Дело № 2-206/2013 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2013 года
с. Лопатино
Лопатинский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Осиповой Т.В.,
при секретаре Кузнецовой Е.П.,
с участием истца Приказчиковой С.М.,
представителя ответчика ГУ - УПФР по Лопатинскому району Пензенской области Титовой О.Е., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приказчиковой Светланы Михайловны к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области о признании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии незаконным и нарушающим ее законные права и интересы, включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и понуждении к досрочному назначению трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Приказчикова С.М. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование своих требований на то, что она, считая, что ее специальный стаж составляет 25 лет, <дата> обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ - Управлении Пенсионного Фонда по <адрес> с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности. Решением комиссии № от <дата> ей было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с тем, что в специальный медицинский стаж включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> в календарном порядке, а не в льготном исчислении один год как 1 год 3 месяца. С данным решением ГУ - УПФР она не согласна, считает его незаконным и нарушающим ее законные права и интересы. Считает, что поскольку отпуск по уходу за ребенком ей был предоставлен в период осуществления медицинской деятельности в сельской местности, то период нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении один год как один год и 3 месяца.
Просила суд признать незаконным отказ комиссии ГУ - УПФР по Лопатинскому району Пензенской области в досрочном назначении ей пенсии, обязать ответчика включить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении один год как 1 год 3 месяца, признать за нею право на досрочное назначение трудовой пенсии и обязать орган пенсионного фонда досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему медицинскую деятельность в муниципальном учреждении здравоохранения в сельской местности, с момента обращения за назначением пенсии.
В судебном заседании Приказчикова С.М. исковые требования поддержала, дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.
Представитель ГУ - УПФР по Лопатинскому району Титова О.Е. исковые требования Приказчиковой С.М. не признала, пояснив, что, включая период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж в порядке календарного исчисления, ГУ - УПФР по Лопатинскому району исходило из того, что в соответствии с положениями пункта 5 вышеуказанных Правил предусматривается кратное исчисление стажа на соответствующих видах работ лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в городе, сельской местности, поселках городского типа или работавшим в структурных подразделениях в должностях по Перечню структурных исчислений. То есть названным нормативным актом установлено льготное исчисление только в отношении периодов работы.
Период отпуска по уходу за ребенком по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период отпуска по уходу за ребенком сохраняются только трудовые отношения. При этом, отсутствует сам факт работы в должностях и учреждениях, стаж работы в которых засчитывается в льготном исчислении. В конкретном случае истицей не осуществлялась лечебная деятельность в должности медицинской сестры хирургического отделения.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд находит иск Приказчиковой С.М. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, в частности ст. 39, гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173–ФЗ от 17.12.2001 года предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; а лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.
Согласно ч. 3 постановления Правительства РФ №1066 от 22. 09. 1999 года «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессии и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действующего в спорный период работы истицы, определено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Судом установлено, что Приказчикова С.М. (добрачная фамилия Николаева) с <дата> по <дата> работала медицинской сестрой в <данные изъяты> участковой больнице, с <дата> по настоящее время работает медицинской сестрой терапевтического отделения <данные изъяты>, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.10-12), выписками из приказов по <данные изъяты> (л.д.13,14); справкой, уточняющей характер работы (л.д. 9).
В период работы Приказчиковой С.М. медицинской сестрой в сельской местности ей предоставлялся отпуск по уходу за ребенком с <дата> по <дата> в связи с рождением <дата> дочери Приказчиковой Юлии, что подтверждается копией свидетельства о рождении ребенка (л.д.19), копиями приказов по <данные изъяты> (л.д.15,16), копиями лицевых счетов (л.д.24-27).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
В таком случае при решении вопроса о том, подлежит ли включению в стаж для назначения пенсии отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, следует руководствоваться законодательством, действовавшим на период предоставления указанных отпусков, и исходить из того, включались ли указанные периоды в аналогичный стаж в момент предоставления отпусков или нет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Поскольку период отпуска по уходу за ребенком до трех лет предоставлен до 6 октября 1992 г., включается в специальный стаж, на указанный период распространяются установленные правила исчисления периодов работы. Следовательно, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в кратном исчислении один год как 1 год 3 месяца.
Отказывая во включении в специальный стаж Приказчиковой С.М. вышеуказанного периода в льготном исчислении, орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил ее в пенсионных правах.
Между тем, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Ответчиком не оспаривается наличие у истца на момент обращения за пенсией с учетом включения отпуска по уходу за ребенком в льготном исчислении специального стажа 24 года 11 месяцев 6 дней.
Судом установлено, что с учетом включения в специальный стаж Приказчиковой С.М. периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с с <дата> по <дата> в льготном (кратном) исчислении один год как 1 год 3 месяца её стаж на момент обращения за назначением пенсии составит 25 лет 7 месяцев 14 дней, т.е. более 25 лет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ комиссии ГУ - Управления Пенсионного Фонда по Лопатинскому району засчитать Приказчиковой С.М. в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении и в досрочном назначении трудовой пенсии является незаконным и нарушающим ее законные права и интересы, и заявленный ею период должен быть засчитан в льготном исчислении один год как один год три месяца в специальный стаж, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной трудовой пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что Приказчикова С.М. <дата> обратилась в Пенсионный Фонд по Лопатинскому району с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии, что подтверждается материалами исследованного в ходе судебного заседания пенсионного дела, представленного ответчиком.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исковые требования Приказчиковой С.М. подлежат удовлетворению в полном объеме, следовательно, в её пользу подлежат взысканию с ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Приказчиковой Светланы Михайловны удовлетворить.
Признать отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном Учреждении - Управлении Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области от <дата> Приказчиковой С.М. в досрочном назначении трудовой пенсии незаконным и нарушающим ее законные права и интересы.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области засчитать Приказчиковой Светлане Михайловне период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> в льготном (кратном) исчислении один год как 1 год 3 месяца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Признать за Приказчиковой Светланой Михайловной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения за назначением трудовой пенсии, то есть с <дата>.
Взыскать с ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области в пользу Приказчиковой Светланы Михайловны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 (четырехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий: Т.В. Осипова