Дело №2-1305/2013 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2013 г. г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Кочеткова Д.И.,
при секретаре Хвастуновой И.Ю.,
с участием представителя заявителя – Поляковой В.И.,
представителя Государственной инспекции труда в Саратовской области – Лис Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «Б» о признании незаконным решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области № – исх. от ДД.ММ.ГГГГ, и об отмене п.3 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ОАО «Б» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области № – исх. от ДД.ММ.ГГГГ и об отмене п.3 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, мотивировав свое заявление следующим. На основании Акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным заместителем начальника отдела № надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Саратовской области Лис Е.В., ОАО «Б» было выдано Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно п.3 предписания на основании ст. 92 ТК РФ, п.1 ч.1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда» предписано установить продолжительность рабочей недели не более 36 часов работникам ОАО «Б» цехов №№ по результатам аттестации рабочих мест в срок до ДД.ММ.ГГГГ Данное предписание было обжаловано в Государственную инспекцию труда в Саратовской области путем направления жалобы № от ДД.ММ.ГГГГ
Решением заместителя руководителя государственной инспекции труда в Саратовской области ЧВФ № – исх. от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ОАО «Б» оставлена без удовлетворения, а предписание № от ДД.ММ.ГГГГ без изменения.
С данным решением заявитель не согласен. Считает, что компенсации и льготы, предусмотренные трудовым законодательством для работников, работающих во вредных и опасных условиях труда ОАО «Балаковорезинотехника» компенсируются в полном объеме повышенной оплатой труда, дополнительным оплачиваемым отпуском. Указывает, что в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС № 298/П-22 от 25.10.1974 г., профессии и должности в цехах №, по которым проведена аттестация рабочих мест, не предусмотрено право на сокращенный рабочий день.
Согласно ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ №870 от 20.11.2008 г. было поручено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
Однако, до настоящего времени нормативный Акт Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации не принят, и соответственно, согласно ст. 423 ТК РФ, действуют Списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС №298/П -22 от 25.10.1974 г.
В судебном заседании представитель заявителя Полякова В.И., действующая на основании доверенности, заявление о признании незаконным решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области № – исх. от ДД.ММ.ГГГГ и об отмене п.3 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ полностью поддержала и просила его удовлетворить. При этом также сослалась на разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления работникам, занятым на раюотах с вредными и опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. №870». В данных разъяснениях указано, что до реализации поручения, указанного в пункте 2 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. №870, работодатель, руководствуясь ст. ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда. Для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.
В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда в Саратовской области – Лис Е.В. находила оспариваемое решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области № – исх. от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, в удовлетворении заявления о признании незаконным данного решения и отмене п.3 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ просила заявителю отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, в том числе и материалы проверки, представленные Государственной инспекцией труда в Саратовской области, считает, что заявление ОАО «Б» не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, материалов проверки, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственнго инспектора труда в Саратовской области была проведена внеплановая проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правоввых актов, содержащих нормы трудового права в отношении ОАО «Б».
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения трудового законодательства, в том числе и нарушение в том, что продолжительность рабочей недели на данном предприятии работников, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, в частности, в цехах № состаляет 40 часов, что противоречит требованиям ст. 92 ТК РФ, п.1.ч.1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными особыми условиями труда», которые установили продолжительность рабочей недели для такой категории работников не более 36 часов в неделю.
В этой связи работодателю было выдано предписание за № об устранении данного нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Однако, ОАО «Б» не согласилось с данным предписанием от ДД.ММ.ГГГГ № и обратилось с жалобой на указанное предписание в Государственную инспекцию труда в Саратовской области. По результатам рассмотрения данной жалобы заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области ЧВФ было вынесено решение №-Исх. от ДД.ММ.ГГГГ, которым предписание от ДД.ММ.ГГГГ № оставлено без изменения, а жалоба ОАО «Б» без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области ЧВФ, заявитель в лице ОАО «Б» обратилось в суд с требованиями о признании незаконным решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области ЧВФ №-Исх. от ДД.ММ.ГГГГ и отмене п.3 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, которым предписано ОАО «Б» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения трудового законодательства, установив продолжительность рабочей недели не более 36 часов работникам ОАО «Б», в частности, работникам цехов: №№ – по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, завершенной ДД.ММ.ГГГГ
В силу ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии со ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
В соответствии с п.4 ст.1 ФЗ №294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» особенности организации и проведения проверок в части, касающейся оснований проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права устанавливается ТК РФ.
Согласно ст.3 Конвенции от 11 июля 1947 г. "Конвенция Международной Организации Труда 81 об инспекции труда в промышленности и торговле" и Протоколу к ней 1995 года, ратифицированные Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ в задачу системы инспекции труда входят:
а) обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности трудящихся в процессе их работы, как, например, положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, здравоохранении и благосостоянии, использовании труда детей и подростков и по другим подобным вопросам, в той мере, в какой инспекторам труда надлежит обеспечивать применение указанных положений;
б) обеспечение предпринимателей и трудящихся технической информацией и советами о наиболее эффективных средствах соблюдения законодательных положений;
в) доведение до сведения компетентного органа власти фактов бездействия или злоупотребления, которые не подпадают под действие существующих законодательных положений.
Суд находит несостоятельными доводы представителя заявителя о том, что работодатель вправе устанавливать работникам цехов с вредными условиями труда 40 часовую рабочую неделю, поскольку до настоящего времени нормативный акт в этой части министерством здравоохранения и социального развития не принят, и соответственно, в силу ст. 423 ТК РФ, действуют Списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС №/П-22 от 25.10.1974 г. по следующим основаниям.
Трудовым законодательством Российской Федерации закреплены такие формы гарантий и компенсации работникам, как оплата труда в повышенном размере (ст. 147 ТК РФ), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ), сокращенная рабочая неделя (ст. 92 ТК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г. №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными особыми условиями труда» определено, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест гарантируется компенсация в виде сокращенной продолжительности рабочей недели – не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ.
Таким образом, законом были введены новые минимальные пределы обязательных гарантий и компенсаций.
На момент рассмотрения дела Минздравсоцразвития РФ нормативные акты по регулированию социально-трудовых отношений с работниками, занятыми на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда не разработаны и не утверждены. В то же время, постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. №298/П – 22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», в настоящее время не отменен и действует в той части, которая не противоречит трудовому законодательству.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно Сводной таблице классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и компенсаций, которые необходимо в этой части устанавливать работникам – 343 рабочих места ОАО «Б», а именно: в цехе № в количестве 63 рабочих мест, на которых занято 121 работника; в цехе № – в количестве 169 рабочих мест, на которых занято 304 работников; в цехе № в количестве 113 рабочих мест, на которых занято 205 работников; в цехе № в количестве 43 рабочих мест, на которых занято 54 работника – по общей оценке условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса, имеют класс условий труда – вредные, то есть класс 3.1, 3.2.
В соответствии с законом положение работника не может быть ухудшено по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Проведенной проверкой установлено, что предусмотренные аттестацией рабочих мест по условиям труда компенсации вышеуказанным работникам предоставляются не в полном объеме, а именно, - не установлена рабочая неделя продолжительностью не более 36 часов в неделю, что противоречит трудовому законодательству.
Таким образом, инспектором труда Лис Е.В. обоснованно и законно было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ Генеральному директору ОАО «Б» УИВ об устранении нарушений трудового законодательства.
Обжалуемое заявителем решение №–Исх. от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области ЧВФ является, по мнению суда, законным и обоснованным.
В этой связи суд не усматривает каких-либо оснований для признания вышеуказанного решения незаконным и отмене п.3 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать открытому акционерному обществу «Б» в удовлетворении заявления о признании незаконным решения № – Исх. от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области ЧВФ, и в удовлетворении заявления об отмене пункта 3 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья