Дело № 5-1534/17-7
Петрозаводский городской суд
(г.Петрозаводск, ул.Красная, 33)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
20 октября 2017 года г. Петрозаводск
Резолютивная часть постановления
объявлена 19 октября 2017 г.
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Деготь Наталия Евгеньевна при секретаре Соснович С.В., рассмотрев материалы дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.6.3, ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Профессионал» (далее - ООО «Профессионал», Общество), <данные изъяты>
установил:
27 июня 2017 года в период времени с 14 час. 50 мин. до 15 час. 20 мин., 28 июня 2017 г. в период времени с 14 час. 25 мин. до 14 час. 35 мин. в жилом доме № 50 по ул. Гоголя в г. Петрозаводске и на прилегающей к нему территории ООО «Профессионал» при осуществлении деятельности по управлению указанным многоквартирным домом допустило нарушения ст. 11, п.1 ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федерального закона), пунктов 3.3, 3.6, 3.8, 3.17, 3.18 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», выразившиеся в наличии живой крысы на прилегающей к дому территории и жилых нор грызунов под бетонной плитой крыльца подвала между 2 и 3 подъездами дома, что свидетельствует о заселенности прилегающей территории грызунами.
Кроме того, Общество не обеспечило выполнения профилактических инженерно-технических мероприятий по защите объекта от грызунов, созданию неблагоприятных для их жизнедеятельности условий, препятствующих их миграции, в жилом доме, поскольку имеются негерметизированные места прохода коммуникаций через стены, в потолке (электрощитовой, между 1 и 2 этажом подъезда №3), отверстия на стыке стены и отмостки у подъезда №1, под бетонной плитой крыльца подвала между подъездами №2 и №3, отверстия в стене цокольного этажа подъезда №3, отверстия в стене у двери в подъезд №4. Помимо этого, Обществом не проведены дератизационные мероприятия (обследование, дератизация, контроль эффективности) в жилом доме и на прилегающей к дому территории в 2016 году и на прилегающей территории к жилому дому в 2017 году.
Таким образом, ООО «Профессионал» осуществляло свою деятельность с нарушением санитарных правил и с нарушением санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений.
Защитник ООО «Профессионал» Касьянова А.Э. в судебном заседании вину юридического лица в совершении правонарушений не признала, поскольку 20.06.2017 проводилась дератизация. Неисправности устранены.
Потерпевший Потерпевший №1 в судебном заседании указал на то, что по двору дома 50 по ул. Гоголя и в подъезде жилого дома бегают крысы. После того как заделали отверстия, появились отверстия в других местах, рядом с забетонированными.
Представитель Управления Роспотребнадзора по РК Егоренко А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал на обоснованность привлечения Общества к ответственности.
Виновность ООО «Профессионал» подтверждается протоколами об административных правонарушениях, копией жалобы Потерпевший №1, выпиской из ЕГРЮЛ, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, копией договора на управление многоквартирным домом, протоколами осмотров принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, видеозаписью, актом санитарно-эпидемиологического обследования, экспертным заключением, копией договора на проведение работ по профилактической дезинфекции (дератизации, дезинфекции) от 01.12.2014г., копией счета, копией акта выполненных работ, другими материалами дела.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федерального закона) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст. 24 Федерального закона).
В соответствии с требованиями п. 3.3 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» (далее СП 3.5.3.3223-14) юридические лица должны обеспечивать: регулярное обследование и оценку состояния объектов с целью учета численности грызунов, определения заселенности объектов и территории грызунами, их технического и санитарного состояния; определение объемов дератизации (площадь строения и территории); проведение дератизационных мероприятий на эксплуатируемых объектах, в том числе: профилактические мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами; дератизационные мероприятия в жилых зданиях, помещениях, сооружениях, балансодержателями которых они являются, и на прилегающей к ним территории; мероприятия по истреблению грызунов с использованием физических, химических и биологических методов с учетом контроля эффективности.
Инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов включают: использование устройств и конструкций, обеспечивающих самостоятельное и плотное закрывание дверей; устройство металлической сетки (решетки) в местах выхода вентиляционных отверстий, стока воды; проведение мероприятий по ликвидации нор грызунов, устранению трещин (отверстий) в фундаменте, полах, стенах, потолках; герметизацию с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях; защиту порогов и нижней части дверей материалами, устойчивыми к повреждению грызунами; использование профилактических охранно-защитных дератизационных систем (ОЗДС) на базе электрических, ультразвуковых или механических устройств, безопасных для человека; создание свободного доступа к подсобным помещениям (мусорокамер, подвалов, лестничных клеток, чердаков), помещений для хранения пищевых продуктов и других, с целью исключения условий для укрытия грызунов, установку профилактических охранно-защитных дератизационных систем (ОЗДС) на базе электрических, ультразвуковых или механических устройств безопасных для человека при наличии документов, подтверждающих качество и безопасность продукции (товаров) в случаях необходимости такого документа в соответствии с правовыми актами Таможенного союза и законодательства Российской Федерации (п. 3.8 СП 3.5.3.3223-14).
Контроль эффективности истребительных мероприятий осуществляют на основании учетов численности грызунов в объектах или на территории до начала обработки и через 30 дней после ее окончания. Основными показателями эффективности истребительных работ являются: в зданиях и строениях - процент площади, освобожденной от грызунов в данном месяце, на незастроенных территориях населенного пункта - процент смертности грызунов в результате обработок (снижение численности на 80% и более) (п.3.17 СП 3.5.3.3223-14).
Эффективной считается дератизация, обеспечивающая: отсутствие грызунов на объекте в течение не менее трех месяцев со дня проведения дератизации при условии выполнения на объекте защитных санитарно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий; снижение численности грызунов на территории населенного пункта до 3% попаданий грызунов в течение суток в установленные ловушки (п. 3.18 СП 3.5.3.3223-14).
Согласно п.9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» при эксплуатации жилых помещений требуется: своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания; проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оснований невозможности исполнения указанных требований судье не представлено.
В ходе проведения расследования, при составлении протоколов, при назначении и проведении экспертизы существенных процессуальных нарушений, влекущих за собой прекращение производства по делу либо невозможность использования доказательств, не допущено.
Таким образом, судья приходит к выводу, что ООО «Профессионал» имело возможность для соблюдения требований санитарных правил, но им не были приняты все необходимые для этого меры.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья полагает позицию защитника, отрицающего вину Общества, не подтвержденной объективными данными, и приходит к выводу о доказанности вины ООО «Профессионал» в совершении административных правонарушений, квалифицирует его действия по ст.6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, по ст.6.4 КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений.
Оснований полагать малозначительность допущенных нарушений с учетом их грубого характера, учитывая, таким образом, характер совершенных правонарушений и степень их общественной опасности, роль правонарушителя, судья не находит.
В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При определении вида и размера административного наказания, судьей принимается во внимание характер допущенных административных правонарушений, обстоятельства их совершения, данные о привлекаемом лице, его имущественное и финансовое положение.
К смягчающим обстоятельствам судья относит принятие мер к устранению нарушений. Отягчающих административную ответственность обстоятельств судья не усматривает.
В силу положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влекущее предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Учитывая, что действия, образующие составы двух правонарушений, совершены юридическим лицом при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом и выявлены в рамках одних осмотров территорий и помещений, наказание правонарушителю должно быть назначено по правилам ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
В силу требований ч.3 ст.4.4 КоАП РФ, с учетом совокупности смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, имущественного и финансового положения юридического лица, судья назначает ООО «Профессионал» наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ст.6.4 КоАП РФ.
Оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется.
Руководствуясь ст.ст.29.9-29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Профессионал» виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3, 6.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит оплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на расчетный счет 40101810600000010006 в ГРКЦ Национального банка РФ г. Петрозаводск. Получатель – Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по РК, л/сч 04061788030), ИНН 1001048857, КПП 100101001, БИК 048602001, ОКТМО 86701000. Код бюджетной классификации (КБК) 141 116 280 000 16 000140.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Н.Е. Деготь