ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05.12.2019 Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего Л.Л.Аплиной,
при секретаре Е.А.Богачиковой,
с участием
представителя административного истца Е.И.Игловской,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному исковому заявлению Колпашевского городского прокурора Томской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области, Мотенков ИН о признании информации, размещенной на интернет – сайтах, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации,
установил:
Колпашевский городской прокурор Томской области обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области с указанным иском. В обоснование требований указано, что Колпашевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ №149) по факту размещения информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации, на интернет – странице /________/.
В ходе проверки установлено, что на указанных сайтах размещена информация о возможности приобретения в рамках публичного договора купли-продажи дистанционным способом продукции, запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию, а именно: сыров, страной происхождения которых являются страны Европейского Союза. Какие – либо ограничения по доступу к указанным интернет – ресурсам не установлены. Действующим законодательством также устанавливается необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений.
Определением Кировского районного суда г.Томска от 29.10.2019 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Мотенков ИН
В судебном заседании представитель административного истца Игловская Е.И. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по /________/, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, возражений против удовлетворения иска не представил.
Административный ответчик Мотенков ИН в судебное заседание также не явился, о причинах неявки не сообщил.
Заслушав представителя административного истца, исследовав доказательства по делу в их совокупности, определив на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие не явившихся лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
Согласно ст.2 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу ст.ст. 9, 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 15.7 настоящего Федерального закона, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети «Интернет». При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Пунктами 1, 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
В соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Федеральный закон от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (далее - Федеральный закон № 281-ФЗ) предусматривает полномочие Президента Российской Федерации на применение специальных экономических мер, к которым относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий, и иные ограничения (часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 4 Федерального закона).
В реализацию данного полномочия Президентом Российской Федерации принят Указ № 560 от 06.08.2014 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», пунктом первым которого запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Согласно ч.3 ст.4 Федерального закона № 281-ФЗ Правительство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации о применении специальных экономических мер устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений. Реализуя данное полномочие во исполнение Указа Президента РФ № 560 от 06.08.2014, Правительство Российской Федерации Постановлением № 778 от 07.08.2014 определило перечень продукции, ввоз которой на территорию Российской Федерации запрещен.
В указанном перечне среди запрещенных к ввозу на территорию РФ указаны мясо, молоко и молочная продукция, страной происхождения которых являются, в том числе, страны Европейского Союза, к которым относится Финляндия, установлена административная ответственность за ввоз запрещенных товаров.
Во исполнение указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 24.06.2015 № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 29.06.2016 № 305 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 30.06.2017 № 293 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» Правительством Российской Федерации постановлено ввести по 31.12.2018 запрет на ввоз в Российскую Федерацию продуктов из всех государств - членов Европейского союза, США, Австралии, Норвегии и Канады, итоговый список включил в себя пять групп товаров: мясо и колбасу, морепродукты, овощи и фрукты и, наконец, молочные продукты.
Кроме того, утверждены Постановлением Правительства РФ 27.09.2007 № 612 правила продажи товаров дистанционным способом.
В пункте 2 упомянутых Правил продажи товаров дистанционным способом под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли- продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе, информационно -телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Пунктом 5 указанных Правил запрещена продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» данный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Данный закон не распространяется на справочно- информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой (п.3 ч.2 ст.2 Закона).
Статьей 14.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.
Судом установлено, что интернет-страницы: /________/ содержит информацию о продаже в рамках публичного договора купли-продажи дистанционным способом продукции, запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию, а именно: сыров, страной происхождения которых являются страны Европейского Союза.
На момент проверки указанные интернет-ресурсы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены. Согласно универсальному сервису проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет» Роскомнадзора (http://eais.rkn.gov.ru, http://blocklist.rkn.gov.ru) к указанному сайту ограничения на момент рассмотрения спора не введены.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела, скриншотами с сайта, а также актом проверки от 05.12.2019.
При таких обстоятельствах, суд считает, что информация, размещенная на интернет-сайтах:/________/, является запрещенной, поскольку за совершение действий, размещенных на данном интернет-сайте, предусмотрена уголовная и административная ответственность, а ее распространение нарушает права и законные интересы граждан, оказывает прямое негативное воздействие на нравственность граждан - пользователей сети «Интернет», чем нарушают конституционные права неопределенного круга лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
Учитывая, что данные интернет-сайты не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», суд считает требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Настоящее решение является основанием для внесения указателя страницы сайта в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» в реестр.
Руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Колпашевского городского прокурора Томской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области, Мотенков ИН о признании информации, размещенной на интернет – сайте, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет – сайтах:
/________/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Настоящее решение суда подлежит немедленному исполнению.
Судья подпись Л.Л.Аплина
ВЕРНО
Судья Л.Л.Аплина
Секретарь О.В.Ивановская
Решение в окончательной форме изготовлено 12.12.2019