны РФ № 73 от 25 января 2016 г., жилое помещение, распложенное по адресу: <адрес> закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д. 169).

Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение, не находится в аварийном состоянии, не является жилым помещением общежития и жилым помещением в домах закрытых военных городков.

В силу ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Наделение военных городков особым статусом - закрытых военных городков направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.

Распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. № 349-р утверждены прилагаемые изменения, которые вносятся в раздел «Вооруженные Силы Российской Федерации» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 752-р. Согласно данным изменениям в подразделе "Удмуртская Республика" исключена позиция "Камбарский р-н, г. Камбарка 1/20".

Таким образом, военный городок 1/20 войсковой части 35776 исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, в силу чего спорное жилое помещение в настоящее время не отнесено к жилым помещениям в домах закрытых военных городков.

В подтверждение факта присвоения спорному жилому помещению статуса служебного, ответчиком МО РФ представлена в материалы дела копия Постановления Администрации г. Камбарка УР № 70 от 06.03.2003 г. (л.д. 204).

Аналогичный документ представлен ответчиком ФГКУ «ПУ ТУИО» (л.д. 210).

В подтверждение факта присвоения спорному жилому помещению статуса служебного, представитель третьего лица Администрации МО «Камбарское» ХАВ приобщил к материалам дела:

- копию книги регистрации документов, содержащую данные о вынесении 06.03.2003 г. Постановления № 70 «О включении жилплощади в число служебной» (л.д. 213);

- акт от ДД.ММ.ГГГГ о приеме-передаче здания (сооружения) жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, из которого следует, что квартира , в указанном доме, не вошла в число переданных в собственность Администрации МО «Камбарское» (л.д. 213).

Оценив в отдельности относимость, допустимость, и достоверность доказательств, представленных в подтверждение факта присвоения спорному жилому помещению статуса служебного, а также их достаточность и взаимную связь в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии у спорного жилого помещения статуса служебного.

Законом Удмуртской Республики от 08.12.2004 г. № 81-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Камбарского района Удмуртской Республики» установлены границы муниципального образования-поселения «Камбарское» в составе населенного пункта город Камбарка (административный центр муниципального образования), которое наделено статусом городского поселения (ст. 2). С 2006 г. органом местного самоуправления МО «Камбарское» является Администрация МО «Камбарское».

Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», установлены Правила отнесения помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила № 42).

В соответствии с п.п. 12, 14 Правил № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Статус служебного жилому помещению присвоен в порядке, действовавшем до введения в действие Жилищного Кодекса РФ (вступил в силу с 01 марта 2005 г.), и до издания Правил № 42.

В указанных нормативных актах отсутствуют требования о необходимости повторного присвоения статуса служебного жилым помещением, которые приобрели данный статус ранее, до введения нового правового регулирования данных правоотношений в соответствии с ЖК РФ, вступившем в силу с 01.03.2005 г.

Согласно ст. 101 Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшей до 01.03.2005 г., служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (местной администрации). Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Представленное в материалы дела Постановление Администрации г. Камбарка от 06.03.2003 г. № 70 вынесено в соответствии с положениями ст. 101 ЖК РСФСР.

Согласно ст. 92 ЖК РФ и пункта 12 Правил № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

При этом, ни ЖК РФ, ни Правила № 42 не связывают приобретение или утрату данного статуса с государственной регистрацией такого решения уполномоченного органа.

Абзацем 3 п. 14 Правил № 42, предусмотрено, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Вместе с тем, государственная регистрация является актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество, а не вида жилого помещения, в связи с чем отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения как служебного не может свидетельствовать об отсутствии такового статуса, поскольку основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не государственная регистрация данного решения. Требование о направлении решения в орган по государственной регистрации прав не является требованием о необходимости его государственной регистрации.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).

Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 ЖК РФ на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Как следует из материалов дела, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.

В соответствии с ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения к которым относятся и служебные помещения, не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Поскольку спорная квартира, в которой проживают истцы, относится к служебному жилому фонду и имеет статус специализированного жилья, то в силу ч. 3 ст. 92 ЖК РФ и Закона № 1541-I, она не подлежит приватизации, то есть не может быть передана в частную собственность гражданам без согласия собственника или уполномоченного им на это лица.

В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие согласие собственника спорной квартиры либо уполномоченного им лица, на передачу в собственность в порядке приватизации бесплатно спорного жилого помещения ПИА либо ПИС, в связи с чем права собственности они не приобрели и не могли приобрести, и такое право за ними быть признано не может.

В п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл» указано, что приватизация служебных жилых помещений представляет собой отчуждение собственности публично-правового образования в пользу граждан и тем самым - реализацию собственником права распоряжаться принадлежащим ему имуществом (ст. 35, ч. 2 Конституции Российской Федерации). Соответственно, понуждение собственника жилищного фонда к отчуждению входящих в него служебных жилых помещений в собственность граждан путем установления оснований и условий приватизации является ограничением прав собственности, которое - в силу статьи 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации - может вводиться только федеральным законом.

Из указанного Постановления также следует, что предоставление собственнику возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей жилых помещений права требовать их передачи в собственность.

Кроме того, истцами не представлено доказательств того, что спорное жилое помещение относится к жилому фонду, предоставляемому по договору социального найма, и наличие у них права пользования данным жилым помещением на условиях социального найма.

Согласно ст. 49 ЖК РФ:

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ:

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В подтверждение факта наличия права на занимаемое жилое помещение истцы представили договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ОАО «136 центральная база производства и ремонта».

Однако, ОАО «136 ЦБПР», являющееся коммерческой организацией, не является собственником данного помещения и отсутствуют доказательства того, что данное лицо уполномочено на распоряжение государственным жилым фондом и на заключение договоров социального найма. Действующее законодательство не предоставляет право коммерческим организациям управлять государственным жилым фондом, в том числе предоставлять его гражданам по договорам социального найма.

В договоре, заключенном между ОАО «136 ЦБПР» и ПИА, отсутствует указание на решение собственника спорной квартиры о предоставлении ПИА указанной квартиры. Истцы не представила иных сведений и доказательств предоставления им спорной квартиры по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.

В силу ст. 2 Закона № 1541-I, право на приватизацию государственного или муниципального жилищного фонда имеют граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.

Договор, заключенный ОАО «136 ЦБПР» с ПИА, не позволяет прийти к выводу, что по данному договору истцы приобрели право пользования спорной квартирой на условиях социального найма и право на её приватизацию.

Таким образом, учитывая:

- наличие у спорного жилого помещения служебного статуса;

- отсутствие доказательств наличия у истцов права пользования жилым помещением на условиях социального найма;

- не согласие Министерства обороны Российской Федерации на передачу в собственность спорной квартиры в порядке статей 2 и 4 Закона № 1541-I,

суд приходит к выводу об отсутствии у истцов права на приватизацию спорной квартиры.

С учетом изложенного, исковые требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации на квартиру по адресу: <адрес>, подлежат оставлению без удовлетворения.

Поскольку суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, то в силу ст. 98 ГПК РФ с ответчиков не подлежат взысканию судебные расходы по оплате услуг представителя, оплате государственной пошлины, по оформлению справок о правах на недвижимое имущество.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ПИА, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ПИС, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и взыскании судебных расходов, - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2017 года.

Судья                 С.Ф. Мавлиев

2-19/2017 (2-346/2016;) ~ М-356/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Плотникова Ирина Анатольевна
Ответчики
ФГКУ "ПУТУИО" МО РФ
Министерство обороны РФ
Суд
Камбарский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Мавлиев Салават Фидусович
Дело на странице суда
kambarskiy--udm.sudrf.ru
12.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2016Передача материалов судье
16.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.10.2016Предварительное судебное заседание
11.11.2016Предварительное судебное заседание
01.12.2016Предварительное судебное заседание
20.12.2016Предварительное судебное заседание
11.01.2017Предварительное судебное заседание
01.02.2017Предварительное судебное заседание
16.02.2017Предварительное судебное заседание
06.03.2017Предварительное судебное заседание
14.03.2017Судебное заседание
29.03.2017Судебное заседание
03.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2017Дело оформлено
01.08.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее