Дело № 2-717/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2018 года п. Балахта
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Алексейцева И.И.,
с участием истца Кузнецовой О.Ф.,
при секретаре Николаевой Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Кузнецовой ФИО4 к КГБУЗ «Балахтинская районная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова О.Ф. обратилась в суд с исковыми требованиями к КГБУЗ «Балахтинская районная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с августа 2017 года по июль 2018 года в размере 76478,29 руб., мотивируя свои требования тем, что в соответствии с трудовым договором от 2017г., заключенным между КГБУЗ «Балахтинская РБ» и Кузнецовой О.Ф., установлены компенсационные выплаты в виде процентной за стаж работы в местностях края с климатическими условиями в размере 30%. Выплата заработной платы Кузнецовой О.Ф. должна производиться с учетом денежной компенсации в размере 30% за работу в местности с особыми климатическими условиями и 30% за стаж работы в особых климатических условиях начисленной сверх минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом в сумме (до 01.01.2018 г.)=16947,2 руб., (с 01.01.2018 г.)=15182,40 руб., (с 01.05.2018 г.) 17860,8 руб. Анализ расчетно-платежных документов ГБУЗ «Балахтинская РБ» позволяет сделать вывод, что заработная плата Кузнецовой О.Ф. начислялась неверно, без начисления районного коэффициента и северной надбавки. Размер заработной платы должен рассчитываться истцу следующим образом: за период июль-декабрь 2017г.: 7800*30*2=16947,2 руб., в январе-апреле2018г.: 9489*30*2=15182,4 руб., в мае-июле 2018г. 17860,8 руб. По результатам проверки произведен расчет недоначисленной заработной платы, исходя из которого можно установить, что с учетом уплаты налога на доход физического лица Кузнецовой О.Ф. невыплачены следующие суммы: август 2017 г. – 10825,29 руб., сентябрь 2017 г. – 6355,2 руб., октябрь 2017 г. – 6836,65 руб., ноябрь 2017 г. – 6355,2 руб., декабрь 2017 г. – 6355,2 руб., январь 2018 г. – 4171,4 руб., февраль 2018 г. – 4171,4 руб., март 2018 г. – 4521,95 руб., апрель 2018 г. – 4171,4 руб., май 2018 г. – 5851,6 руб., июнь 2018 г. – 5861,6 руб., июль 2018 г. – 11010,78 руб. Всего за указанный период не выплачено 76478,29 руб., в связи с чем, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании истец Кузнецова О.Ф. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в заявлении.
Представитель ответчика – КГБУЗ «Балахтинская районная больница», в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, предоставила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому на 2017 год в Красноярском крае 23.12.2016г. было принято региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Красноярском крае», в своих расчетах истец ссылается на установленный размер минимального размера оплаты труда на 2017 год, без учета применения регионального соглашения, по которому минимальный размер оплаты труда в 2017 году составлял 10 592 рубля, включающего в себя районный и северный коэффициенты для остальных районов Красноярского края. Однако в своих расчетах истец производит расчет и соответственно начисление районного и северного коэффициентов на МРОТ, установленный региональным соглашением Красноярского края (до 01.01.2018 г.) Ответчик является краевым бюджетным учреждением системы здравоохранения Красноярского края и его учредителем является министерство здравоохранения Красноярского края, следовательно, учреждение исполняет региональные законы и руководствуется пояснительными письмами своего учредителя. Законом Красноярского края от 29.10.2009 г. №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» установлен минимальный размер оплаты труда в Красноярском крае, применяемый с 01.01.2018 г. с учетом дифференциации по территориям края, для Балахтинского района в сумме 11 016 рублей. Министерством здравоохранения Красноярского края неоднократно доводилась информация по выплате МРОТ работникам учреждения в соответствии с указанным Законом (письма №22-71-606 от 29.01.2018 г., №71/18-18/1429 от 27.02.2018 г., №71/18-18/С-1782 от 14.03.2018 г., №С-3206 от 07.05.2018 г.). Полагают, что заработная плата Кузнецовой О.Ф. за указанный период соответствовала нормам трудового регионального и федерального законодательства, просят в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав истца Кузнецову О.Ф., исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
При этом согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Из ч. 1 ст. 133 ТК РФ следует, что Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из положений ст. 317 ТК РФ следует, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и размер минимальной заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 135 ТК Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, составляет один год со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч. 2 ст. 392 ТК РФ). Данное правило вступило в силу с 03.10.2016 (пп. "а" п. 4 ст. 2 ФЗ N 272-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что на основании приказа КГБУЗ «Балахтинская районная больница» №-ЛС от 01.09.2015г. Кузнецова О.Ф. принята на должность гардеробщицы приемного отделения на 1 ставку.
01.09.2015г. КГБУЗ «Балахтинская районная больница» заключила с Кузнецовой О.Ф. трудовой договор о трудоустройстве на должность гардеробщицы, на 1 ставку, с 01.09.2015г.
Согласно справки КГБУЗ «Балахтинская районная больница» о заработной плате, Кузнецова О.Ф. работает на 1 ставку, истцу начислено и выплачено в августе 2017 г. – 6121,91 руб., в сентябре 2017 г. – 10592 руб., в октябре 2017 г. – 10110,55 руб., в ноябре 2017 г. – 10592 руб., в декабре 2017 г. – 10592 руб., в январе 2018 г. – 11016 руб., в феврале 2018 г. – 11016 руб., в марте 2018 г. – 9907,47 руб., в апреле 2018 г. – 11016 руб., в мае 2018 г. – 11163 руб., в июне 2018 г. – 0 руб., в июле 2018 г. – 6850,02 руб.
Однако выплата истцу заработной платы в указанном размере является нарушением федерального законодательства, а именно ч.ч. 1, 3 ст. 133 ТК РФ, согласно которым Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Действующим законодательством предусмотрено, что при установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов.
Процентная надбавка в южных районах Красноярского края, согласно Постановления СОВМИНА СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 г. №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
В нарушение указанных норм размер заработной платы истца, работающей в Красноярском крае, необоснованно занижен, без учета компенсационных выплат (надбавки и районный коэффициент) ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 28.12.2017г. № 421-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года установлен в сумме 9 489 рублей в месяц, с 01.07.2017г. (в редакции ФЗ от 19.12.2016 № 460-ФЗ) 7 800 рублей в месяц, с 01.07.2016г. (в редакции ФЗ от 02.06.2016 № 164-ФЗ) 7500 рублей в месяц, с 01.05.2018 г. (в редакции ФЗ от 07.03.2018 г. № 41-ФЗ) 11 163 рубля в месяц.
Таким образом, размер заработной платы истца за 1 ставку с учетом компенсационных надбавок районного коэффициента и процентной надбавки не может быть в период с 01.01.2017г. по 30.06.2017 г. менее 12 000 рублей в месяц, исходя из следующего расчета: 7 500 рублей + 30%+ 30%, с 01.07.2017г. по 01.01.2018г. не может быть менее 12 480 рублей в месяц, исходя из следующего расчета: 7800 руб. + 30%+ 30%, с 01.01.2018 г. по 31.03.2018 г. не может быть менее 15 182 рублей 40 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 9489 рублей + 30%+ 30%, с 01.05.2018 г. не может быть менее 17 860,80 руб.
Следовательно, разница между размером минимальной заработной платы, подлежащей выплате Кузнецовой О.Ф. с учетом компенсационных выплат и фактически выплаченными суммами заработной платы за период август 2017 г. – июль 2018 г. подлежит доплате, а именно:
- за август 2017 года в сумме 389,39 рублей (7800 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 184 рабочих часа в месяце х 96 фактически отработанных часов в месяце – 6121,91 рубль начисленной заработной платы);
- за сентябрь 2017 года в сумме 1888 рублей (7800 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) – 10592 рубля начисленной заработной платы);
- за октябрь 2017 года в сумме 1802,18 рублей (7800 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 176 рабочих часа в месяце х 168 фактически отработанных рабочих дня в месяце – 10110,55 рублей начисленной заработной платы);
- за ноябрь 2017 года в сумме 1888 рублей (7800 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) – 10592 рубля начисленной заработной платы);
- за декабрь 2017 года в сумме 1888 рублей (7800 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) – 10592 рубля начисленной заработной платы);
- за январь 2018 года в сумме 4166,4 рублей (9489 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) – 11016 рублей начисленной заработной платы);
- за февраль 2018 года в сумме 4166,4 рублей (9489 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) – 11016 рублей начисленной заработной платы);
- за март 2018 года в сумме 3747,14 рублей (9489 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 159 рабочих часа в месяце х 143 фактически отработанных рабочих дня в месяце – (10665,45 рублей – 757,98 рублей (отпускные) начисленной заработной платы);
- за апрель 2018 года в сумме 4166,4 рублей (9489 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) – 11 016 рублей начисленной заработной платы);
- за май 2018 года в сумме 6698 рублей (11 163 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) – (24018,4 рублей – 12855,4 рублей (отпускные) начисленной заработной платы;
- за июнь 2018 года в сумме 0 рублей очередной отпуск;
- за июль 2018 года в сумме 4110,14 рублей (11 163 х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 176 рабочих часа в месяце х 108 фактически отработанных рабочих дня в месяце – 6850,02 рублей начисленной заработной платы).
Допущенные нарушения закона КГБУЗ «Балахтинская районная больница» влекут нарушения прав Кузнецовой О.Ф. на благоприятные условия труда, равенство прав и возможностей, прав на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц КГБУЗ «Балахтинская районная больница» является действующим учреждением.
Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере 1247 руб. 30 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст., ст. 194 –198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузнецовой ФИО5 к КГБУЗ «Балахтинская районная больница» о взыскании заработной платы удовлетворить.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Балахтинская районная больница» в пользу Кузнецовой ФИО6 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с августа 2017 года по июль 2018 года, в размере 34 910 рублей 05 копеек.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Балахтинская районная больница» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1247 рублей 30 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: