Решение по делу № 2-209/2017 от 27.06.2017

Дело № 2-209/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2017 года                                 п.г.т. Погар

Погарский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Лаптейкова О.М.,

при секретаре Черковец Т.В.,

с участием помощника прокурора Погарского района Брянской области Титоревской Л.В.,

представителя ответчика – администрации Погарского района Брянской области – Прокопцовой Т.М., действующей на основании доверенности №17 от 15 марта 2017 г.,

представителя ответчика – Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – Чайкинский детский сад – Дмитроченко А.М., действующей на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Погарского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Погарского района Брянской области, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению – Чайкинский детский сад о понуждении к совершению действий по установке системы видеонаблюдения в здании образовательного учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Погарского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Погарского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБДОУ – Чайкинский детский сад, в ходе которой установлены нарушения Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Из материалов проверки следует, что в нарушение действующего законодательства МБДОУ – Чайкинский детский сад не оборудовано системой видеонаблюдения.

Согласно п. 1.6 Устава, утвержденного постановлением администрации Погарского района № 733 от 16.12.2015г., учредителем и собственником имущества МБДОУ – Чайкинский детский сад является муниципальное образование «Погарский район».

Нарушение антитеррористического законодательства является реальной угрозой жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае угрозы совершения террористического акта, так как отсутствие системы видеонаблюдения, кнопки экстренного вызова полиции, организации охраны отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, а также постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников.

В силу вышеизложенного прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Погарский район» обеспечить финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения в здании МБДОУ – Чайкинский детский сад, расположенном по адресу: Брянская область, Погарский район, п. Чайкино, ул. Светлая, д.25; обязать МБДОУ – Чайкинский детский сад установить систему видеонаблюдения в здании образовательного учреждения.

В судебном заседании помощник прокурора Погарского района Брянской области Титоревская Л.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Погарского района Брянской области – Прокопцова Т.М., исковые требования признала. При этом указала, что бюджетные ассигнования на приобретение систем видеонаблюдения и их установку в образовательных учреждениях не были предусмотрены в бюджете Погарского района на 2017 год.

Представитель ответчика – МБДОУ – Чайкинский детский сад – Дмитроченко А.М., исковые требования признала, пояснила, что неоднократно обращалась в администрацию Погарского района Брянской области и Управление образования администрации Погарского района Брянской области с просьбой обеспечить финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения в здании детского сада.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. № 2202-1, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, орган местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. N 35-ФЗ, принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009г. N 384-ФЗ, для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные науменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно пункту 5.39 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. N 635/10для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Согласно п. 6.48СНиП 31-06-2009, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Как установлено судом, МБДОУ – Чайкинский детский сад является объектом с массовым пребыванием людей, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Прокуратурой Погарского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБДОУ – Чайкинский детский сад, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и установлено, что система видеонаблюдения в здании детского сада не установлена.В соответствии с п. 6.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 113-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Из содержания пунктов 6.44 и 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения», действующего с 01.01.2013, утвержденного в целях обеспечения исполнения требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», следует, что в качестве обязательного требования, предъявляемого в целях комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся при проведении капитального ремонта общественных зданий, также предусмотрено размещении на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно п. 1.6 Устава, утвержденного постановлением администрации Погарского района № 733 от 16.12.2015г., учредителем и собственником имущества МБДОУ – Чайкинский детский сад является муниципальное образование «Погарский район».

Исходя из конкретных обстоятельств дела, вышеприведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по оборудованию здания МБДОУ – Чайкинский детский сад системой видеонаблюдения, поскольку выполнение указанных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности.

Ссылка представителя ответчика на сформированность бюджета на очередной финансовый год и отсутствие в бюджете финансовых средств на указанные цели не может являться основанием для освобождения от исполнения требований законодательства о противодействии терроризму и от обязанности разрешать вопросы местного значения, отнесенные к ее компетенции Федеральным законом от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что установление трехмесячного срока по принятию мер для обеспечения финансирования мероприятий по установке системы видеонаблюдения, а в последующем месячного срока для установки систем видеонаблюдения является разумным. В противном случае затягивание реального исполнения решения суда будет противоречить не только общим целям правосудия, но и нарушать права граждан, гарантированные Конституцией РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Погарского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Погарского района Брянской области, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению – Чайкинский детский сад о понуждении к совершению действий по установке системы видеонаблюдения в здании образовательного учреждения - удовлетворить.

Обязать администрацию Погарского района Брянской области обеспечить финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения в здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – Чайкинский детский сад, расположенном по адресу: Брянская область, Погарский район, п. Чайкино, ул. Светлая, д.25 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Чайкинский детский сад установить систему видеонаблюдения в здании образовательного учреждения в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение месяца.

Судья                                     О.М. Лаптейков

2-209/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Погарского района Брянской области
Ответчики
МБДОУ Чайкинский детский сад
Администрация Погарского района Брянской области
Суд
Погарский районный суд Брянской области
Дело на странице суда
pogarsky.brj.sudrf.ru
27.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2017Передача материалов судье
28.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2017Подготовка дела (собеседование)
03.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2017Судебное заседание
07.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее