№ 2- 4252/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2013 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Дуниной О.А.,
при секретаре Башевой О.В.,
с участием прокурора Юрченко К.В.,
истца Макиенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора Красноярского края в интересах Макиенко А.В. к Администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,
У С Т А Н О В И Л:
Минусинский межрайонный прокурор Красноярского края обратился в суд в интересах Макиенко А.В. с иском к Администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Свои требования мотивировал тем, что Макиенко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Макиенко А.В. Т.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец Макиенко В.С. умер ДД.ММ.ГГГГ года. Постановлением главы г. Минусинска от ДД.ММ.ГГГГ № № Макиенко А.В. назначен опекун –Жданова А.И., жилое помещение за несовершеннолетним Макиенко А.В. не закреплялось. До смерти матери, семья Макиенко А.В. проживала в жилом помещении по <адрес>. Жилое помещение в 2004 году являлось непригодным для проживания. Согласно письму администрации г. Минусинска от ДД.ММ.ГГГГ года, Макиенко А.В. несовершеннолетним, в том числе Макиенко А.В., ДД.ММ.ГГГГ гарантирована постановка на учет для внеочередного получения жилого помещения. В настоящее время Макиенко А.В. не имеет жилого помещения, в котором он бы мог проживать постоянно, регистрации по месту жительства не имеет. Просит обязать администрацию г. Красноярска предоставить Макиенко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения, сроком на пять лет жилое помещение площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Красноярска Юрченко К.В., истец Макиенко А.В. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Минусинский межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель ответчика Администрация г. Красноярска не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерство образования и науки Красноярского края не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Указанная норма конкретизируется в ч.1 ст. 56 ГПК РФ, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание свих требований и возражений.
В силу ч.1,2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, в силу приведенных норм жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанными таковыми органом местного самоуправления, и признанными нуждающимися в жилых помещениях, т.е. для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда необходима совокупность двух приведенных условий.
Иным же категориям, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в силу ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.4 ст.49).
В соответствии с п.1,4,5, 12,14,15, ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000г., в редакции Закона Красноярского края № 3-979 от 20.12.2012 г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании следующих документов
Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.
Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» от 04.04.2005г. №25-уг, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства.
Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержден данным Указом Губернатора Красноярского края в соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка», в редакции Закона Красноярского края № 3-979 от 20.12.2012 г.. и устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
Согласно п.2 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
Согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Судом установлено, что Макиенко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (возраст ДД.ММ.ГГГГ лет), относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Его отец Макиенко В.С. умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 12), мать Макиенко Т.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 12 оборот)
Постановлением администрации г. Минусинска Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ года Жданова А.И. назначена попечителем над несовершеннолетними Макиенко Е.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., Макиенко А.В.,ДД.ММ.ГГГГр., Макиенко Н.В, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Макиенко О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.11).
Согласно договору о передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Ждановой А.И., Жданову С.А., Жданову А.А. передана в долевую собственность квартира по <адрес> (л.д. 18).
Согласно ордеру на служебное помещение от ДД.ММ.ГГГГ Макиенко Т. предоставлена отдельная квартира по <адрес> (л.д. 26).
Макиенко А.В., Макиенко Е.В., Макиенко Н.В., Макиенко О.В., выдано охранное свидетельство на жилое помещение, состоящее из трех смежных комнат по <адрес>. Основания бронирования: ходатайство ГОРОНО г. Минусинска (л.д.28).
Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район был составлен акт обследования технического состояния квартиры по <адрес>, закрепленной за детьми-сиротами Макиенко. Данная жилое помещение является непригодным для проживания (л.д. 25).
ДД.ММ.ГГГГ Макиенко Е.В. обратилась с заявлением в жилищную комиссию с просьбой о постановке ее и ее семьи на учет для получения жилой площади.
Как следует из ответа администрации г. Минусинска, в случае предоставления документа, подтверждающего, что жилое помещение по <адрес> является не пригодным для проживания, администрация г. Минусинска гарантирует постановку на учет в отдел по учету и распределения жилья администрации г. Минусинска для получения жилого помещения по списку внеочередников несовершеннолетнему Макиенко А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 30).
Решением краевой комиссии по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ отказано в признании нуждающимися в жилом помещении Макиенко И.В. в связи с имеющимся закрепленным жилым помещением (л.д. 31).
По результатам проверки прокуратурой Усть-Абаканского района было установлено, что согласно письму Министерства образования и науки Красноярского края поступившему в Управление образования г. Минусинска в ДД.ММ.ГГГГ году Макиенко О.В., Макиенко И.В. отказано в признании их нуждающимися в жилом помещении и постановке их на учет по Красноярскому краю, в связи с тем, что у них имеется закрепленное жилое помещение в Республике Хакасия. Макиенко А.В., Макиенко И.В., Макиенко О.В. было рекомендовано обратиться с письменным заявлением в орган опеки и попечительства управления образования администрации муниципального образования <адрес> о своем намерении вернуться и проживать в закрепленном жилом помещении в <адрес> (л.д. 23-24).
На обращение Ждановой А.И. в прокуратуру Республики Хакасия о постановке ранее ею опекаемых детей –сирот Макиенко, в том числе Макиенко А.В. на очередь на предоставления жилья, был дан ответ о возможности обратиться в администрацию <адрес> Республики Хакасия с заявлением о постановке на очередь на предоставление жилья в <адрес> (л.д. 33).
Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район Макиенко О.В. был дан ответ, согласно которому оснований предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот не предоставлено (л.д. 34).
По сведениям Красноярского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» по Красноярскому краю Минусинское городское БТИ сведений о регистрации права собственности на жилые объекты недвижимого имущества в г. Минусинске, Минусинском районе за Макиенко А.В. нет (л.д. 16, 19).
Согласно представленной информации Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края Минусинского межрайонного филиала, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Минусинска, Минусинского, Краснотуранского, Идринского районов право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за Макиенко А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., не зарегистрированы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Макиенко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на объекты недвижимого имущества (л.д.14 оборот).
Допрошенная в качестве свидетеля Евсеева Т.И. пояснила, она проживает совместно с Макиенко А.В. с марта 2013 года, в фактических брачных отношениях, ожидают рождение ребенка, до этого он проживал у своей сестры. Он намерен проживать в г. Красноярске, трудоустроен не официально.
Таким образом, судом установлено, что Макиенко А.В. (возраст ДД.ММ.ГГГГ лет), в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, какое либо жилье за ним не закреплялось, объекты недвижимого имущества на праве собственности и ином вещном праве за Макиенко А.В. не зарегистрированы, жилое помещение на условиях договора социального найма ему не предоставлялось. Кроме того, являясь сиротой и, нуждаясь в обеспечении жилой площадью, уполномоченным органом местного самоуправления своевременно и в установленном законом порядке по независящим от Макиенко А.В. причинам не был поставлен на учет и обеспечен жилым помещением по достижении 23 лет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Макиенко А.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в обеспечении жилым помещением, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории г. Красноярска ему не предоставлялось, Макиенко А.В. с 2012 года постоянно проживает на территории г. Красноярска. Меры к постановке Макиенко А.В. на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, органами опеки и попечительства своевременно приняты не были. В связи с тем, что Макиенко А.В. не был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения им возраста 23 лет, суд обязывает Администрацию г. Красноярска предоставить Макиенко А.В. на территории г. Красноярска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Минусинского межрайонного прокурора Красноярского края в интересах Макиенко А.В. удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Красноярска предоставить Макиенко А.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории г. Красноярска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения- 23 декабря 2013 года.
Председательствующий О.А.Дунина