УИД 28RS0006-01-2020-000708-28
Дело № 2а-399/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 сентября 2020 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Хиневича А.Г.,
при секретаре Пятакове А.В.,
с участием
истца - прокурора - помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Старорайчихинского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия по не созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Старорайчихинского сельсовета, о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Старорайчихинского сельсовета,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к Старорайчихинского сельсовета <адрес>.
В обоснование административных исковых требований суду пояснив, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения федерального законодательства о похоронном деле, в ходе которой установлено, что на территории Райчихинского сельсовета не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела. 16 декабря 2019 года главе администрации Старорайчихинского сельсовета внесено представление о необходимости создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, которое до настоящего времени не исполнено. Тем самым, нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере организации и предоставления похоронных услуг.
Просил суд признать незаконным бездействие Администрации Старорайчихинского сельсовета по не созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, возложить обязанность на Администрацию Старорайчихинского сельсовета создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Истец - прокурор ФИО3 в судебном заседании заявленные административные исковые требования уточнила (конкретизировала) и поддержала в полном объеме. Привела доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении. Просила суд признать незаконным бездействие Администрации Старорайчихинского сельсовета по не созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Старорайчихинского сельсовета, возложить обязанность на Администрацию Старорайчихинского сельсовета создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Райчихинского сельсовета.
В порядке части 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика Старорайчихинского сельсовета, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщившего.
Выслушав прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующим выводам.
Согласно положениям ч. 1 ст. 1 КАС РФ, установлено, что КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации, закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Настоящее заявление прокурора направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц в области административного законодательства, в частности решения вопросов местного значения муниципального образования.
Принимая во внимание, что требования об устранении нарушений требований законодательства заявлены прокурором <адрес> в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с предусмотренными законом способами защиты гражданских прав, суд приходит к выводу о наличии у прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим административным иском.
В силу положений статьи 12, части 2 статьи 3, части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Статьей 1 закона Амурской области от 03.10.2014 № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» за сельскими поселениями области, помимо вопросов местного значения, отнесенных ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельских поселений, отнесены вопросы, предусмотренные, в частности, пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
На основании п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Федеральным законом.
Статьей 9 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению.
Указанные выше услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ).
Согласно ст. 12 Федерального закона № 8-ФЗ возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Федерального закона № 8-ФЗ).
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны на территории сельского поселения организовать деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» предусмотрено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
Следовательно, цель создания специализированных служб по вопросам похоронного дела заключается в обеспечении государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в декабре 2019 года прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения федерального законодательства о похоронном деле, в ходе которой установлено, что на территории администрации Райчихинского сельсовета <адрес> района не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела. 16 декабря 2019 года главе Администрации Страрорайчихинского сельсовета <адрес> внесено представление о необходимости создания (организации) специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Согласно ответу Администрации Старорайчихинского сельсовета от 24.12.2019 № 468 «решено в 2020 году заключить договор со специализированной службой по вопросам похоронного дела находящейся на территории <адрес> в близи от населённого пункта <адрес>, об оказании услуг по погребенью) МКП «Возрождение» находящегося на территории Старорайчихинского сельсовета».
08.05.2020 и 17.07.2020 прокурором <адрес> в адрес главы Старорайчихинского сельсовета направлено требование о предоставлении сведений о создании (организации) специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Как следует из ответов главы Старорайчихинского сельсовета от 18.05.2020 №159 от 18.05.2020 2договор с МКП «Возрождение» не заключён, в связи с тем, что данная услуга не входит в перечень деятельности организации. На территории <адрес> и в близлежащий поселениях нет организаций, занимающихся похоронной деятельностью».
Специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана. Вопрос по организации специализированной службы находится в стадии разработки.
Как следует из ответов главы Старорайчихинского сельсовета от 22.07.2020 № 228 «специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана».
Суд приходит к выводу, что административным ответчиком Администрацией Старорайчихинского сельсовета ненадлежащим образом осуществляются полномочия по созданию (организации) на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Доводы административного ответчика об отсутствии специализированных организаций по вопросам похоронного дела, об отсутствии финансирования, не могут служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по созданию (организации) на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела и исполнению требований действующего законодательства, поскольку действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления указанных выше требований закона в зависимость от финансовых возможностей.
Судом установлено, что административным ответчиком обязанность по созданию (организации) на территории муниципального образования специализированной службы не исполнена, доказательств тому, что органом местного самоуправления поселения были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, административным ответчиком, не представлено. Указанное бездействие со стороны административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц - родственников и близких умершего на получение услуг по погребению, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и наличии оснований для их удовлетворения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Старорайчихинского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия по не созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Старорайчихинского сельсовета, о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Старорайчихинского сельсовета, надлежит удовлетворить, как законные и обоснованные.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227-228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Старорайчихинского сельсовета <адрес> удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Старорайчихинского сельсовета <адрес>, выразившиеся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Старорайчихинского сельсовета, незаконным.
Возложить обязать на Администрацию Старорайчихинского сельсовета <адрес> создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Старорайчихинского сельсовета.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) А.Г. Хиневич
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда А.Г. Хиневич
Решение суда в окончательной форме составлено 4 сентября 2020 года.