Решение по делу № 33-1183/2017 от 23.05.2017

Судья Солодовников В.Д.          Дело №33-1183/2017

Докладчик Ерина Н.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Саранск 20 июня 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Демидчик Н.В.,                

судей Елиной Т.А., Ериной Н.П.,

при секретаре Бобровой Е.С.,

            

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия Лямановой Е.В. на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 20 марта 2017 г. по делу по иску Вергизовой Т.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, установлении факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, о понуждении назначить государственную пенсию по старости

Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Вергизова Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, установлении факта постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, о понуждении назначить государственную пенсию по старости.

В обоснование требований указала, что с августа 1992 года она проживает в жилом доме, принадлежащем ее матери - Вергизовой М.Н. по адресу: <адрес>, то есть в населенном пункте, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Полагая, что проживание в вышеуказанном населенном пункте дает ей право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 3 года ранее, она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по старости со снижением возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Решением ответчика №917/17 от 17 января 2017 г. ей отказано в назначении пенсии, поскольку период ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 1 год 9 месяцев 2 дня.

Ответчиком факт ее проживания в зоне с льготным социально- экономическим статусом в период с 01 сентября 1992 г. по 14 апреля 2015 г. не учтен, поскольку в этот период Вергизова Т.А. была зарегистрирована по другому адресу.

Несмотря на отсутствие ее регистрации по фактическому месту жительству по адресу: <адрес>, она там фактически проживала. Местом ее жительства в спорный период являлся дом ее престарелой матери - Вергизовой М.Н. за которой она осуществляет уход до настоящего времени.

Просила признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия №917/17 от 17 января 2017 г. об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, установить факт постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 01 сентября 1992 г. по 14 апреля 2015 г. по адресу: <адрес> обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Вергизовой Т.А. государственную пенсию по старости с 13 января 2017 г.

Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 20 марта 2017 г. исковые требования Вергизовой Т.А. удовлетворены.

В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия Ляманова Е.В. считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, ссылаясь на отсутствие доказательств, подтверждающих факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 01 сентября 1992 г. по 14 апреля 2015 г. Считает необоснованной ссылку суда на справку Отрадненской сельской Администрации от 26 июля 1995 г., поскольку отсутствуют основания выдачи указанной справки, ее исходящий номер и полный адрес проживания. Согласно справке №776, выданной 13 декабря 2016 г. Администрацией Отрадненской сельского поселения Вергизова Т.А. зарегистрирована и проживает с 15 апреля 2015 г. в <адрес>. Кроме того, истцом представлено свидетельство о праве собственности на жилой дом по вышеуказанному адресу. Между тем из представленного документа усматривается, что собственником жилого дома является ее мать. Ссылается на то, что в спорный период истец была зарегистрирована по другому адресу. Считает необоснованным вывод суда о том, что необходимость проживания Вергизовой Т.А. в <адрес> связано с целью ухода за престарелой матерью, поскольку компенсационная выплата, которая была назначена истцу, назначается независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином. Указывает, что показания свидетелей Н.С.М. и Г.Е.И. не могут быть приняты во внимание, поскольку о том, что истец проживает в <адрес> им известно с ее слов (Вергизовой Т.А.). Показания свидетеля Вергизова Н.А. также не могут быть приняты во внимание, поскольку он в спариваемый период был зарегистрирован в <адрес>. Мотивы регистрации истца в квартире, расположенной в <адрес> в судебном заседании назвать не смогла. Просит взыскать расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за апелляционное обжалование решения суда.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Вергизова Т.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание истец Вергизова Т.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена заблаговременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представила, и отложить разбирательство дела суд не просила.

При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель ответчика - ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия Ваганова Т.В. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам и просил её ужлвдетворить.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации предусматривают, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Как следует их материалов дела, 09 января 2017 г. Вергизова Т.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия №917/17 от 17 января 2017 г. Вергизовой Т.А. отказано в назначении пенсии по старости по нормам статьи 8 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом статьи 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку из представленных документов усматривается, что Вергизова Т.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 15 апреля 2015 г. Продолжительность проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом заявителя на дату обращения составляет 1 год 09 месяцев 2 дня, что является недостаточным для приобретения права на пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению.

Суд первой инстанции признал решение пенсионного органа незаконным и отменил его, удовлетворив исковые требования Вергизовой Т.А.

Судебная коллегия находит вывод суда правильным, соответствующим нормам материального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Аналогичная норма была закреплена в статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утратил силу с 01 января 2015 г.).

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации № 166 от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в указанной зоне в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона № 1244-1 от 15 мая 1991 г.

Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Федерального закона).

Согласно разъяснению от 19 апреля 2000 г. № 4 «О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Министерства труда и социального развития Российской Федерации (утвержденному постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. № 33), пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 1). Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2). При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона учитывается Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582 (пункт 3). В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 4).

Согласно распоряжению Совета Министров и Правительства Российской Федерации от 05 апреля 1993 г. № 557-р, распоряжению Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р, <адрес> Республики Мордовия включено в перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.

Для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона № 166 от 15 декабря 2001 г., необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы (26 апреля 1986 г.) по 30 июня 1986 г. независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 11 июля 2006 г. № 403-О отмечает, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

В соответствии с Законом Российской Федерации № 5242-1 от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом доказан факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 01 сентября 1992 г. по 14 апреля 2015 г. по адресу: <адрес>.

Данный вывод судом сделан на основании справки №776 от 13 декабря 2016 г., выданной Администрацией Отрадненского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, из которой усматривается, что Вергизова Т.А. <дата> года рождения постоянно проживает в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в <адрес> без регистрации с августа 1992 года по 14 апреля 2015 г., а с 15 апреля 2015 г. зарегистрирована и проживает по вышеуказанному адресу.

Согласно выписки из домовой книги, выданной 13 декабря 2016 г. Администрацией Отрадненского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы: Вергизов Н.А., <дата> года рождения, дата регистрации <дата>; Вергизова М.Н., <дата> года рождения, дата регистрации <дата>; Вергизова Т.А., <дата> года рождения, дата регистрации <дата> Владельцем жилья указана Вергизова М.Н..

Суд учел, что в спорный период времени Вергизова Т.А. проживая со своей престарелой матерью - Вергизовой М.Н. <дата> года рождения в жилом помещении, принадлежащем последней и расположенном по адресу: <адрес>, осуществляла уход за ней. Данный факт подтверждается заявлением Вергизовой М.Н. в Пенсионный фонд от 22 января 2008 г. с местом проживания в <адрес> о начислении Вергизовой Т.А. выплат по уходу за Вергизовой М.Н. и справкой ответчика №765/17 от 09 января 2017 г. об установлении начислений Вегизовой Т.А. соответствующих социальных выплат

Как следует из выписки из медицинской карты амбулаторного больного, выданной ГБУЗ РМ «Комсомольская межрайонная больница» Чамзинская поликлиника от 17 марта 2017 г., Вергизова М.Н., 1928 г.р. наблюдается в Чамзинской поликлинике с рождения. Больная постоянно нуждается в постороннем уходе, контакт не возможен из-за речевых нарушений.

Согласно свидетельству о рождении 11-ЖЗ №098244 от 13 февраля 1965 г. матерью Вергизовой Т.А. <дата> года рождения является Вергизова М.Н..

Факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в <адрес> подтвержден в судебном заседании показаниями свидетелей К.В.В., С.Н.В., Г.Н.И. и Вергизова Н.А.

Кроме того, из архивной выписки из домовой книги по адресу: <адрес>, следует, что в указанном жилом помещении зарегистрированы следующие лица: Вергизов А.Ф., <дата> года рождения, глава семьи, период регистрации: с 17 февраля 1977 г. по 31 января 1981 г., Вергизова М.Н., <дата> года рождения, жена, период регистрации: с 17 февраля 1977 г. по 03 декабря 2004 г., Вергизова В.А., <дата> года рождения, дочь, период регистрации: с 17 февраля 1977 г. по 26 сентября 2014 г., Вергизов Н.А. <дата> года рождения, сын, период регистрации: с 25 декабря 1980 г. по 15 апреля 2015 г., Вергизова Т.А., <дата> года рождения, дочь, периоды регистрации: с 13 марта 1981 г. по 16 февраля1988 г., с 26 декабря 1990 г. по 15 апреля 2015 г.

Как следует из материалов дела по приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>, следует, что на основании договоров передачи жилого помещения в собственность (квартиры) №4565-2 от 07 июля 2004 г. Вергизова В.А., ввиду отказа от участия в приватизации Вергизова Н.А., Вергизовой Т.А., Вергизовой М.Н. приобрела в собственность вышеуказанную квартиру.

Из свидетельства государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия 27 марта 2015 г., Вергизова Т.А., <дата> года рождения на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного временно нотариусом Чамзинского нотариального округа Республики Мордовия 18 марта 2015 г. №2-1624, является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Тот факт, что истец не проживала в спорный период времени по месту регистрации подтвердили свидетели Н.С.М. и Г.Е.И.

У судебной коллегии отсутствуют основания не доверять представленным доказательствам.

Факт постоянного проживания истца в спорный период подтверждается совокупностью исследованных в суде первой инстанции доказательств как устных, так и письменных, отказ же ответчика в назначении пенсии ущемляет конституционное право истца на социальное обеспечение по возрасту.

В связи с этим, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что у суда не было законных оснований для удовлетворения требований истца, поскольку факт проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден, является несостоятельным.

Установив перечисленные выше обстоятельства, свидетельствующие о том, что Вергизова Т.А. в период с 01 сентября 1992 г. по 14 апреля 2015 г. проживала в <адрес> Республики Мордовия, находящемся в зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об установлении факта проживания истца на указанной территории и понуждении ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Вергизовой Т.А. пенсию по старости с учетом снижения пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с 13 января 2017 г.

Судебная коллегия отмечает, что изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют основания отказа пенсионного органа в назначении истцу пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом норм статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г., были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную оценку в решении суда и по изложенным в решении мотивам обоснованно отклонены.

Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, отвечает требованиям материального и процессуального права, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Доказательств, опровергающих выводы суда, Пенсионный фонд не представил.

Правильное по существу решение суда не может быть отменено по формальным основаниям.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чамзинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 20 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия Лямановой Е.В.. – без удовлетворения.

    

Судья – председательствующий                Н.В.Демидчик    

судьи                 Т.А.Елина

Н.П.Ерина    

33-1183/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Вергизова Т.А.
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в Чамзинском муниципальном районе по Рм
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Ерина Нина Павловна
Дело на странице суда
vs.mor.sudrf.ru
20.06.2017Судебное заседание
22.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее