Дело № 2-1530/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 16 августа 2018 года.
Мотивированное решение составлено 17 августа 2018 года.
г. Ступино Московской области 16 августа 2018 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В. при секретаре Сидоровой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области к МУП «Татариновское ЖКХ» о признании незаконным бездействия в связи с неисполнением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; об обязании исполнить в установленный срок требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в части организации и проведения мероприятий, направленных на соблюдение ограничений при эксплуатации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, об обязании организовать проведение лабораторного производственного контроля за составом сбрасываемых сточных вод по микробиологическим и паразитологическим показателям,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Московской области обратилось в Ступинский городской суд Московской области с исковым заявлением к МУП «Татариновское ЖКХ» о признании незаконным бездействия в связи с неисполнением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; об обязании по адресам: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ВЗУ РМЗ, ВЗУ РТП; Московская область, Ступинский район, ВЗУ д. Каверино; Московская область, Ступинский район, ВЗУ д. Рудины; Московская область, Ступинский район, ВЗУ с. Татариново; Московская область, Ступинский район, ВЗУ с. Константиновское, исполнить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в части организации и проведения мероприятий, направленных на соблюдение ограничений при эксплуатации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (по планированию территории первого пояса ЗСО для отвода поверхностного стока за её пределы, к оборудованию дорожек к водопроводным сооружениям с твердым покрытием); об обязании по адресам: Московская область, Ступинский район, п. Михнево; Московская область, Ступинский район, с. Татариново, в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение лабораторного производственного контроля за составом сбрасываемых сточных вод по микробиологическим и паразитологическим показателям, подтвердив исполнение решения суда протоколами лабораторных испытаний.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области – Громова С.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании подтвердила изложенные в исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МУП «Татариновское ЖКХ» – Чернавский Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал частично.
Суд, выслушав объяснения и доводы представителей сторон, проверив и исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.
Федеральная службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Московской области – территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.
Согласно ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 322 утверждено Положение «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
СанПиН № 2.1.4.1110-02 определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно СанПиН № 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
При эксплуатации подземных источников водоснабжения должны осуществляться мероприятия, целью которых является, сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения.
СанПиН № 2.1.4.1110-02 установлено, что санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса ЗСО – органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Исходя из требований СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования.
Производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водных объектов обеспечивается организациями и предприятиями, иными хозяйствующими субъектами, являющимися водопользователями, независимо от подчиненности и форм собственности, в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.
СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» являются обязательными для исполнения на территории РФ всеми юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для организаций, осуществляющих государственное управление и государственный контроль в области охраны вод в соответствии с законодательством.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МУП «Татариновское ЖКХ» городского округа Ступино Московской области является действующим юридическим лицом и осуществляет эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения (л. д. 93-107).
На территории городского округа Ступино Московской области в соответствии с договором № 4 от 09.01.2014 года жилищный фонд городского поселения Михнево Ступинского муниципального района Московской области передан на обслуживание МУП «Татариновское ЖКХ».
Согласно постановлений главы администрации городского поселения Михнево Ступинского муниципального района № 378 п/а от 03.09.2009 года, № 226п от 23.06.2009 года, № 430п от 03.10.2009 года имущество, находившееся в собственности городского поселения Михнево Ступинского муниципального района Московской области, на праве хозяйственного ведения передано в эксплуатацию МУП «Татариновское ЖКХ».
По результатам плановой выездной проверки, проведённой истцом в 2015 году, было установлено, что МУП «Татариновское ЖКХ» по адресам: Ступинский район, п. Михнево, ВЗУ РМЗ, ВЗУ РТП; Московская область, Ступинский район, ВЗУ д. Каверино; Московская область, Ступинский район, ВЗУ д. Рудины; Московская область, Ступинский район, ВЗУ с. Татариново; Московская область, Ступинский район, ВЗУ с. Константиновское, в нарушение п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не обеспечило планировку территории первого пояса ЗСО для отвода поверхностного стока за её пределы, ограждение первого пояса ЗСО, оборудование дорожек к сооружениям с твердым покрытием, не обеспечило охраной территорию первого пояса ЗСО на ВЗУ.
Кроме того, МУП «Татариновское ЖКХ» по адресам: Московская область, Ступинский район, п. Михнево; Московская область, Ступинский район, с. Татариново, не обеспечило проведение производственного лабораторного контроля сточных вод и водных объектов – приемников сточных вод по микробиологическим и паразитологическим показателям.
Документация, подтверждающая организацию и проведение производственного лабораторного контроля сточных вод после очистных сооружений в с. Татариново, и водных объектов – приемников сточных вод по микробиологическим и паразитологическим показателям на период 2015 года не была представлена, отсутствует она и в настоящее время, что является нарушением п. 7.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
По фактам выявленных нарушений МУП «Татариновское ЖКХ» было привлечено к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
По результатам плановой выездной проверки ответчику истцом выдано предписание № 43/08 от 31.03.2015 года.
До конца истечения сроков исполнения предписания ответчик с заявлениями о переносе сроков исполнения предписания не обращался.
По срокам исполнения предписания Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области до 2018 года проводились внеплановые выездные проверки, по результатам которых фиксировались факты неисполнения ответчиком требований санитарного законодательства.
Так, по результатам неисполнения предписания № 40/08 от 31.03.2015 года МУП «Татариновское ЖКХ» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
По результатам неисполнения предписаний № 181/08 от 29.10.2015 года, № 143/8 от 27.07.2016 года, № 115/08 от 04.05.2017 года МУП «Татариновское ЖКХ» привлекалось к административной ответственности по ч. 1 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административных наказания в виде штрафов.
По результатам проверки исполнения предписания № 115/08 от 04.05.2017 года МУП «Татариновское ЖКХ» было выдано предписание № 317/08 от 15.12.2017 года.
В период с 25.05.2018 года по 15.06.2018 года истцом была организована внеплановая проверка исполнения предписания № 317/08 от 15.12.2017 года.
Проведённой внеплановой проверкой установлено фактическое неисполнение ответчиком обязанности по соблюдению требований, установленных законодательством в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением мирового судьи 253 судебного участка Ступинского судебного района Московской области от 12.07.2018 года МУП «Татариновское ЖКХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа.
Результаты проведенных истцом проверок исполнения ранее выданных предписаний свидетельствуют о систематическом неисполнении ответчиком установленных требований в рассматриваемой области.
Мероприятия, указанные в предписаниях, ответчиком до настоящего времени не выполнены, что представителем МУП «Татариновское ЖКХ» в судебном заседании не оспаривалось.
Таким бездействием ответчика может быть причинён вред жизни или здоровью граждан вследствие неисполнения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Объективные причины, препятствующие осуществить указанные действия, у ответчика отсутствуют.
Доказательств обратного в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ представителем ответчика МУП «Татариновское ЖКХ» суду не представлено.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, применительно к требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области к МУП «Татариновское ЖКХ» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУП «Татариновское ЖКХ» в связи с неисполнением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Обязать МУП «Татариновское ЖКХ» (Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Правды, д. 4; ОГРН: 1025005920180; ИНН: 5045019755; дата государственной регистрации – 15.06.2000 года) по адресам: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ВЗУ РМЗ, ВЗУ РТП; Московская область, Ступинский район, ВЗУ д. Каверино; Московская область, Ступинский район, ВЗУ д. Рудины; Московская область, Ступинский район, ВЗУ с. Татариново; Московская область, Ступинский район, ВЗУ с. Константиновское, исполнить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в части организации и проведения мероприятий, направленных на соблюдение ограничений при эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения (по планированию территории первого пояса ЗСО для отвода поверхностного стока за её пределы, к оборудованию дорожек к водопроводным сооружениям с твердым покрытием).
Обязать МУП «Татариновское ЖКХ» (Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Правды, д. 4; ОГРН: 1025005920180; ИНН: 5045019755; дата государственной регистрации – 15.06.2000 года) по адресам: Московская область, Ступинский район, п. Михнево; Московская область, Ступинский район, с. Татариново, в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение лабораторного производственного контроля за составом сбрасываемых сточных вод по микробиологическим и паразитологическим показателям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В. Есин