УИД 28RS0008-01-2020-000892-49
дело № 5-169/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Зея 30 июня 2020 года
Судья Зейского районного суда Амурской области Охотская Е.В., изучив дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ, в отношении КСА,
установила:
В Зейский районный суд поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ, в отношении КСА
При подготовке дела к рассмотрению установлено, что оно не может быть принято к производству суда.
В силу п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
Как следует из диспозиции ст. 6.1.1 КоАП РФ, объективная сторона правонарушения выражается в альтернативных действиях: в нанесении побоев или совершении иных насильственных действий, повлекших физическую боль, если эти действия не повлекли последствия, указанные в ст. 115 УК РФ, и не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно протоколу об административном правонарушении от <Дата обезличена> КСА вменяется нанесение <Дата обезличена> около 13.55 часов нескольких ударов по голове КЛН, причинивших ей физическую боль и телесные повреждения в виде ушиба задней поверхности шеи, его действия квалифицированы как совершение насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, и не содержащих уголовно наказуемого деяния.
Из изложенного видно, при описании события правонарушения количество нанесенных КЛН ударов не конкретизировано, при указании локализации ударов и причиненного в результате их нанесения телесного повреждения допущено противоречие.
Между тем, как следует из объяснений потерпевшей, КСА нанес ей не менее пяти ударов по голове, некоторые удары приходились по задней поверхности шеи.
Согласно заключению эксперта у КЛН обнаружено телесное повреждение – ушиб задней поверхности шеи, которое могло возникнуть во время и при обстоятельствах, указанных в определении (<Дата обезличена> около 13.55 часов при нанесении КЛН не менее пяти ударов кулаков по голове) от как минимум одного удара твердым тупым предметом, каковым могла быть рука, сжатая в кулак, или при ударах о таковой, указанное телесное повреждение не причинило вреда здоровью.
Таким образом, при описании события правонарушения должностному лицу следует с учетом собранных по делу доказательств конкретизировать количество и локализацию нанесенных потерпевшей ударов, устранить допущенные противоречия, верно квалифицировать действия лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При квалификации действий указанного лица следует исходить из того, что по смыслу закона под побоями следует понимать нанесение ударов, под иными насильственными действиями – сдавливание тела, щипание, вырывание волос, укусы, заламывание и выкручивание рук, связывание, защемление кожи, иное воздействие на потерпевшего, вызывающее физическую боль, которые не влекут за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, при этом результатом побоев и иных насильственных действий могут быть синяки, ссадины, кровоподтеки и т.д., указанные действия могут не оставить после себя никаких видимых следов, однако отсутствие на теле потерпевшего следов повреждений само по себе не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, описание события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Между тем, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу положений ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.
Исходя из смысла и содержания данной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Данный недостаток не может быть восполнен на стадии рассмотрения дела, поскольку указанное процессуальное действие - ознакомление лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с протоколом об административном правонарушении, должно быть совершено на стадии возбуждения дела, иная последовательность прохождения отдельных стадий процесса приведет к неверному распределению процессуальных функций между юридически властными субъектами административно-юрисдикционного производства, предусмотренному КоАП РФ с учетом положений ст. 10 Конституции РФ.
Изложенное указывает, что внесение любых изменений (дополнений) в протокол об административном правонарушении должно быть произведено с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, предусматривающих надлежащее извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу, о времени и месте внесения таких изменений (дополнений) в протокол, предоставление этому лицу возможности ознакомления с ним, при этом в него должны быть внесены все необходимые сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в частности дата и место внесения изменений (дополнений) в протокол, должность, фамилия и инициалы лица, внесшего такие изменения (дополнения) в протокол.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, подлежит возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Приведенные обстоятельства – ненадлежащее описание события административного правонарушения – указывают на наличие оснований для возвращения дела об административном правонарушении должностному лицу, составившему протокол.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, рассматривающего такое дело. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
определила:
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ, в отношении КСА в МО МВД России «Зейский» для устранения недостатков.
Судья Е.В. Охотская