РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2014 года с. Сергокала
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего федерального судьи Курбангаджиева М.С.,
при секретаре Магомедовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш в защиту интересов неопределенного круга потребителей к администрации сельского поселения «Село <адрес>» Сергокалинского района Республики Дагестан о признании противоправными действий администрации по обеспечению благоприятной окружающей средой и обязании устранить административные правонарушения природоохранного законодательства,
установил:
Территориальный отдел (далее – ТО) Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга потребителей с иском к администрации сельского поселения (далее – СП) «Село <адрес>» Сергокалинского района РД о признании противоправными действий администрации по обеспечению благоприятной окружающей средой и обязании устранить административные правонарушения природоохранного законодательства. Иск мотивирован тем, что в соответствии со ст. 13 ч. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», в СП «Село <адрес>» санитарное состояние села находится в неудовлетворительном состоянии, в самом населенном пункте допускается несанкционированное размещение бытовых отходов. Планово - регулярная очистка территории населенного пункта не налажена. Тем самым на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями. Контейнеры на территории сельского поселения для сбора бытовых отходов установлены в недостаточном количестве. На территории села отсутствует узаконенная и согласованная мусорная свалка для временного хранения твердых бытовых отходов (далее – ТБО). Указанные нарушения закона допущены по вине органов местного самоуправления СП «Село <адрес>» Сергокалинского района. Подпунктом 18, ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 1 ст. 8 ФЗ « Об отходах производства и потребления», п. 18, п. 1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и т.д. В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Со слов главы СП «Село <адрес>» причиной ненадлежащей организации работы по сбору и вывозу мусора является отсутствие финансовых средств в бюджете. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают, изменяют местные налоги и сборы, а также иные вопросы местного значения. Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления поселения п.п. 1, 2 и 3 п. 1 ст. 14, п.п. 3 п. 1 и п. 2 ст. 17 ФЗ от 6 октября 2003 года № 11 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.п. 1, 2 и 3 п. 1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» даны соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений, размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов и.т.д. Однако, несмотря на неоднократные меры контрольно - надзорных органов, администрацией СП «Село <адрес>» Сергокалинского района требования вышеуказанных нормативных актов по организации очистки территории поселения от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не выполняются должным образом и по настоящее время. Вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создается угроза загрязнения подземных вод, т.е. ставится под угрозу санитарно - эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создается опасность причинения вреда окружающей среде. Бездействием администрации СП «Село <адрес>» Сергокалинского района нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, где существует на сегодняшний день реальная угроза жизни и здоровью жителей. В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1 государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей. В силу ст. 46 указанного Закона, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), вправе предъявлять иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов (изготовителей), противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1 иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту пребывания истца. В соответствии с ч. 3 указанной статьи закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. На основании изложенного просит суд признать противоправными действия администрации СП «Село <адрес>» в отношении неопределённого круга потребителей по их обеспечению благоприятной окружающей средой; обязать администрацию СП «Село <адрес>» устранить вышеуказанные административные правонарушения природоохранного законодательства.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 главный специалист - эксперт ТО Управления Роспотребнадзора в г.Избербаш, действующий по доверенности, поддержал исковые требования и просил удовлетворить их по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика ФИО6 глава СП «Село <адрес>» Сергокалинского района РД, в судебном заседании исковые требования признал, против их удовлетворения не возражал и пояснил, что действительно не разработана генеральная схема очистки населенного пункта от твердых бытовых отходов, регулярно не вывозится мусор, мусорный полигон не приведен в соответствие с требованиями СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», не осуществляется обезвреживание и захоронение отходов. Причиной ненадлежащей организации работы по сбору и вывозу мусора является отсутствие финансовых средств в бюджете.
Суд, заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 40 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 года № 185 - ФЗ) должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
В силу ст. 46 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ и услуг), вправе предъявлять иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов (изготовителей), противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Признание иска территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш представителем ответчика ФИО8 в данном случае не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи, с чем суд принимает данное признание иска.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 89 - ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 года № 317 – ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определено, что организация плановорегулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяется на основании решений органов местного самоуправления.
Таким образом, законодатель установил, что на территории села органы местного самоуправления должны организовать очистку территории поселения, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. Федерального закона от 25 июня 2012 года № 93 - ФЗ) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарно – эпидемиологических требований и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения безопасности и безвредности для человека и среды обитания таких работ и услуг.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и контролируют, исполнение бюджета поселения, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения.
Для решения указанных вопросов органам местного управления поселения подп. 1, 2 и 3 п. 1 ст. 14, подп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и подп. 1, 2 и 3 п. 1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в РД» предоставлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов и т.д.
Таким образом, из - за противоправных действий должностных лиц администрации СП «Село <адрес>» Сергокалинского района существует реальная угроза жизни и здоровью жителей СП и других жителей.
Доводы истца о противоправных действиях администрации СП «Село <адрес>» Сергокалинского района по обеспечению благоприятной окружающей средой неопределенного круга потребителей подтверждаются исследованными в судебном заседании протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении СП «Село <адрес>» по ст. 6.5 КоАП РФ; постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении СП «Село <адрес>» по ст. 6.5 КоАП РФ; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создается угроза загрязнения подземных вод. Ненадлежащая организация работы по сбору и вывозу мусора затрагивает интересы лиц, которые проживают в поселении в настоящее время и будут жить в последующем.
Представителем ответчика какие – либо доказательства, опровергающие доводы истца, изложенные в исковом заявлении, в судебное заседание не представлены.
Таким образом, суд находит требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш о признании противоправными действий по обеспечению благоприятной окружающей средой и возложении обязанности устранить административные правонарушения природоохранного законодательства обоснованными.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту пребывания истца; потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 13 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) - по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198, 251 – 254, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Избербаш в защиту интересов неопределенного круга потребителей к администрации сельского поселения «Село <адрес>» Сергокалинского района Республики Дагестан удовлетворить.
Признать противоправными действия администрации сельского поселения «Село <адрес>» Сергокалинского района Республики Дагестан по обеспечению неопределенного круга потребителей благоприятной окружающей средой.
Обязать администрацию сельского поселения «Село <адрес>» Сергокалинского района Республики Дагестан устранить в полном объеме допущенные нарушения природоохранного законодательства РФ.
Обязать администрацию сельского поселения «Село <адрес>» Сергокалинского района Республики Дагестан в десятидневный срок довести до сведения населения решение суда по данному иску через средства массовой информации.
Взыскать с администрации сельского поселения «Село <адрес>» Сергокалинского района Республики Дагестан в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Сергокалинский районный суд.
Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.
Федеральный судья: М.С.Курбангаджиев