№ 46RS0030-01-2019-011406-49
Дело № 2-7946/11-2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2019 г. г.Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
Председательствующего судьи Шуровой Л.И.
при секретаре Рудской Ю.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черниковой Татьяны Васильевны Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонному) об обязании засчитать периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости
УСТАНОВИЛ:
Черникова Т.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ Черниковой Т.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в виду отсутствия требуемого специального стажа.
Оспаривая решение пенсионного органа, Черникова Т.В. обратилась в суд с иском.
Просила суд:
- признать решение ГУ-УПФ РФ в Курской области (межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении пенсии незаконным.
- обязать ответчика засчитать в стаж период работы в Золотухинском РТМО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке.
В процессе рассмотрения дела истец исковые требования уточнила, просила суд:
- обязать ответчика засчитать в её стаж период работы в должности «медицинской сестры палатной» терапевтического отделения стационара Золотухинского РТМО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13. 04. 2011 г. по ДД.ММ.ГГГГ г. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке.
Истец Черникова Т.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Курской области (межрайонного) - по доверенности Шиханова Е.И. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения иска по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа.
Выслушав участвовавших в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Черникова Т.В. обратилась в пенсионный орган с заявлениемо назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ Черниковой Т.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в виду отсутствия требуемого специального стажа.
При этом специальный стаж истца подсчитывался пенсионным органом по 3-м вариантам в соответствии с Правилами и списками от 29.10.2002 года №781. При требуемом стаже 25 лет подтверждено документами 22 года 11 месяцев 24 дня. По нормам законодательства вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ при требуемом стаже лечебной деятельности 25 лет подтверждено документально 23 года 10 месяцев 18 дней. В соответствии с законодательством действовавшим по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ при требуемом стаже лечебной деятельности 25 лет подтверждено документально 23 года 10 месяцев 18 дней.
При подсчете специального стажа по 2-му и 3-му вариантам в специальный стаж истца не включен период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «медицинская сестра палатная» терапевтического отделения стационара центральной районной больницы в Золотухинском РТМО и периоды нахождения на курсах усовершенствования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению суда, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «медицинская сестра палатная» терапевтического отделения стационара центральной районной больницы в Золотухинском РТМО необоснованно не включен пенсионным органом в специальный стаж истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 года право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч.8 ст.13 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу ч.3 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
На основании ч.4 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п.9 ст.30 ФЗ РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в следующие сроки:
застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом; остальным застрахованным лицам - не позднее 1 января 2013 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемилогических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР №-464 от 06.09.1991 г., а периоды работы после указанной даты- в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.
Судом установлено, что лечебное учреждение Золотухинская ЦРБ, в котором работала и работает истец, было зарегистрировано в качестве юридического ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Ранее лечебное учреждение имело наименование Золотухинское территориальное медицинское объединение.
В соответствии с Уставом Золотухинского РТМО целью создания Золотухинского РТМО является удовлетворение потребности населения в квалифицированной и лечебно-профилактической помощи.
Согласно штатному расписанию на 1999 год в состав лечебного учреждения входит в том числе стационар терапевтического отделения на 50 коек. В штате отделения 10 единиц медицинских сестер палатных одну из которых занимала истец.
В соответствии с положением о терапевтическом отделении Золотухинской ЦРБ основными задачами терапевтического отделения ЦРБ является обеспечение полном объеме высококвалифицированной стационарной медицинской помощи, оказание неотложной медицинской помощи при острых внезапных состояниях, организация и оказание квалифицированной экстренной медицинской помощи.
Утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г. Список, действующий с 01.11.1999 г. содержит должность медсестры палатной, а также поименованы больницы работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую права на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 58 от 14. 05. 2001 г. работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу дающую права на пенсию за выслугу лет.
Факт работы истца и занятие ею именно лечебной деятельностью подтверждается исследованными судом письменными доказательствами записями в трудовой книжке, приказами, карточками-справками, лицевыми счетами.
Оценивая представленные доказательствами в их совокупности, суд приходит к выводу о включении периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «медицинской сестры палатной» терапевтического отделения стационара Золотухинского РТМО.
Также суд приходит к выводу о включении в специальный стаж истца периодов нахождения её на курсах повышения квалификации.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.
На основании ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации подтверждается исследованными судом письменными доказательствами приказами о направлении на курсы повышения квалификации карточками- справками, тарификационными списками, сертификатами об окончании курсов повышения квалификации.
При таком положении периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж истца.
Доводы пенсионного органа о том, что указанные периоды не подтверждены сведениями персонифицированного учета не являются основанием к отказу в иске.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «Страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. №1015 утверждены «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», которыми предусмотрено, что при подсчете страхового стажа подтверждаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд РФ лежит на работодателе.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 г. №9-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 ФЗ «О страховых пенсиях» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, согласно которой неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить пенсию, ибо в противном случае будут нарушаться гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.
В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по предоставлению сведений в систему индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионный фонд РФ лежит на работодателе.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Черниковой Татьяны Васильевны удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонному) включить в специальный стаж Черниковой Татьяны Васильевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «медицинской сестры палатной» терапевтического отделения стационара Золотухинского РТМО, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонного) в пользу Черниковой Татьяны Васильевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья: Л.И. Шурова.