<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение
Именем Российской Федерации
05 августа 2020 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Орловой Л.А.,
при секретаре Фоминой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3436/2020 по иску Лазаревой ФИО4 к ГУ УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара об обязании произвести перерасчет размера пенсии, компенсации морального вреда,
Установил:
Лазарева О.А. обратилась в суд к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара об обязании произвести перерасчет размера пенсии, компенсации морального вреда.
В обоснование иска ссылается на то, что он является получателем пенсии с 2015 года, общий её трудовой стаж составляет более 26 лет, на сегодняшний день размер выплачиваемой ей пенсии является крайне низким, в связи с чем, истец считает, что размер получаемой пенсии подлежит перерасчету.
На основании изложенного истец просит суд обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии Лазаревой О.А. по старости; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию причиненного морального вреда в размере 100 000 рублей; расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей.
Истец Лазарева О.А. в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара в судебное заседание в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом Лазарева О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии по старости.
С 01.01.2002 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», было введено понятие страхового стажа, а также сохранено понятие общего трудового стажа, указанный закон устанавливал основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. При этом статья 2 названного Федерального закона предусматривает, что установление трудовой пенсии - это назначение трудовой пенсии, перерасчет или корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой. Таким образом, вне зависимости от того, принимается ли решение об установлении трудовой пенсии впервые или трудовая пенсия устанавливается в новом размере в связи с перерасчетом или корректировкой, размер пенсии будет определяться заново в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на день такого установления.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 30 данного Закона, закреплены варианты определения расчетного размера трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года, установлен разный порядок исчисления стажевого коэффициента для застрахованных лиц, имеющих общий трудовой стаж (абзац третий), а также для застрахованных лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (абзац четвертый).
С 01.01.2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.06.2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", согласно которому с 01 января 2010 года проведена валоризация (повышение) пенсионных прав граждан. Базовое увеличение расчетного пенсионного капитала составило 10% и сверх того 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01 января 1991 года.
С 01 января 2015 года основания назначения пенсии предусмотрены ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Федеральные законы, принятые до вступления в силу ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, подлежат применению, в части, не противоречащей указанного Федеральному закону, в связи с чем, при установлении страховой пенсии применяются нормы ФЗ N 173-ФЗ, касающиеся исчисления расчетного пенсионного капитала до 01.01.2015 года, включая оценку пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 года и валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, а также исчисление размера трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014 года.
Как установлено судом, по документам пенсионного дела расчет пенсии произведен по наиболее выгодному варианту по пункту 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ: продолжительность страхового стажа, учтённого для конвертации пенсионных прав по состоянию на 31.12.2001г., составляет 14 лет 05 мес. 25 дней (в том числе период учебы); продолжительность страхового стажа, учтённого для расчета сумм валоризации по состоянию до 01.01.1991г., составляет 09 лет 02 мес. 07 дней и соответственно коэффициент валоризации - 0,19 (0,10 - за приобретённые пенсионные права на 01.01.2002г. + 0,09 - за стаж до 01.01.1991г.); продолжительность не страхового вида деятельности - периодов ухода за детьми 06.12.1987 года рождения, и 08.02.1989 года рождения, до достижения ими возраста полутора лет, по п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ составляет 3 года 00 мес. 00 дней (с 06.12.1987г. по 05.06.1989г. и с 08.02.1989г. по 07.08.1990г.), период проживания нетрудоустроенной жены военнослужащего с супругом составляют 4 года 08 мес.25 дней; пенсия исчисляется без заработной платы, согласно заявлению истицы от 30.04.2015г.; сумма страховых взносов, начисленных страхователем (работодателем) в ПФР с 01.01.2002 г. по 31.12.2014 г., составляет 124251 руб.18коп.
Размер страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты) по нормам Закона № 173-ФЗ на 31.12.2014 г. составил 1561,28 руб.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) до 01.01.2015 г. составила 24,357 (1561,28 / 64,10 - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015 г. ч. 10 ст. 15 Закон № 400-ФЗ).
Величина ИПК за не страховые периоды по уходу за детьми 06.12.1987 года рождения, и 08.02.1989 года рождения составляет 8,1. Величина ИПК за период проживания нетрудоустроенной жены военнослужащего с супругом составляет — 8,525.
Общая величина ИПК равна 40,982 (24,357+8,1+8,525).
Размер пенсии с 28.05.2015 г. (дата достижения возраста 55 лет) составил 7310 руб. 11коп., в том числе: размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 16 Закона № 400-ФЗ) — 4383,59 руб.; размер страховой пенсии по старости 2926,52 руб. (40,982 х 71,41 - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 28.05.2015 г).
Начиная с февраля 2016 года, индексация страховых пенсий производится только неработающим пенсионерам (ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29.12.2015 №385-Ф3).
Для работающих пенсионеров действующим пенсионным законодательством предусмотрен перерасчет размера страховой пенсии за счет сумм страховых взносов в ПФР за предшествующий год (преобразованных в индивидуальные пенсионные коэффициенты, далее - ИПК), не учтённых: при назначении или предыдущем перерасчете пенсии. Такой перерасчет производится в без заявительном порядке с 1 августа каждого года. При этом максимальное значение ИПК учитывается в размере, не свыше 3,0 (п. 3 ч. 2, п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона № 400-ФЗ).
Размер страховой пенсии по старости истицы составил:
- 01.08.2017 г. - 1,422 - количество ИПК за счёт уплаченных страховых взносов по предпринимательской деятельности за период с 13.12.2016 г. по 31.12.2016 г. х 74,27 - (стоимость одного пенсионного коэффициента на 01.02.2016г);
- 01.08.2018 г. - 3,000- максимальное количество ИПК за счёт уплаченных страховых взносов по предпринимательской деятельности за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. х 74,27 - (стоимость одного пенсионного коэффициента на 01.02.2016г.);
- 01.08.2019 г. - 1,000 - количество ИПК за счёт уплаченных страховых взносов по предпринимательской деятельности за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. х 74,27-(стоимость одного пенсионного коэффициента на 01.02.2016г.).
Общая сумма (ИПК) с учетом произведенных перерасчетов составила 46,404 (40,982 + 1,422 (2016г) + 3,000 (2017г.) + 1,000 (2018г.).
Размер страховой пенсии по старости с 01.08.2019 г. (дата последней индексации пенсии работающим пенсионерам) составляет 8005 руб. 36 коп. в т. ч.: размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона № 400-ФЗ - 4558 руб. 93 коп.; размер страховой пенсии по старости 3446 руб. 43 коп. (46,404 х 74,27 стоимость одного пенсионного коэффициента для работающего пенсионера по состоянию на 01.02.2016г.).
Таким образом, исчисление размера пенсии осуществлено по наиболее выгодному варианту исчисления по п. 4 ст.30 Закона № 173-ФЗ, пересчитывается правильно в соответствия нормами действующего пенсионного законодательства.
Кроме того, суд полагает необходимым согласиться с произведенным ответчиком расчетом размера валоризации (повышения) расчетного пенсионного капитала истца, поскольку он произведен в полном соответствии с требованиями пенсионного законодательства, и на основании личного заявления истца.
При этом, суд не принимает расчет истца во внимание, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения, и применении формул расчета, не предусмотренных законом.
Таким образом, суд, не установив нарушений пенсионных прав истца, в части начисления ей страховой пенсии по старости, приходит к выводу об отказе Лазаревой О.А. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Лазаревой ФИО5 к ГУ УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара об обязании произвести перерасчет размера пенсии, компенсации морального вреда – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 августа 2020 года.
Председательствующий <данные изъяты> Л.А.Орлова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>