Дело № 12-84/2015
Решение
г. Звенигово 08 октября 2015 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Смирнов А.В., с участием: представителя общества с ограниченной ответственностью «Звениговский водоканал» (далее – ООО «Звениговский водоканал») Андреевой О.В., главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Чулкова Л.Г., рассмотрев жалобу законного представителя ООО «Звениговский водоканал» Тарасова Е.В. на постановление по делу об административном правонарушении № от <дата>,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по охране труда) Чулкова Л.Г. № от <дата> ООО «Звениговский водоканал» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 140 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, законный представитель ООО «Звениговский водоканал» Тарасов Е.В. обратился с жалобой в суд, в которой указал, что оно вынесено незаконно, то есть с нарушением норм материального и процессуального права, просит по этим основаниям постановление отменить, производство по делу прекратить, либо рассмотреть вопрос о назначении обществу минимального наказания, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Подробное обоснование доводов заявителем приведено в письменной жалобе.
В судебном заседании представитель ООО «Звениговский водоканал» Андреева О.В. поддержала доводы жалобы в полном объеме по изложенным в ней основаниям.
Законный представитель ООО «Звениговский водоканал» Тарасов Е.В., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения, не явился, Андреева О.В. заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие законного представителя общества.
Заинтересованное лицо - представительГосударственной инспекции труда в <адрес> Эл Чулков Л.Г. с доводами жалобы не согласился, считает обжалуемое решение законным, обоснованным и справедливым.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные материалы, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необеспечение работниковсредствамииндивидуальной защиты, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ООО «Звениговский водоканал» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1131225000170, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ.
<дата> около 13 часов 40 минут в ООО «Звениговский водоканал» при проведении ремонтных работ в канализационном колодце №, расположенном в <адрес> Республики Марий Эл, произошел групповой несчастный случай на производстве, в результате которого от отравления неизвестным газом погиб мастер водопроводно-канализационного хозяйства ООО «Звениговский водоканал» Т.А.В., а работники ООО «Звениговский водоканал» слесарь аварийно-восстановительных работ (далее – АВР) Е.В.А. и электрогазосварщик Л.С.В. получили острое отравление канализационными газами (сероводородом, аммиаком), приведшее к токсической энцефалопатии, отеку головного мозга и коме 2-3 степени.
В связи с этим, на основании приказа директора ООО «Звениговский водоканал» Тарасова Е.В. от <дата>, приказа руководителя Государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в <адрес> Эл М.Н.М. от <дата> в ООО «Звениговский водоканал» проведено расследование группового несчастного случая, в результате которого установлено, что <дата> ООО «Звениговский водоканал» допустило слесарей АВР к работе в колодцах, связанной с повышенной опасностью, без средств индивидуальной защиты, необходимых при эксплуатации на объектах водопроводно-канализационного хозяйства, а именно шланговых противогазов, кислородных изолирующих противогазов, а также допустило к работе слесаря АВР Е.В.А. с <дата> без обеспечения его защитной каской и без предохранительного пояса.
В соответствии со ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Согласно требованиям ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников; приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
В соответствии со ст. 221 ТК РФ работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Согласно Приложению N 4 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) каска защитная, средства индивидуальной защиты от падения с высоты и органов дыхания изолирующие относятся ко 2 классу риска (пункты 7, 12, 16).
Пунктами 2.7.7, 5.2.3 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных Постановлением Минтруда России от 16 августа 2002 года № 61 (в редакции от 20 февраля 2014 года), установлено, что:
- при выполнении работ при эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства необходимо применять следующие средства индивидуальной защиты работников: при работах на водопроводных и канализационных сетях: предохранительные пояса, прошедшие соответствующие испытания на прочность, шланговые противогазы, кислородные изолирующие противогазы, газоанализаторы и газосигнализаторы, аккумуляторные фонари, ограждения, знаки безопасности, крючки и ломы для открывания крышек люков колодцев, защитные каски, штанги-вилки для открывания задвижек в колодцах, переносные лестницы;
- бригады, выполняющие опасные работы, связанные со спуском работников в колодцы, камеры, резервуары, аварийно-регулирующие резервуары, насосные станции без принудительной вентиляции, опорожненные напорные водоводы и канализационные коллекторы, в том числе должны иметь следующие защитные средства, приспособления и приборы: предохранительные пояса со страховочным канатом (страховочной веревкой), длина которого должна быть не менее чем на 2 м больше расстояния от поверхности земли до наиболее удаленного рабочего места в колодце, камере, сооружении; защитные каски и жилеты оранжевого цвета со светоотражающей полосой; кислородные изолирующие или шланговые противогазы с длиной шланга на два метра больше глубины колодца, камеры, сооружения, но при этом общая длина шланга не должна превышать 12 м; если шланговый противогаз оборудован устройством принудительной подачи воздуха, длина шланга должна соответствовать длине, указанной в паспорте.
На основании Приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 октября 2008 года N 543н «Типовые нормы выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работников жилищно-коммунального хозяйства» слесари АВР должны обеспечиваться защитной каской и предохранительным поясом со страховочной веревкой.
Нарушение ООО «Звениговский водоканал» указанных государственных нормативных требований охраны труда подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от <дата>;
- извещением о пострадавшем от несчастного случая на производстве, доставленном в медицинскую организацию, согласно которому <дата> в 15 часов 05 минут слесарь АВР Е.В.А. доставлен в больницу машиной скорой помощи с диагнозом: отравление канализационными газами;
- актом о расследовании группового несчастного случая на производстве в от <дата>, из которого следует, что <дата> ООО «Звениговский водоканал» допустило слесарей АВР к работе в колодцах, связанной с повышенной опасностью, без средств индивидуальной защиты, необходимых при эксплуатации на объектах водопроводно-канализационного хозяйства, а именно шланговых противогазов, кислородных изолирующих противогазов, а также допустило к работе слесаря АВР Е.В.А. с <дата> без обеспечения его защитной каской и без предохранительного пояса с веревкой необходимой длины (длина веревки предохранительного пояса при глубине канализационного колодца 3,6 м составляла 4,2 м, то есть менее чем 2 м расстояния от поверхности земли до наиболее удаленного рабочего места в колодце);
- протоколом осмотра места происшествия от <дата> – места несчастного случая на производстве, согласно которому им является канализационный колодец №, расположенный в переулке Волжский <адрес>;
- письменными объяснениями свидетелей И.И.Е., М.Г.И. от <дата>, Р.В.Ю. от <дата>, законного представителя общества Тарасова Е.В. от <дата>, потерпевшего Е.В.А. от <дата>. Из объяснений И.И.Е., Е.В.А., М.Г.И. следует, что Т.А.В., Л.С.В. и Е.В.А. <дата> в течение дня выполняли свои обязанности в качестве работников ООО «Звениговский водоканал», осуществляли работы в канализационном колодце, связанные с повышенной опасностью, без шланговых противогазов, без кислородных изолирующих противогазов, без обеспечения слесаря Е.В.А. защитной каской и без предохранительного пояса необходимой длины;
- расчетными листами, из которых следует, что Е.В.А. в <.....> года получал заработную плату в ООО «Звениговский водоканал» за работу в должности слесаря АВР;
- личными карточками учета выдачи средств индивидуальной защиты, согласно которым слесарям АВР ООО «Звениговский водоканал» при производстве опасных работ не обеспечиваются шланговыми противогазами, кислородными изолирующими противогазами, защитными касками и предохранительными поясами необходимой длины;
- справкой о смерти № от <дата> о том, что смерть Т.А.В. наступила <дата> в результате отравления неуточненным газом;
- медицинскими заключениями о том, что при поступлении в больницу <дата> около <дата> Л.С.В. и Е.В.А. поставлен диагноз: острое отравление канализационными газами, токсическая энцефалопатия, отек головного мозга, кома 2-3 степени;
- предписанием Государственной инспекции труда в <адрес> Эл от <дата> об устранении ООО «Звениговский водоканал» нарушений трудового законодательства;
- свидетельствами о государственной регистрации юридического лица ООО «Звениговский водоканал» и постановке его на учет в налоговом органе от <дата>, выпиской из ЕГРЮЛ № от <дата>, уставом ООО «Звениговский водоканал».
Указанные доказательства административным органом оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, им дана верная оценка, их совокупность является достаточной для правильного установления всех фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, объективно исключающих возможность соблюдения ООО «Звениговский водоканал» приведенных выше требований трудового законодательства, не имеется.
Поэтому, выводы административного органа о наличии в действиях ООО «Звениговский водоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, являются правильными.
Вопреки доводам жалобы процессуальных нарушений требований закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Протокол об административном правонарушении и обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении составлены в полном соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным на то должностным лицом, которому в соответствии с положениями глав 23 и 28 КоАП РФ предоставлено право возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о незаконности рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом, составившем протокол об административном правонарушении, основан на неверном толковании действующего законодательства, поскольку согласно требованиям ст. 29.2 КоАП РФ данное обстоятельство само по себе не является обстоятельством, исключающим возможность рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом, составившем протокол об административном правонарушении, так как оно не свидетельствует о его заинтересованности в исходе дела.
Наказание ООО «Звениговский водоканал» назначено с учетом общих правил назначения наказания, то есть в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, в пределах, установленных санкцией ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства.
Исходя из характера совершенного административного правонарушения, его повышенной общественной опасности и наступивших последствий, повлекших существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений в сфере охраны труда и безопасных условий труда, оснований для признания его малозначительным, либо для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, не имеется.
Приведенные в жалобе сведения о совершении ООО «Звениговский водоканал» правонарушения впервые, о принятии мер по устранению выявленных нарушений законодательства об охране труда, о способствовании установлению обстоятельств несчастного случая на производстве и другие были в полной мере учтены должностным лицом при определении размера штрафа, подлежащего назначению за совершенное правонарушение.
Оснований для дачи данным обстоятельствам при рассмотрении жалобы иной оценки не имеется.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов административного органа, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого постановления.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения административного органа и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл (по охране труда) № от <дата> о назначении ООО «Звениговский водоканал» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Звениговский водоканал» Тарасова Е.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.В. Смирнов