Дело №2а-5526/17 Строка 3.163
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.10.2017 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: административного истца Карцева А.А., представителя административного ответчика военного комиссариата Воронежской области в лице старшего помощника начальника отдела военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа по доверенности от 26.12.2016 года Барготина С.В., административного ответчика - председателя ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа Христофорова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Карцева Алексея Александровича к военному комиссариату Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа, военному комиссариату Воронежской области, председателю ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа о признании незаконным решения военно-врачебной комиссии военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа, обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Карцев Алексей Александрович обратился в Ленинский районный суд г.Воронежа с административным иском к военному комиссариату Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа, военному комиссариату Воронежской области, председателю ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа о признании незаконным решения военно-врачебной комиссии военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа, обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов.
В исковом заявлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Военный Комиссариат Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронеж с заявлением о направлении на медицинское переосвидетельствование с целью определения категории годности к военной службе по состоянию здоровья. Предварительно истец обследовался в поликлинике № <адрес> (по месту жительства) у врача травматолог-ортопед, который дал заключение о пригодности истца к физическому труду, способности выполнять физическую нагрузку и функционировании левого плечевого сустава без ограничений.
Явившись на медицинскую комиссию, истец начал проходить врачей, успешно сдал анализы, получил справки со всех диспансеров о том, что не состоит на учете. Врачи военной врачебной комиссии (ВВК) признали истца годным к военной службе, за исключением врачей хирургов, которые не смогли оценить состояние здоровья истца после операции на плечевом суставе, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в ГКБ № <адрес>. В связи с возникшими сомнениями врачи ВВК направили истца на обследование в медицинские учреждения для того, чтобы врачи специалисты дали свое экспертное заключение о состоянии здоровья истца. На основании указанных заключений ВВК принимает решение о годности к военной службе. По результатам обследования врачами специалистами не было выявлено каких-либо заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», позволяющих признать истца ограниченно годным к военной службе. На все предоставленные истцом медицинские документы, подтверждающие его положительное состояние здоровья, ВВК приняло решение от ДД.ММ.ГГГГ о его годности к военной службе по категории В, то есть ограничено годен, а именно ст.65 пункт В, ст.81 пункт Г, ст.45 пункт Г (приложение № копия протокола № от ДД.ММ.ГГГГ), что не дает истцу возможности поступить на службу по контракту в Вооруженные Силы РФ.
Истец указывает, что Пункт «В», который ему поставили, означает: с незначительным нарушением функций. Для оценки амплитуды движений в суставах следует руководствоваться таблицей 4 Расписания болезней, которая говорит о том, что незначительное нарушение функции сустава плечевого с плечевым поясом соответствует следующие показатели: сгибание – 120 градусов, разгибание – 30 градусов, отведение – 115 градусов. Результаты обследования истца врачами специалистами и врачами ВВК подтверждают, что его плечевые суставы с плечевым поясом не имеют ограничения своих функций: сгибание - 180 градусов, разгибание - 40 градусов, отведение - 180 градусов. Что соответствует пункту «Г» этой статьи. Таким образом, это соответствует категории «Б» - годен с незначительными ограничениями. Так же в этой статье имеется список заболеваний, дающих ограничение годности к военной службе. Как показывают данные объективного исследования - АКТ исследования состояния здоровья в ГКБ № им. К.В. Федяевского от ДД.ММ.ГГГГ, куда истца направили на обследование по поводу состояния после операции, несостоятельности металлоконструкций, отсутствия костного сращения, свидетельствует, что состояние левого плечевого сустава истца соответствует норме, а именно: без внешней деформации, отека нет, нагрузки безболезненны, чувствительность в руке сохранена, движения соответствуют норме. Никаких ограничивающих и требующих лечения показаний по поводу несостоятельности металлоконструкций и отсутствия костного сращения между клювовидным отростком и лопаточной впадиной, врачами - экспертами отмечено не было. В подтверждение тому имеются УЗИ плечевого сустава № от ДД.ММ.ГГГГ, Электронейромиография от ДД.ММ.ГГГГ, Компьютерная томография левого плечевого сустава № от ДД.ММ.ГГГГ, рентгенография левого плечевого сустава от ДД.ММ.ГГГГ.
Диагноз согласно Акту: <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. <данные изъяты>.
Истец указывает, что заболевания и их стадии, предусмотренные пунктом «В» данной статьи, у него отсутствуют.
Так же были предоставлены АКТ исследования состояния здоровья № БУЗ ВО «Воронежская городская поликлиника №» корпус № от 05.10.2015г. и Справка-Эпикриз из <адрес> <адрес> клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины «Реабилитация» от ДД.ММ.ГГГГ. врача травматолога Шишкина А.В., согласно которым у истца отсутствуют заболевания, предусмотренные ст. 65 пункт «В».
Статья 81 Расписания болезней - «Последствия переломов позвоночника, костей туловища, верхних и нижних конечностей (переломов костей газа, лопатки, ключицы, грудины, ребер, плечевой, лучевой и локтевой костей, шейки бедра и бедренной кости, большеберцовой и малоберцовой костей, надколенника и других костей)».
Пункту «Г» этой статьи, на который ссылается комиссия ВВК, предусматривает: последствия компрессионных переломов тел позвонков без деформации и нарушения функций позвоночника; неудаленные металлические конструкции после остеосинтеза переломов костей, не указанных в пункте "в". Истец указывает, что у него никогда не было и нет переломов костей. Металлоконструкции (два винта) в левом плечевом суставе появились в результате операции Латерже по поводу привычного вывиха левого плечевого сустава, а не перелома каких-либо костей. Клювовидный отросток (костный трансплантат) размером 15x14x14 миллиметров был отпилен с помощью осциллирующей пилы и перемещен в более удобное место в суставе (передний край суставной впадины лопатки) и закреплен винтами. Какую - либо опорную и двигательную функцию он не несет. Следовательно, основываясь на данных объективного исследования - Компьютерная томография и Рентгенография, делается вывод, что данная статья 81 по отношению ко истцу не применима. Все эти показания соответствуют пункту «Г» ст. 65 Расписания болезней.
Статья 45 Расписания болезней - «Болезни, врожденные аномалии развития и последствия повреждений аорты, магистральных и периферических артерий и вен, лимфатических сосудов».
Пункт «Г» этой статьи, на который ссылается комиссия ВВК, предусматривает заболевания, имеющие I (первую) и более степень (стадию). Вместе с тем АКТ № исследования состояния здоровья «Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи №» от ДД.ММ.ГГГГ. дает заключение, а именно: Диагноз: <данные изъяты>. Истец указывает, что по отношению к нему статья 45 не применима.
В соответствии с положениями п.1, п.2 ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе) и решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при поступлении на военную службу по контракту утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение о ВВК).
В соответствии с п. 8 Положения о ВВК гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении него заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
Пунктом 84 Положения о ВВК установлено, что граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми.
Согласно п.п. 87, 90 Положения о ВВК граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены отделами военных комиссариатов (военно-врачебными комиссиями федеральных органов исполнительной власти) в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. Заключение о годности к военной службе граждан, ограниченно годных к военной службе, выносится по категориям, предусмотренным пунктом 18 Положения: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Согласно п.4, п.6 Положения о ВВК военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе с вынесением письменного заключения. Годность к военной службе определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно Расписанию болезней.
Истец указывает, что вынесенное ВВК решение не соответствует результатам обследований врачей - экспертов медицинских учреждений, в которые он был направлен ВВК.
Таким образом, медицинских оснований для признания истца ограниченно годным по статье 65 пункт «В» не имеется. Так же ст. 81 пункт «Г» и ст. 45 пункт «Г» не подтверждены медицинскими документами. Основываясь на заключениях врачей экспертов в медицинских учреждениях, где истец проходил обследования, в отношении его годности к военной службе согласно Расписанию болезней подлежит применению ст. 65 пункт «Г»: при наличии объективных данных без нарушения функций.
Истец считает решение военно-врачебной комиссии Военного Комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, и ущемляющим его права и законные интересы, в том числе предусмотренные ст.59 Конституции РФ, так как препятствует его поступлению на службу по контракту в Вооруженные Силы РФ.
На основании вышеизложенного, истец обратился в суд и просит: признать решение военно-врачебной комиссии военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ; обязать военно-врачебную комиссию военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца.
В ходе подготовке дела к судебному разбирательству в качестве соответчиков привлечены Военный комиссариат Воронежской области и председатель ВВК отдела военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная экспертиза в ООО «Независимая военно-врачебная экспертиза» (л.д.35-36).
Согласно выводам судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 65, пункта «г», графы II, Расписания болезней (утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»), категория годности к военной службе Карцева Алексея Александровича: «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
В ходе рассмотрения дела административный истец Карцев А.А. уточнил требования, просил признать решение военно-врачебной комиссии военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить; обязать председателя ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа и военный комиссариат Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа устранить нарушения прав, свобод и законных интересов, а именно принять решение о признании Карцева Алексея Александровича годным к военной службе с незначительными ограничениями на основании статьи 65, пункта «Г», графы II, Расписания болезней (утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»), категория годности к военной службе «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, с внесением соответствующей записи в Военный билет; взыскать судебные расходы в размере 77 253 руб.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Карцева Алексея Александровича к военному комиссариату Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа, военному комиссариату Воронежской области, председателю ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа о признании незаконным и отмене решения военно-врачебной комиссии военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ; обязании председателя ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа и военный комиссариат Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа устранить нарушения прав, свобод и законных интересов, а именно принять решение о признании Карцева Алексея Александровича годным к военной службе с незначительными ограничениями на основании статьи 65, пункта «Г», графы II, Расписания болезней (утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»), категория годности к военной службе «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, с внесением соответствующей записи в Военный билета отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Административный истец Карцев А.А. в судебном заседании уточненные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика военного комиссариата Воронежской области в лице старшего помощника начальника отдела военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа по доверенности Барготин С.В. требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Административный ответчик - председатель ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа Христофоров А.В. требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно частей 1, 7 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из материалов административного дела №2а-3925/16 по административному иску Карцева А.А. к военному комиссариату Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа, военному комиссариату Воронежской области, председателю ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа о признании незаконным решения военно-врачебной комиссии военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа, обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов следует, что первоначально Карцев А.А. обратился в суд с аналогичными требованиями ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах установленного трехмесячного срока, которое было оставлено без рассмотрения определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в котором административному истцу разъяснено, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного иска без рассмотрения, он вправе вновь обратиться в суд с указанным иском.
С учетом изложенного, суд считает возможным восстановить административному истцу Карцеву А.А. срок на обращение в суд, поскольку им были устранены недостатки, имеющиеся в первоначальном административном иске.
В судебном заседании установлено, что заключением от ДД.ММ.ГГГГ военно-врачебной комиссии военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа Карцев Алексей Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был признан ограниченно годным к военной службе на основании пункта «в» ст.65, пункта «г» ст.81 и пункта «г» ст.45 графы II Расписания болезней и в соответствии с Таблицей № (приложение к Положению о ВВЭ утвержденному постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ), так как Карцев А.А. ДД.ММ.ГГГГ перенес операцию Латарже на левом плечевом суставе (л.д.12-14).
Согласно ч.1 ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает призыв на военную службу.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Подпункт а) ст.23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает, что граждане, признанные по состоянию здоровья ограниченно годными к военной службе, от призыва на военную службу освобождаются и, в соответствии со статьей 52 указанного Федерального закона, зачисляются в запас.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.33 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.
Медицинское освидетельствование граждан (иностранных граждан) проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности гражданина (иностранного гражданина) к военной службе в соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 настоящего Федерального закона. На военную службу по контракту может быть принят гражданин (иностранный гражданин), признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Пунктами 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В силу пункта 9 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию, в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
В соответствии с пунктом 69 Положения о военно-врачебной экспертизе Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья).
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 4 статьи 52). Положением установлено, что освидетельствование и обследование граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, организуют федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (статья 69 раздела VI).
Согласно пунктам 84 и 85 Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми. Обследование и освидетельствование военнослужащих, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организуется и проводится в порядке, определенном пунктами 50 - 67 данного Положения.
Организация освидетельствования иных категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.
Согласно п.87 Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены отделами военных комиссариатов (военно-врачебными комиссиями федеральных органов исполнительной власти) в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
Следовательно, на врачебных комиссиях лежит обязанность проведения объективного и всестороннего медицинского освидетельствования, с целью выявления имеющихся у свидетельствуемого лица заболеваний и определения категории годности. Эти требования направлены на обеспечение прав граждан и интересов военной службы.
В силу взаимосвязанных положений частей 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы.
Указанный закон также закрепляет, что военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).
При этом действующее законодательство не устанавливает запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Заключением военно-врачебной комиссии, оформленным в форме протокола № от ДД.ММ.ГГГГ года Карцев А.А. был признан годным к военной службе по категории В, то есть ограничено годным, а именно по ст.65 пункт «в», ст.81 пункт «г», ст.45 пункт «г» (л.д.12-14). Указанное решение ВВК от ДД.ММ.ГГГГ является повторным, так как ранее решением призывной комиссии Ленинского района г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ Карцев А.А. признан ограничено годным к военной службе по п. «в» и препятствует административному истцу в реализации его права на военную службу по контракту, а также на установление объективной категории годности к военной службе.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно выводам судебной экспертизы ООО «Независимая военно-врачебная экспертиза» № от ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 65, пункта «г», графы II, Расписания болезней (утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»), категория годности к военной службе Карцева Алексея Александровича: «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями. Суд принимает данное заключение в качестве допустимого доказательства, поскольку оно полное, мотивированное, соответствует требованиям закона, эксперт был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ.
В силу ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Часть 2 ст.168 КАС РФ закрепляет, что заключение эксперта исследуется в судебном заседании, оценивается судом наряду с другими доказательствами и не имеет для суда заранее установленной силы.
Таким образом, при определении категории годности Карцева А.А. к военной службе суд руководствуется выводами судебной экспертизы, согласно которой на основании статьи 65, пункта «г», графы II, Расписания болезней (утвержденным Постановлением правительства РФ от 04.07.2013 года №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»), категория годности к военной службе Карцева Алексея Александровича: «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
В связи с чем, выводы заключения ВВК, изложенные в решении от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют действительности, так как сделаны без учета фактического состояния здоровья Карцева А.А., что подтверждено совокупностью доказательств по делу, в том числе медицинскими заключениями о состоянии здоровья, а также результатами судебной экспертизы, которые не были опровергнуты в судебном заседании административными ответчиками.
Судом отклоняются доводы представителя административного ответчика военного комиссариата Воронежской области, а также административного ответчика председателя ВВК Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа о законности и обоснованности оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ и отсутствии нарушений прав и законных интересов Карцева А.А. как основанные на неправильном толковании действующего законодательства.
Статья 4 КАС РФ гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании вышеизложенного, требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку нашли свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить решение военно-врачебной комиссии военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать председателя ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа и военный комиссариат Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Карцева Алексея Александровича, а именно в течение двух недель с момента вступления настоящего решения суда в законную силу принять решение о признании Карцева Алексея Александровича годным к военной службе с незначительными ограничениями на основании статьи 65, пункта «Г», графы II, Расписания болезней (утвержденным Постановлением правительства РФ от 04.07.2013 года №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»), категория годности к военной службе «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, с внесением соответствующей записи в военный билет, об исполнении решения суда сообщить административному истцу и суду не позднее одного месяца с даты вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.10.2017 года
Дело №2а-5526/17 Строка 3.163
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.10.2017 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: административного истца Карцева А.А., представителя административного ответчика военного комиссариата Воронежской области в лице старшего помощника начальника отдела военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа по доверенности от 26.12.2016 года Барготина С.В., административного ответчика - председателя ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа Христофорова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Карцева Алексея Александровича к военному комиссариату Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа, военному комиссариату Воронежской области, председателю ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа о признании незаконным решения военно-врачебной комиссии военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа, обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Карцев Алексей Александрович обратился в Ленинский районный суд г.Воронежа с административным иском к военному комиссариату Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа, военному комиссариату Воронежской области, председателю ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа о признании незаконным решения военно-врачебной комиссии военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа, обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов.
В исковом заявлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Военный Комиссариат Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронеж с заявлением о направлении на медицинское переосвидетельствование с целью определения категории годности к военной службе по состоянию здоровья. Предварительно истец обследовался в поликлинике № <адрес> (по месту жительства) у врача травматолог-ортопед, который дал заключение о пригодности истца к физическому труду, способности выполнять физическую нагрузку и функционировании левого плечевого сустава без ограничений.
Явившись на медицинскую комиссию, истец начал проходить врачей, успешно сдал анализы, получил справки со всех диспансеров о том, что не состоит на учете. Врачи военной врачебной комиссии (ВВК) признали истца годным к военной службе, за исключением врачей хирургов, которые не смогли оценить состояние здоровья истца после операции на плечевом суставе, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в ГКБ № <адрес>. В связи с возникшими сомнениями врачи ВВК направили истца на обследование в медицинские учреждения для того, чтобы врачи специалисты дали свое экспертное заключение о состоянии здоровья истца. На основании указанных заключений ВВК принимает решение о годности к военной службе. По результатам обследования врачами специалистами не было выявлено каких-либо заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», позволяющих признать истца ограниченно годным к военной службе. На все предоставленные истцом медицинские документы, подтверждающие его положительное состояние здоровья, ВВК приняло решение от ДД.ММ.ГГГГ о его годности к военной службе по категории В, то есть ограничено годен, а именно ст.65 пункт В, ст.81 пункт Г, ст.45 пункт Г (приложение № копия протокола № от ДД.ММ.ГГГГ), что не дает истцу возможности поступить на службу по контракту в Вооруженные Силы РФ.
Истец указывает, что Пункт «В», который ему поставили, означает: с незначительным нарушением функций. Для оценки амплитуды движений в суставах следует руководствоваться таблицей 4 Расписания болезней, которая говорит о том, что незначительное нарушение функции сустава плечевого с плечевым поясом соответствует следующие показатели: сгибание – 120 градусов, разгибание – 30 градусов, отведение – 115 градусов. Результаты обследования истца врачами специалистами и врачами ВВК подтверждают, что его плечевые суставы с плечевым поясом не имеют ограничения своих функций: сгибание - 180 градусов, разгибание - 40 градусов, отведение - 180 градусов. Что соответствует пункту «Г» этой статьи. Таким образом, это соответствует категории «Б» - годен с незначительными ограничениями. Так же в этой статье имеется список заболеваний, дающих ограничение годности к военной службе. Как показывают данные объективного исследования - АКТ исследования состояния здоровья в ГКБ № им. К.В. Федяевского от ДД.ММ.ГГГГ, куда истца направили на обследование по поводу состояния после операции, несостоятельности металлоконструкций, отсутствия костного сращения, свидетельствует, что состояние левого плечевого сустава истца соответствует норме, а именно: без внешней деформации, отека нет, нагрузки безболезненны, чувствительность в руке сохранена, движения соответствуют норме. Никаких ограничивающих и требующих лечения показаний по поводу несостоятельности металлоконструкций и отсутствия костного сращения между клювовидным отростком и лопаточной впадиной, врачами - экспертами отмечено не было. В подтверждение тому имеются УЗИ плечевого сустава № от ДД.ММ.ГГГГ, Электронейромиография от ДД.ММ.ГГГГ, Компьютерная томография левого плечевого сустава № от ДД.ММ.ГГГГ, рентгенография левого плечевого сустава от ДД.ММ.ГГГГ.
Диагноз согласно Акту: <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. <данные изъяты>.
Истец указывает, что заболевания и их стадии, предусмотренные пунктом «В» данной статьи, у него отсутствуют.
Так же были предоставлены АКТ исследования состояния здоровья № БУЗ ВО «Воронежская городская поликлиника №» корпус № от 05.10.2015г. и Справка-Эпикриз из <адрес> <адрес> клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины «Реабилитация» от ДД.ММ.ГГГГ. врача травматолога Шишкина А.В., согласно которым у истца отсутствуют заболевания, предусмотренные ст. 65 пункт «В».
Статья 81 Расписания болезней - «Последствия переломов позвоночника, костей туловища, верхних и нижних конечностей (переломов костей газа, лопатки, ключицы, грудины, ребер, плечевой, лучевой и локтевой костей, шейки бедра и бедренной кости, большеберцовой и малоберцовой костей, надколенника и других костей)».
Пункту «Г» этой статьи, на который ссылается комиссия ВВК, предусматривает: последствия компрессионных переломов тел позвонков без деформации и нарушения функций позвоночника; неудаленные металлические конструкции после остеосинтеза переломов костей, не указанных в пункте "в". Истец указывает, что у него никогда не было и нет переломов костей. Металлоконструкции (два винта) в левом плечевом суставе появились в результате операции Латерже по поводу привычного вывиха левого плечевого сустава, а не перелома каких-либо костей. Клювовидный отросток (костный трансплантат) размером 15x14x14 миллиметров был отпилен с помощью осциллирующей пилы и перемещен в более удобное место в суставе (передний край суставной впадины лопатки) и закреплен винтами. Какую - либо опорную и двигательную функцию он не несет. Следовательно, основываясь на данных объективного исследования - Компьютерная томография и Рентгенография, делается вывод, что данная статья 81 по отношению ко истцу не применима. Все эти показания соответствуют пункту «Г» ст. 65 Расписания болезней.
Статья 45 Расписания болезней - «Болезни, врожденные аномалии развития и последствия повреждений аорты, магистральных и периферических артерий и вен, лимфатических сосудов».
Пункт «Г» этой статьи, на который ссылается комиссия ВВК, предусматривает заболевания, имеющие I (первую) и более степень (стадию). Вместе с тем АКТ № исследования состояния здоровья «Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи №» от ДД.ММ.ГГГГ. дает заключение, а именно: Диагноз: <данные изъяты>. Истец указывает, что по отношению к нему статья 45 не применима.
В соответствии с положениями п.1, п.2 ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе) и решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при поступлении на военную службу по контракту утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение о ВВК).
В соответствии с п. 8 Положения о ВВК гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении него заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
Пунктом 84 Положения о ВВК установлено, что граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми.
Согласно п.п. 87, 90 Положения о ВВК граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены отделами военных комиссариатов (военно-врачебными комиссиями федеральных органов исполнительной власти) в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. Заключение о годности к военной службе граждан, ограниченно годных к военной службе, выносится по категориям, предусмотренным пунктом 18 Положения: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Согласно п.4, п.6 Положения о ВВК военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе с вынесением письменного заключения. Годность к военной службе определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно Расписанию болезней.
Истец указывает, что вынесенное ВВК решение не соответствует результатам обследований врачей - экспертов медицинских учреждений, в которые он был направлен ВВК.
Таким образом, медицинских оснований для признания истца ограниченно годным по статье 65 пункт «В» не имеется. Так же ст. 81 пункт «Г» и ст. 45 пункт «Г» не подтверждены медицинскими документами. Основываясь на заключениях врачей экспертов в медицинских учреждениях, где истец проходил обследования, в отношении его годности к военной службе согласно Расписанию болезней подлежит применению ст. 65 пункт «Г»: при наличии объективных данных без нарушения функций.
Истец считает решение военно-врачебной комиссии Военного Комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, и ущемляющим его права и законные интересы, в том числе предусмотренные ст.59 Конституции РФ, так как препятствует его поступлению на службу по контракту в Вооруженные Силы РФ.
На основании вышеизложенного, истец обратился в суд и просит: признать решение военно-врачебной комиссии военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ; обязать военно-врачебную комиссию военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца.
В ходе подготовке дела к судебному разбирательству в качестве соответчиков привлечены Военный комиссариат Воронежской области и председатель ВВК отдела военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная экспертиза в ООО «Независимая военно-врачебная экспертиза» (л.д.35-36).
Согласно выводам судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 65, пункта «г», графы II, Расписания болезней (утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»), категория годности к военной службе Карцева Алексея Александровича: «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
В ходе рассмотрения дела административный истец Карцев А.А. уточнил требования, просил признать решение военно-врачебной комиссии военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить; обязать председателя ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа и военный комиссариат Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа устранить нарушения прав, свобод и законных интересов, а именно принять решение о признании Карцева Алексея Александровича годным к военной службе с незначительными ограничениями на основании статьи 65, пункта «Г», графы II, Расписания болезней (утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»), категория годности к военной службе «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, с внесением соответствующей записи в Военный билет; взыскать судебные расходы в размере 77 253 руб.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Карцева Алексея Александровича к военному комиссариату Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа, военному комиссариату Воронежской области, председателю ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа о признании незаконным и отмене решения военно-врачебной комиссии военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ; обязании председателя ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа и военный комиссариат Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа устранить нарушения прав, свобод и законных интересов, а именно принять решение о признании Карцева Алексея Александровича годным к военной службе с незначительными ограничениями на основании статьи 65, пункта «Г», графы II, Расписания болезней (утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»), категория годности к военной службе «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, с внесением соответствующей записи в Военный билета отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Административный истец Карцев А.А. в судебном заседании уточненные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика военного комиссариата Воронежской области в лице старшего помощника начальника отдела военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа по доверенности Барготин С.В. требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Административный ответчик - председатель ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа Христофоров А.В. требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно частей 1, 7 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из материалов административного дела №2а-3925/16 по административному иску Карцева А.А. к военному комиссариату Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа, военному комиссариату Воронежской области, председателю ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа о признании незаконным решения военно-врачебной комиссии военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа, обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов следует, что первоначально Карцев А.А. обратился в суд с аналогичными требованиями ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах установленного трехмесячного срока, которое было оставлено без рассмотрения определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в котором административному истцу разъяснено, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного иска без рассмотрения, он вправе вновь обратиться в суд с указанным иском.
С учетом изложенного, суд считает возможным восстановить административному истцу Карцеву А.А. срок на обращение в суд, поскольку им были устранены недостатки, имеющиеся в первоначальном административном иске.
В судебном заседании установлено, что заключением от ДД.ММ.ГГГГ военно-врачебной комиссии военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа Карцев Алексей Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был признан ограниченно годным к военной службе на основании пункта «в» ст.65, пункта «г» ст.81 и пункта «г» ст.45 графы II Расписания болезней и в соответствии с Таблицей № (приложение к Положению о ВВЭ утвержденному постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ), так как Карцев А.А. ДД.ММ.ГГГГ перенес операцию Латарже на левом плечевом суставе (л.д.12-14).
Согласно ч.1 ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает призыв на военную службу.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Подпункт а) ст.23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает, что граждане, признанные по состоянию здоровья ограниченно годными к военной службе, от призыва на военную службу освобождаются и, в соответствии со статьей 52 указанного Федерального закона, зачисляются в запас.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.33 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.
Медицинское освидетельствование граждан (иностранных граждан) проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности гражданина (иностранного гражданина) к военной службе в соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 настоящего Федерального закона. На военную службу по контракту может быть принят гражданин (иностранный гражданин), признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Пунктами 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В силу пункта 9 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию, в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
В соответствии с пунктом 69 Положения о военно-врачебной экспертизе Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья).
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 4 статьи 52). Положением установлено, что освидетельствование и обследование граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, организуют федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (статья 69 раздела VI).
Согласно пунктам 84 и 85 Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми. Обследование и освидетельствование военнослужащих, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организуется и проводится в порядке, определенном пунктами 50 - 67 данного Положения.
Организация освидетельствования иных категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.
Согласно п.87 Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены отделами военных комиссариатов (военно-врачебными комиссиями федеральных органов исполнительной власти) в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
Следовательно, на врачебных комиссиях лежит обязанность проведения объективного и всестороннего медицинского освидетельствования, с целью выявления имеющихся у свидетельствуемого лица заболеваний и определения категории годности. Эти требования направлены на обеспечение прав граждан и интересов военной службы.
В силу взаимосвязанных положений частей 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы.
Указанный закон также закрепляет, что военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).
При этом действующее законодательство не устанавливает запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Заключением военно-врачебной комиссии, оформленным в форме протокола № от ДД.ММ.ГГГГ года Карцев А.А. был признан годным к военной службе по категории В, то есть ограничено годным, а именно по ст.65 пункт «в», ст.81 пункт «г», ст.45 пункт «г» (л.д.12-14). Указанное решение ВВК от ДД.ММ.ГГГГ является повторным, так как ранее решением призывной комиссии Ленинского района г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ Карцев А.А. признан ограничено годным к военной службе по п. «в» и препятствует административному истцу в реализации его права на военную службу по контракту, а также на установление объективной категории годности к военной службе.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно выводам судебной экспертизы ООО «Независимая военно-врачебная экспертиза» № от ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 65, пункта «г», графы II, Расписания болезней (утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»), категория годности к военной службе Карцева Алексея Александровича: «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями. Суд принимает данное заключение в качестве допустимого доказательства, поскольку оно полное, мотивированное, соответствует требованиям закона, эксперт был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ.
В силу ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Часть 2 ст.168 КАС РФ закрепляет, что заключение эксперта исследуется в судебном заседании, оценивается судом наряду с другими доказательствами и не имеет для суда заранее установленной силы.
Таким образом, при определении категории годности Карцева А.А. к военной службе суд руководствуется выводами судебной экспертизы, согласно которой на основании статьи 65, пункта «г», графы II, Расписания болезней (утвержденным Постановлением правительства РФ от 04.07.2013 года №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»), категория годности к военной службе Карцева Алексея Александровича: «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
В связи с чем, выводы заключения ВВК, изложенные в решении от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют действительности, так как сделаны без учета фактического состояния здоровья Карцева А.А., что подтверждено совокупностью доказательств по делу, в том числе медицинскими заключениями о состоянии здоровья, а также результатами судебной экспертизы, которые не были опровергнуты в судебном заседании административными ответчиками.
Судом отклоняются доводы представителя административного ответчика военного комиссариата Воронежской области, а также административного ответчика председателя ВВК Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронежа о законности и обоснованности оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ и отсутствии нарушений прав и законных интересов Карцева А.А. как основанные на неправильном толковании действующего законодательства.
Статья 4 КАС РФ гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании вышеизложенного, требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку нашли свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить решение военно-врачебной комиссии военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать председателя ВВК военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа и военный комиссариат Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г.Воронежа устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Карцева Алексея Александровича, а именно в течение двух недель с момента вступления настоящего решения суда в законную силу принять решение о признании Карцева Алексея Александровича годным к военной службе с незначительными ограничениями на основании статьи 65, пункта «Г», графы II, Расписания болезней (утвержденным Постановлением правительства РФ от 04.07.2013 года №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»), категория годности к военной службе «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, с внесением соответствующей записи в военный билет, об исполнении решения суда сообщить административному истцу и суду не позднее одного месяца с даты вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.10.2017 года