Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-377/2020 от 24.01.2020

Судья Воловикова И.В.                      Дело №33-377/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 февраля 2020 года город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.,

судей Старцевой С.А., Коротченковой И.И.,

при секретаре Панюковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-215/2019 по иску Игнатовой Л.Н. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) о перерасчете пенсии,

по апелляционной жалобе Игнатовой Л.Н. на решение Свердловского районного Орловской области от 7 октября 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения истца Игнатовой Л.Н., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) Захаркина И.В., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Игнатова Л.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) (далее ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное)) о перерасчете назначенной пенсии.

В обоснование заявленных требований указывала, что на основании решения Свердловского районного суда Орловской области от 11.05.2011 с учетом кассационного определения Орловского областного суда от 15.06.2011 ей была назначена пенсия досрочно.

С учетом судебных разбирательств назначение пенсии происходило после 17.06.2011, то есть после вступления в законную силу Федерального закона от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», который ответчиком не был принят во внимание и не применен при начислении пенсии, так как не был учтен стаж ее (истца) работы в Троснянском районом суде Орловской области, что привело к уменьшению общего непрерывного стажа, неверному расчету пенсии, уменьшению суммы ежемесячного размера пенсии.

О нарушенном праве она (истец) узнала в мае 2019 г., в связи с чем 07.06.2019 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии со дня ее назначения с учетом положений Федерального закона № 126-ФЗ, в чем ей 28.06.2019 было отказано со ссылкой на отсутствие справки о неполучении ею пособия пожизненного содержания как федерального судьи и ее обращением за перерасчетом только 07.06.2019. Перерасчет пенсии произведен с 01.07.2019.

Указывала, что ответчик, при наличии ее трудовой книжки, при подсчете стажа не мог не видеть характер работы в Троснянском районном суде и обязан был затребовать дополнительные документы.

Справка о неполучении ею (Игнатовой Л.Н.) пожизненного содержания истребована ответчиком только в мае 2019 г. Перерасчет пенсии с применением положений Федерального закона № 126-ФЗ с учетом периода ее работы судьей ответчик обязан был произвести с 17.06.2011.

С учетом уточненных исковых требований Игнатова Л.Н. просила признать решение ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) от 28 июня 2019 г. № 5135 незаконным, признать за ней право на получение пенсии с произведенным перерасчетом в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2011 №126-ФЗ с 17.06.2011, обязать ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области установить помесячно суммы недополученной пенсии и произвести их выплату, взыскать с ответчика понесенные расходы в сумме <...> и расходы по оплате госпошлины в сумме <...>.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Игнатова Л.Н. просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.

Полагает, судом не принят во внимание тот факт, что пенсия ей была назначена только 19.07.2011, т.е. в период действия Федерального закона от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального права.

Отказывая Игнатовой Л.Н. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» вступил в силу с 17.06.2011, то он не мог быть принят во внимание при назначении истцу с 10.05.2011 пенсии, поскольку не распространял свое действие на ранее возникшие правовые отношения.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда ввиду следующего.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, далее Федеральный закон № 173-ФЗ) предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п.1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

В тоже время Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П норма, содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Таким образом, пункт 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П.

17 июня 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», в соответствии с которым гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществляющим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 01.01.2002 и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, при установлении трудовой пенсии по старости (в том числе досрочное) или трудовой пенсии по инвалидности осуществляется преобразование приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал (статья 1).

Определение размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) лицам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона (далее - застрахованные лица), производится с учетом суммы выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета за периоды службы (работы), имевшей место не ранее чем с 1 января 2002 года, подлежащей включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета (часть 1 статьи 2 Федерального закона № 126-ФЗ).

Сумма выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета, подлежащая включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета, рассчитывается путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) стоимости страхового года на продолжительность периодов службы (работы). При этом период службы (работы) продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период службы (работы) продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца (часть 2 статьи 2 Федерального закона № 126-ФЗ).

Преобразование пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал с учетом указанных в настоящем Федеральном законе периодов службы (работы) производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с назначением этим лицам страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) на основании документов, необходимых для установления трудовой пенсии, перечень которых утверждается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 4 статьи 2 Федерального закона № 126-ФЗ).

Таким образом, определение размера страховой пенсии по старости (по инвалидности) указанных лиц с учетом суммы средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с преобразованием пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал производится при одновременном выполнении следующих условий: наличие службы (работы), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, имевшей место с 01.02.2002; наличие факта увольнения со службы (с работы), начиная с 01.01.2002; отсутствие права на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Как следует из п. 1 ст. 17 Федерального закона № 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона №173-ФЗ перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 № 16/19па (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ № 141н, ПФ РФ № 53п от 12.03.2010) к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.

При этом в силу п. 3 ст. 19 Федерального закона 173-ФЗ в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Статьей 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Аналогичная норма содержалась и в статье 23 Федерального закона №173-ФЗ.

Из материалов дела следует, что первоначально с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости истец обратилась в Управление Пенсионного фонда в Свердловской районе Орловской 11.04.2011.

Решением Свердловского УПФР от 12.04.2011 в назначении истцу пенсии отказано ввиду отсутствия сведений о постоянном проживании в зоне ЧАЭС (л.д. 93).

Решением Свердловского районного суда Орловской области от 11.05.2011 с учетом кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 15.06.2011, за Игнатовой Л.Н. признано право на досрочную трудовую пенсию по старости с 10.05.2011.

На основании вышеприведенных судебных актов, по обращению истца от 04.07.2011 решением Свердловского УПФР от 19.07.2011 Игнатовой Л.Н., 24.11.1957 г.р., с 10.05.2011 установлена трудовая пенсия по старости, исчисленная в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ с применением норм Федерального закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 70, 71).

При этом по материалам выплатного дела истца установлено и не оспаривалось ответчиком, что трудовая пенсия по старости была назначена и исчислена истцу на основании вышеприведенного решения пенсионного органа от 19.07.2011 без учета положений Федерального закона от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан».

Из материалов дела также следует, что с 01.01.2015 пенсия Игнатовой Л.Н. пересчитана по нормам Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

07.06.2019 Игнатова Л.Н. обратилась к ответчику с заявлением по вопросу перерасчета пенсии с учетом применения положений Федерального Закона от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» с момента вступления указанного закона в силу, поскольку при назначении ей в 2011 г. по вине пенсионного органа этот Федеральный закон не был принят во внимание и не применен при начислении ей пенсии, о чем ей стало известно из письма ОПФР по Орловской области после обращения к Президенту РФ (л.д. 17-19).

Письмом ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) № 5135 от 28.06.2019 истцу разъяснено, что документом, подтверждающим условия, необходимые для установления страховой пенсии по старости с учетом положений вышеприведенного Федерального закона № 126-ФЗ является справка, выдаваемая уполномоченными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение судей, которая в документах выплатного (пенсионного) дела истца отсутствовала. Данная справка была запрошена ответчиком в Управлении Судебного департамента в Орловской области 12.04.2019, а поскольку заявление о перерасчете размера пенсии от истца поступило 07.06.2019, то перерасчет размера пенсии с учетом положений пп.2 п.1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» произведен с 01.07.2019 (л.д. 15-16).

Из ответа Управления Судебного департамента в Орловской области от 15.05.2019 следует, что Игнатовой Л.Н. ежемесячное пожизненное содержание не назначалось и не выплачивалось (л.д. 39).

По материалам дела также установлено, подтверждается представленными документами и не оспаривалось сторонами в суде апелляционной инстанции, что 13.10.2019 доплата пенсии в сумме 58429,78 руб. произведена Игнатовой Л.Н. за период с 10.05.2011 по 30.06.2019 в связи с включением в ее общий трудовой стаж периода осуществления полномочий судьи с 01.01.1998 по 31.12.2001.

При этом как следует из письма ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) от 15.11.2019 № ОРГ/1856-016, указанный период зачтен в общий трудовой стаж на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан, несмотря на то, что за указанный период осуществления полномочий судьи не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, так как федеральные судьи освобождались от уплаты страховых взносов и не являлись участниками правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, тогда как в общий трудовой стаж учитываются периоды работы и иной деятельности, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию. Размер произведенной доплаты истцом не оспаривался в суде апелляционной инстанции.

Таким образом, по материалам дела установлено, что ответчиком в общий трудовой стаж истца Игнатовой Л.Н. включен весь период осуществления ею полномочий судьи с 01.01.1998 по 11.04.2003 и, соответственно, произведен перерасчет пенсии с учетом положений вышеприведенного Федерального закона от 04.06.2011 № 126-ФЗ с 01.07.2019.

При этом перерасчет и доплата пенсии с учетом включения периода работы истца в должности судьи с 01.01.2002 по 11.04.2003 ответчиком с 17.06.2011 по 30.06.2019 не произведены со ссылкой на то, что пенсия истцу назначена с 10.05.2011, т.е. когда еще не вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ, а также в связи с тем, что на момент обращения в пенсионный орган в июле 2011 г. ею не была представлена справка из Управления Судебного департамента в Орловской области, подтверждающая, что истцу не назначалось и не выплачивалось ежемесячное пожизненное содержание.

Обращаясь в суд с настоящим иском и возражая против действий ответчика по отказу в перерасчете пенсии с учетом всего периода осуществления полномочий судьи с 17.06.2011, Игнатова Л.Н. ссылалась на то, что при назначении ей в июле 2011 г. трудовой пенсии по старости ответчиком таковая необоснованно была рассчитана без учета положений Федерального закона от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», вступившего в силу 17.06.2011.

Проверяя указанный довод истца, судебной коллегией установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что при первоначальном обращении в пенсионный орган в апреле 2011 г., а затем в июле 2011 г. с заявлениями о назначении трудовой пенсии по старости, в том числе, с учетом вступивших в законную силу судебных постановлений, Игнатовой Л.Н. в числе документов была представлена также трудовая книжка, из которой следует, что Указом Президента РФ от 06.10.1997 № 1089 Игнатова Л.Н. назначена судьей Троснянского районного суда Орловской области на трехлетний срок полномочий, 28.10.1997 – зачислена в штат Троснянского районного суда Орловской области, 05.03.1998 – приняла присягу судьи, Указом Президента РФ от 21.11.2000 № 1913 назначена судьей Троснянского районного суда Орловской области на неограниченный срок полномочий, 11.04.2003 – освобождена от занимаемой должности в связи с прекращением полномочий на основании статьи 14 п.1 пп. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Таким образом, при рассмотрении дела нашел подтверждение довод истца Игнатовой Л.Н. о том, что на момент ее обращения в пенсионный орган в июле 2011 г. и на момент принятия 19.07.2011 решения о назначении ей трудовой пенсии по старости, т.е. когда уже вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», ответчику было известно об осуществлении истцом полномочий судьи Троснянского районного суда Орловской области в вышеприведенный период времени, который не был учтен при назначении истцу пенсии.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на момент обращения истца в июле 2011 г. и принятия пенсионным органом 19.07.2011 решения о назначении Игнатовой Л.Н. трудовой пенсии по старости уже вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», в то время как в нарушение п.3 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ ответчиком не предложено истцу представить справку из Управления Судебного департамента в Орловской области, подтверждающую, что ей ежемесячное пожизненное содержание не назначалось и не выплачивалось, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у истца права на получение пенсии с учетом положений вышеприведенного Федерального закона № 126-ФЗ с момента вступления его в силу, т.е. 17 июня 2011 года.

В связи с изложенным постановленное по делу решение об отказе в удовлетворении требований истца не может быть признано законным и обоснованным. Поэтому подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований, признании за Игнатовой Л.Н. права на получение пенсии с учетом положений Федерального закона от 04.06.2011 №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» с 17.06.2011 с возложением на ответчика обязанности произвести истцу выплату недополученной пенсии за период с 17.06. 2011 по 30.06.2019 в размере <...> (с учетом включения периода работы в должности судьи с 01.01.2002 по 11.04.2003), не полученной пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Поскольку исковые требования Игнатовой Л.Н. удовлетворены, в силу положений статьи 98 ГПК РФ в ее пользу с ответчика подлежат взысканию также расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> (<...> – при обращении в районный суд, <...> – при обращении с апелляционной жалобой), в отсутствие доказательств несения расходов в связи с рассмотрением настоящего спора в размере <...> таковые не подлежат взысканию в пользу истца.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Игнатовой Л.Н. удовлетворить.

Решение Свердловского районного Орловской области от 7 октября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Игнатовой Л.Н. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на получение пенсии с учетом положений Федерального закона от 4 июня 2011 г. №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» с 17 июня 2011 года и выплате недополученной пенсии удовлетворить.

Признать за Игнатовой Л.Н. право на получение пенсии с учетом положений Федерального закона от 4 июня 2011 г. №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» с 17 июня 2011 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) произвести выплату Игнатовой Л.Н. недополученной пенсии за период с 17 июня 2011 года по 30 июня 2019 года в размере <...>.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Игнатовой Л.Н. судебные расходы в размере <...>.

Председательствующий

Судьи

Судья Воловикова И.В.                      Дело №33-377/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 февраля 2020 года город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.,

судей Старцевой С.А., Коротченковой И.И.,

при секретаре Панюковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-215/2019 по иску Игнатовой Л.Н. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) о перерасчете пенсии,

по апелляционной жалобе Игнатовой Л.Н. на решение Свердловского районного Орловской области от 7 октября 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения истца Игнатовой Л.Н., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) Захаркина И.В., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Игнатова Л.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) (далее ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное)) о перерасчете назначенной пенсии.

В обоснование заявленных требований указывала, что на основании решения Свердловского районного суда Орловской области от 11.05.2011 с учетом кассационного определения Орловского областного суда от 15.06.2011 ей была назначена пенсия досрочно.

С учетом судебных разбирательств назначение пенсии происходило после 17.06.2011, то есть после вступления в законную силу Федерального закона от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», который ответчиком не был принят во внимание и не применен при начислении пенсии, так как не был учтен стаж ее (истца) работы в Троснянском районом суде Орловской области, что привело к уменьшению общего непрерывного стажа, неверному расчету пенсии, уменьшению суммы ежемесячного размера пенсии.

О нарушенном праве она (истец) узнала в мае 2019 г., в связи с чем 07.06.2019 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии со дня ее назначения с учетом положений Федерального закона № 126-ФЗ, в чем ей 28.06.2019 было отказано со ссылкой на отсутствие справки о неполучении ею пособия пожизненного содержания как федерального судьи и ее обращением за перерасчетом только 07.06.2019. Перерасчет пенсии произведен с 01.07.2019.

Указывала, что ответчик, при наличии ее трудовой книжки, при подсчете стажа не мог не видеть характер работы в Троснянском районном суде и обязан был затребовать дополнительные документы.

Справка о неполучении ею (Игнатовой Л.Н.) пожизненного содержания истребована ответчиком только в мае 2019 г. Перерасчет пенсии с применением положений Федерального закона № 126-ФЗ с учетом периода ее работы судьей ответчик обязан был произвести с 17.06.2011.

С учетом уточненных исковых требований Игнатова Л.Н. просила признать решение ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) от 28 июня 2019 г. № 5135 незаконным, признать за ней право на получение пенсии с произведенным перерасчетом в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2011 №126-ФЗ с 17.06.2011, обязать ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области установить помесячно суммы недополученной пенсии и произвести их выплату, взыскать с ответчика понесенные расходы в сумме <...> и расходы по оплате госпошлины в сумме <...>.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Игнатова Л.Н. просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.

Полагает, судом не принят во внимание тот факт, что пенсия ей была назначена только 19.07.2011, т.е. в период действия Федерального закона от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального права.

Отказывая Игнатовой Л.Н. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» вступил в силу с 17.06.2011, то он не мог быть принят во внимание при назначении истцу с 10.05.2011 пенсии, поскольку не распространял свое действие на ранее возникшие правовые отношения.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда ввиду следующего.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, далее Федеральный закон № 173-ФЗ) предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п.1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

В тоже время Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П норма, содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Таким образом, пункт 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П.

17 июня 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», в соответствии с которым гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществляющим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 01.01.2002 и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, при установлении трудовой пенсии по старости (в том числе досрочное) или трудовой пенсии по инвалидности осуществляется преобразование приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал (статья 1).

Определение размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) лицам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона (далее - застрахованные лица), производится с учетом суммы выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета за периоды службы (работы), имевшей место не ранее чем с 1 января 2002 года, подлежащей включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета (часть 1 статьи 2 Федерального закона № 126-ФЗ).

Сумма выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета, подлежащая включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета, рассчитывается путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) стоимости страхового года на продолжительность периодов службы (работы). При этом период службы (работы) продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период службы (работы) продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца (часть 2 статьи 2 Федерального закона № 126-ФЗ).

Преобразование пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал с учетом указанных в настоящем Федеральном законе периодов службы (работы) производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с назначением этим лицам страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) на основании документов, необходимых для установления трудовой пенсии, перечень которых утверждается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 4 статьи 2 Федерального закона № 126-ФЗ).

Таким образом, определение размера страховой пенсии по старости (по инвалидности) указанных лиц с учетом суммы средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с преобразованием пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал производится при одновременном выполнении следующих условий: наличие службы (работы), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, имевшей место с 01.02.2002; наличие факта увольнения со службы (с работы), начиная с 01.01.2002; отсутствие права на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Как следует из п. 1 ст. 17 Федерального закона № 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона №173-ФЗ перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 № 16/19па (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ № 141н, ПФ РФ № 53п от 12.03.2010) к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.

При этом в силу п. 3 ст. 19 Федерального закона 173-ФЗ в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Статьей 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Аналогичная норма содержалась и в статье 23 Федерального закона №173-ФЗ.

Из материалов дела следует, что первоначально с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости истец обратилась в Управление Пенсионного фонда в Свердловской районе Орловской 11.04.2011.

Решением Свердловского УПФР от 12.04.2011 в назначении истцу пенсии отказано ввиду отсутствия сведений о постоянном проживании в зоне ЧАЭС (л.д. 93).

Решением Свердловского районного суда Орловской области от 11.05.2011 с учетом кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 15.06.2011, за Игнатовой Л.Н. признано право на досрочную трудовую пенсию по старости с 10.05.2011.

На основании вышеприведенных судебных актов, по обращению истца от 04.07.2011 решением Свердловского УПФР от 19.07.2011 Игнатовой Л.Н., 24.11.1957 г.р., с 10.05.2011 установлена трудовая пенсия по старости, исчисленная в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ с применением норм Федерального закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 70, 71).

При этом по материалам выплатного дела истца установлено и не оспаривалось ответчиком, что трудовая пенсия по старости была назначена и исчислена истцу на основании вышеприведенного решения пенсионного органа от 19.07.2011 без учета положений Федерального закона от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан».

Из материалов дела также следует, что с 01.01.2015 пенсия Игнатовой Л.Н. пересчитана по нормам Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

07.06.2019 Игнатова Л.Н. обратилась к ответчику с заявлением по вопросу перерасчета пенсии с учетом применения положений Федерального Закона от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» с момента вступления указанного закона в силу, поскольку при назначении ей в 2011 г. по вине пенсионного органа этот Федеральный закон не был принят во внимание и не применен при начислении ей пенсии, о чем ей стало известно из письма ОПФР по Орловской области после обращения к Президенту РФ (л.д. 17-19).

Письмом ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) № 5135 от 28.06.2019 истцу разъяснено, что документом, подтверждающим условия, необходимые для установления страховой пенсии по старости с учетом положений вышеприведенного Федерального закона № 126-ФЗ является справка, выдаваемая уполномоченными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение судей, которая в документах выплатного (пенсионного) дела истца отсутствовала. Данная справка была запрошена ответчиком в Управлении Судебного департамента в Орловской области 12.04.2019, а поскольку заявление о перерасчете размера пенсии от истца поступило 07.06.2019, то перерасчет размера пенсии с учетом положений пп.2 п.1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» произведен с 01.07.2019 (л.д. 15-16).

Из ответа Управления Судебного департамента в Орловской области от 15.05.2019 следует, что Игнатовой Л.Н. ежемесячное пожизненное содержание не назначалось и не выплачивалось (л.д. 39).

По материалам дела также установлено, подтверждается представленными документами и не оспаривалось сторонами в суде апелляционной инстанции, что 13.10.2019 доплата пенсии в сумме 58429,78 руб. произведена Игнатовой Л.Н. за период с 10.05.2011 по 30.06.2019 в связи с включением в ее общий трудовой стаж периода осуществления полномочий судьи с 01.01.1998 по 31.12.2001.

При этом как следует из письма ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) от 15.11.2019 № ОРГ/1856-016, указанный период зачтен в общий трудовой стаж на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан, несмотря на то, что за указанный период осуществления полномочий судьи не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, так как федеральные судьи освобождались от уплаты страховых взносов и не являлись участниками правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, тогда как в общий трудовой стаж учитываются периоды работы и иной деятельности, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию. Размер произведенной доплаты истцом не оспаривался в суде апелляционной инстанции.

Таким образом, по материалам дела установлено, что ответчиком в общий трудовой стаж истца Игнатовой Л.Н. включен весь период осуществления ею полномочий судьи с 01.01.1998 по 11.04.2003 и, соответственно, произведен перерасчет пенсии с учетом положений вышеприведенного Федерального закона от 04.06.2011 № 126-ФЗ с 01.07.2019.

При этом перерасчет и доплата пенсии с учетом включения периода работы истца в должности судьи с 01.01.2002 по 11.04.2003 ответчиком с 17.06.2011 по 30.06.2019 не произведены со ссылкой на то, что пенсия истцу назначена с 10.05.2011, т.е. когда еще не вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ, а также в связи с тем, что на момент обращения в пенсионный орган в июле 2011 г. ею не была представлена справка из Управления Судебного департамента в Орловской области, подтверждающая, что истцу не назначалось и не выплачивалось ежемесячное пожизненное содержание.

Обращаясь в суд с настоящим иском и возражая против действий ответчика по отказу в перерасчете пенсии с учетом всего периода осуществления полномочий судьи с 17.06.2011, Игнатова Л.Н. ссылалась на то, что при назначении ей в июле 2011 г. трудовой пенсии по старости ответчиком таковая необоснованно была рассчитана без учета положений Федерального закона от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», вступившего в силу 17.06.2011.

Проверяя указанный довод истца, судебной коллегией установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что при первоначальном обращении в пенсионный орган в апреле 2011 г., а затем в июле 2011 г. с заявлениями о назначении трудовой пенсии по старости, в том числе, с учетом вступивших в законную силу судебных постановлений, Игнатовой Л.Н. в числе документов была представлена также трудовая книжка, из которой следует, что Указом Президента РФ от 06.10.1997 № 1089 Игнатова Л.Н. назначена судьей Троснянского районного суда Орловской области на трехлетний срок полномочий, 28.10.1997 – зачислена в штат Троснянского районного суда Орловской области, 05.03.1998 – приняла присягу судьи, Указом Президента РФ от 21.11.2000 № 1913 назначена судьей Троснянского районного суда Орловской области на неограниченный срок полномочий, 11.04.2003 – освобождена от занимаемой должности в связи с прекращением полномочий на основании статьи 14 п.1 пп. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Таким образом, при рассмотрении дела нашел подтверждение довод истца Игнатовой Л.Н. о том, что на момент ее обращения в пенсионный орган в июле 2011 г. и на момент принятия 19.07.2011 решения о назначении ей трудовой пенсии по старости, т.е. когда уже вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», ответчику было известно об осуществлении истцом полномочий судьи Троснянского районного суда Орловской области в вышеприведенный период времени, который не был учтен при назначении истцу пенсии.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на момент обращения истца в июле 2011 г. и принятия пенсионным органом 19.07.2011 решения о назначении Игнатовой Л.Н. трудовой пенсии по старости уже вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», в то время как в нарушение п.3 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ ответчиком не предложено истцу представить справку из Управления Судебного департамента в Орловской области, подтверждающую, что ей ежемесячное пожизненное содержание не назначалось и не выплачивалось, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у истца права на получение пенсии с учетом положений вышеприведенного Федерального закона № 126-ФЗ с момента вступления его в силу, т.е. 17 июня 2011 года.

В связи с изложенным постановленное по делу решение об отказе в удовлетворении требований истца не может быть признано законным и обоснованным. Поэтому подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований, признании за Игнатовой Л.Н. права на получение пенсии с учетом положений Федерального закона от 04.06.2011 №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» с 17.06.2011 с возложением на ответчика обязанности произвести истцу выплату недополученной пенсии за период с 17.06. 2011 по 30.06.2019 в размере <...> (с учетом включения периода работы в должности судьи с 01.01.2002 по 11.04.2003), не полученной пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Поскольку исковые требования Игнатовой Л.Н. удовлетворены, в силу положений статьи 98 ГПК РФ в ее пользу с ответчика подлежат взысканию также расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> (<...> – при обращении в районный суд, <...> – при обращении с апелляционной жалобой), в отсутствие доказательств несения расходов в связи с рассмотрением настоящего спора в размере <...> таковые не подлежат взысканию в пользу истца.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Игнатовой Л.Н. удовлетворить.

Решение Свердловского районного Орловской области от 7 октября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Игнатовой Л.Н. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на получение пенсии с учетом положений Федерального закона от 4 июня 2011 г. №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» с 17 июня 2011 года и выплате недополученной пенсии удовлетворить.

Признать за Игнатовой Л.Н. право на получение пенсии с учетом положений Федерального закона от 4 июня 2011 г. №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» с 17 июня 2011 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) произвести выплату Игнатовой Л.Н. недополученной пенсии за период с 17 июня 2011 года по 30 июня 2019 года в размере <...>.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Игнатовой Л.Н. судебные расходы в размере <...>.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-377/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Игнатова Людмила Николаевна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Старцева Светлана Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
27.01.2020Передача дела судье
12.02.2020Судебное заседание
26.02.2020Судебное заседание
16.03.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее