ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2014 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Князевой О.В.
с участием представителя истца пом. прокурора Свердловского района г. Красноярска - Светличной Л.Н.
при секретаре - Заверуха О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах Дергачевой Нины Васильевны к ФИО9 о признании действий по начислению оплаты за электроэнергию мест общего пользования за июль, август, ноябрь 2012 года незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска в интересах Дергачевой Н.В. предъявил вышеуказанный иск к ФИО10 в котором просит признать действия ответчика по начислению оплаты за электроэнергию мест общего пользования Дергачевой Н.В. за июль, август, ноябрь 2012г. в сумме 477,38 руб. незаконными, обязать ООО УК «Жилкомцентр» произвести перерасчет за жилищно-коммунальные платежи <адрес> незаконно начисленные и полученные ООО УК «Жилкомцентр» в размере <данные изъяты> руб. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что ответчик незаконно начислил задолженность за электроэнергию освещения мест общего пользования. Начисление задолженности за освещение мест общего пользования произошло в связи с доначислением за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования за <данные изъяты> на основании решения арбитражного суда. Поскольку начисление платы истцу произведено в порядке не соответствующим требованиям закона и нарушающим права потребителя, просит обязать ответчика произвести перерасчет незаконно полученной ответчиком суммы.
Представитель истца – пом. прокурора Свердловского района г. Красноярска Светличная Л.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Материальный истец Дергачева Н.В., третье лицо Дергачев Ф.Я. в судебное заседание не явились, представили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика ООО УК «Жилкомцентр» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен своевременно, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, с учетом мнения процессуального истца и положений главы 22 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктами 8, 10, 11 ст. 4 ЖК РФ установлено, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу управления многоквартирными домами, предоставление коммунальных услуг, внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании частей 2-4 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Положением ст. 154 ЖК РФ предусматривается, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе, поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе, поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок определения размера платы за отдельные виды коммунальных услуг регулируются «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее - Правила от 23.05.2006 г. за № 307).
В п.3 Правил, действовавших на момент возникших отношений между сторонами, установлено, что под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие и приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая, или приобретающая коммунальные ресурсы.
Исходя из смысла положений Жилищного кодекса РФ, Правил, иных лиц, которые могут быть исполнителями коммунальных услуг, законодатель не указывает.
В силу п. 49 Правил от 23.05.2006 г. за № 307 (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. 27.08.2012) в данной части Правила утратили силу) исполнитель обязан был заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а так же предоставлять потребителям коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
Порядок платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен разделом 7 Жилищного кодекса РФ.
В силу п.п. 1,3,7 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее Правила от 13.08.2006 г. за № 491) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения, в том числе, платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (п. 29 Правил от 13.08.2006 г. за № 491).
Из анализа вышеуказанных норм следует, что структура платы за коммунальные услуги отличается от структуры платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Плата за потребленную энергию входит в плату за коммунальные услуги и не должна включаться в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу п.4 Правил № 307 от 23.05.2006 года, действовавших на момент сложившихся правоотношений между сторонами, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор). Расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в приложении N 2.
Согласно п.п. 14-15 указанных Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливался равным календарному месяцу.
Пункт 15 Правил, действующих и в настоящее время, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В Письме Министерства регионального развития РФ № 11356-ЮТ/07 от 18.06.2007 г. указано, что понятие «освещение помещений общего пользования», указанное подпунктом пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, трактуется в соответствии с подпунктом «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (то есть как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг («обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме»).
В силу п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» № 442 от 04.05.2012 года порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации несет лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем.
Владельцы нежилых помещений в многоквартирных домах приобретают электрическую энергию на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).
Судом установлено, что на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Дергачева Н.В., Дергачев Я.Ф., ФИО6 являются собственниками жилого помещения по 1/3 доли, расположенного по адресу <адрес>, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.15, 16). В указанном жилом помещении проживает два человека, на регистрационном учете состоят двое, начисление по оплате жилищных и коммунальных услуг производится на двоих зарегистрированных лиц, что подтверждается квитанциями об оплате коммунальных услуг (л.д.17, 18), и выпиской из домовой книги и финансово-лицевого счета (л.д. 19).
ООО «Жилкомцентр» на основании договора на управление многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ является управляющей организацией, которой поручено управление общим имуществом многоквартирного дома, производство расчетов с ресурсоснабжающими предприятиями за предоставление коммунальных услуг (л.д.20-21).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11 и ФИО12 был заключен договор № на электроснабжение, по условиям которого ФИО13 подает электроэнергию в точки поставки ФИО14 в количестве, определенном в соответствии с согласованными ежегодно договорными объемами потребления электроэнергии.
Договор на электроснабжение за № заключен ДД.ММ.ГГГГ., срок договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ г., вступает в силу и становится обязательным для сторон с ДД.ММ.ГГГГ г., (п. 10.2 договора энергоснабжения). По истечении ДД.ММ.ГГГГ иной договор не заключен (л.д. 22-24).
ФИО15 в связи с нарушением ФИО16 условий договора от ДД.ММ.ГГГГ за № по уплате услуг за потребленную электроэнергию за 2011г. обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к ФИО17 о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию за период с 01.01.2011г. по 30.06.2011г., решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.03.2012г. исковые требования удовлетворены. С ФИО19 в пользу ФИО20 взыскана сумма <данные изъяты> рублей (л.д. 26-28), решением Арбитражного суда Красноярского края от 31.08.2012г. исковые требования ФИО21 о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию за период с 01.07.2011г. по 31.12.2011г. в размере <данные изъяты> руб. удовлетворены (л.д. 29-37). Из решений следует, что предметом рассмотрения являлось неисполнение обязательств по договору электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ за №. ФИО18 являясь управляющей организацией, получало от собственников жилых помещений плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме (в том числе за освещение мест общего пользования), плату за коммунальные услуги (в том числе за электроснабжения).
В связи с наличием задолженности за потребленную электроэнергию мест общего пользования, требования ресурсоснабжающей организации, обеспечивающей подачу электроэнергии в жилые дома к ФИО22 признаны правомерными. Указано, что общедомовые приборы учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществлялось ФИО23 отсутствуют, сведения о показаниях прибора учета, ФИО24 в ФИО25 не представлялись, суд принял во внимание расчет ФИО26 произведенный, исходя из количества потребленной энергии расчетным методом, учитывая мощность энергоустановок и числа часов работ оборудования. С ФИО27 в пользу ФИО28 была взыскана сумма задолженности за электроэнергию, потребленную местами общего пользования, в размере 6 966 579,17 рублей (л.д. 43-45).
В связи с вступлением в законную силу решений суда в счет- квитанциях на квартиру Дергачевой Н.В. ФИО29 начислено за электроэнергию за места общего пользования за июль 2012г. в размере <данные изъяты> руб., за август 2012г. в сумме <данные изъяты> руб., за ноябрь 2012г. в размере <данные изъяты> руб., указанные суммы были уплачены истцом при оплате за жилищные и коммунальные услуги (л.д.17,18).
ФИО1 ежемесячно производит плату за жилищно-коммунальные услуги, в том числе, за содержание и ремонт жилого фонда, куда входит оплата электроэнергии за освещение мест общего пользования.
Однако, согласно счет-квитанциям ООО УК «Жилкомцентр» незаконно предъявило ФИО1 к оплате за электроэнергию мест общего пользования: за июль 2012г. в размере 222,02 руб., за август 2012г. в сумме 127,68 руб., за ноябрь 2012г. в размере 127,68 руб., всего на общую сумму 477 руб. 38 коп. При таких обстоятельствах, поскольку задолженность образовалась по вине ООО «Жилкомцентр», действия ответчика по начислению ФИО1 денежных средств за электроэнергию мест общего пользования являются неправомерными.
ООО «Жилкомцентр» на основании договора на управление многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ является управляющей организацией, которой поручено управление общим имуществом многоквартирного дома, производство расчетов с ресурсоснабжающими предприятиями за предоставление коммунальных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО30 и ФИО31 был заключен договор № на электроснабжение, по условиям которого ФИО32 подает электроэнергию в точки поставки ФИО33 в количестве, определенном в соответствии с согласованными ежегодно договорными объемами потребления электроэнергии.
В силу п. 1.3 договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 20-21) управляющая компания обязуется обеспечить перечисление денежных средств, поступивших от собственников, за предоставление коммунальных услуг на расчетные счета ресурсоснабжающих предприятий.
Согласно п. 5.1.1, п. 5.1.4, п. 5.1.5 договора управляющая компания обязуется оплачивать электрическую энергию; предоставлять ежемесячно 30 числа в ФИО34 показания приборов учета электроэнергии в письменном виде по утвержденной форме за подписью уполномоченного на то лица и заверенные печатью ФИО35 ежеквартально подписывать акты сверки расчетов за энергию.
В п.5.1.2, п.5.1.3, п.5.1.4 договора от 19.10.2007г. на электроснабжение (л.д. 20об, 21) указано, что Управляющая компания обязана вести ежеквартальный учет потребляемой энергии в журнале, прошнурованном, пронумерованном, опломбированном «Гарантирующим поставщиком»; поставлять ежемесячно 30 числа «Гарантирующему поставщику» показания приборов учета электроэнергии в письменном виде по утвержденной форме за подписью уполномоченного на то лица и заверенные печатью «Управляющей компании».
Из договора следует, что Управляющая компания обязана была ежеквартально ввести журнал потребляемой энергии по указаниям приборов учета. Обеспечить за свой счет сохранность, целостность и обслуживание (проверку, калибровку, замену) приборов учета и иных элементов измерительных комплексов (раздел 5 договора электроснабжения).
В Разделе 5 договора определен порядок учета электроэнергии и контроль электропотребления. В п.6.1 договора указано, что электроустановки «Управляющей компании» должны быть обеспечены необходимыми приборами учета электроэнергии; периодическая государственная проверка, техническое обслуживание возложено на «Управляющую компанию».
Собственникам жилых помещений, проживающих в <адрес>, плата за электроэнергию мест общего пользования не выставлялась, при составлении квитанции об оплате электроэнергии ответчиком, в соответствии с требованиями п. 48 Правил от 23.05.2005 года № 307, не указана информация об оказанной услуге. Начисление платы за электроснабжение мест общего пользования произведено ФИО36 на основании взысканных с него решениями Арбитражного суда сумм путем деления этих сумм на количество граждан, проживающих в <адрес>, обслуживаемом ФИО37
Расчет, произведенный третьим лицом - ресурсоснабжающей организацией, которая не является исполнителем услуг, не может являться основанием для взыскания сумм с потребителя услуги. Следовательно, действия ФИО38 по начислению ФИО1 платы за электроэнергию мест общего пользования за июль, август, ноябрь 2012 года произведены ответчиком в порядке, не соответствующем требованиям и нарушающим права потребителя услуги, в связи с чем, являются незаконными. В <адрес> в <адрес> зарегистрировано 2 человека, один из которых является инвалидом 2 группы. Всего за электроэнергию мест общего пользования начислено <данные изъяты>
Также в судебном заседании установлено, что материальным истцом ФИО1 плата за электроэнергию мест общего пользования за июль, август, ноябрь 2012 года на общую сумму <данные изъяты> была уплачена ответчику, в связи с чем, суд считает требования истца о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет жилищно-коммунальных платежей, незаконно полученных ответчиком, в сумме 477,38 руб., подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено доказательств в подтверждение принятия всех предусмотренных законом мер по соблюдению вышеуказанных обязательств, и совершении необходимых действий по управлению домом, в том числе, в интересах материального истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Дергачевой Нины Васильевны к ФИО39 о признании действий по начислению оплаты за электроэнергию мест общего пользования за июль, август, ноябрь 2012 года незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет - удовлетворить.
Признать действия ФИО40 по начислению оплаты Дергачевой Нине Васильевне за электроэнергию мест общего пользования за июль, август, ноябрь 2012 года в сумме <данные изъяты> руб. - незаконными.
Обязать ООО «Жилкомцентр» произвести перерасчет жилищно-коммунальных платежей за <адрес> в части незаконно начисленной суммы в размере <данные изъяты> руб. за электроэнергию мест общего пользования.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение в окончательной форме принято 23.01.2014 года.
Председательствующий: О.В. Князева