Решение по делу № 2-2889/2016 ~ М-2768/2016 от 08.07.2016

Дело № 2-2889/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Березники                                 24 августа 2016 г.

Березниковский городской суд Пермского края в составе:

под председательством судьи Л.В.Лимпинской,

при секретаре К.В.Плотниковой,

с участием прокурора Котельникова А.А., служебное удостоверение от "дата"

представителя ответчика ОО «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов» Сенина В.Н., действующего на основании Устава, решения от "дата"г,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к общественной организации «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов», Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о признании незаконным использование общественной организацией «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов» лесных участков без договоров аренды, возложении обязанности заключить договор аренды лесных участков, предоставленных в пользование для нужд охотничьего хозяйства «Березниковское» на основании долгосрочной лицензии,

у с т а н о в и л:

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к общественной организации «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов», Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о признании незаконным использование общественной организацией «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов» лесных участков без договоров аренды, возложении на ответчиков обязанности заключить договор аренды лесных участков в размере ..... тыс. га, предоставленных в пользование для нужд охотничьего хозяйства «Березниковское» на основании долгосрочной лицензии серии от "дата"

Иск обосновывается тем, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края. В ходе проверки установлено, что ОО «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов» осуществляет пользование лесными участками, предоставленными для ведения охотничьего хозяйства «Березниковское» на основании долгосрочной лицензии серии от "дата", выданной Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю, в отсутствие заключенного договора аренды данных участков. Территория, необходимая для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, предоставлена общественной организации на основании договора от "дата" на срок ..... лет в границах, установленных ответчику Приложением к договору, и включает лесные участки, находящиеся в государственной собственности общей площадью ..... тыс. га. Однако, ОО «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов» осуществляет пользование объектами животного мира с нарушением требований Лесного кодекса РФ, ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ, ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 209-ФЗ от 24.07.2009, поскольку, несмотря на фактическое использование лесных участков, земель государственного лесного фонда, договор аренды лесных участков общей площадью ..... тыс. га., предоставленных на основании долгосрочной лицензии, ответчик ООО «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов» не заключил. Наличие долгосрочной лицензии ОО «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов» на занятие охотничьей деятельностью 25.04.2007 г. до вступления в силу ФЗ «Об охоте» (с 01.04.2010 г.) не является основанием для освобождения ответчика от заключения договора аренды участков лесного фонда. Положение о необходимости оформления договора аренды содержалось и в прежней редакции Лесного кодекса РФ, действовавшей до "дата" Пользование объектами животного мира в отсутствие заключенного договора аренды лесных участков является причиной неисполнения обязанностей арендатора, предусмотренных лесным законодательством (проведение натурных работ, соблюдение санитарных правил, оказание содействия в проведении лесохозяйственных и лесоустроительных работ), что может привести к возникновению вреда лесным угодьям, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания и окружающую среду, а также Российской Федерации.

Кроме того, использование лесного участка в отсутствие заключенного договора аренды влечет нарушение принципа платности использования леса, предусмотренного ст. 94 ЛК РФ. Полагает, что ОО «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов» обязано заключить договор аренды лесных участков. Использование общественной организацией лесных участков без договора аренды в составе территорий, предоставленных в пользование на основании договора от "дата", по мнению истца, является незаконным и подлежит признанию таковым.

Вместе с тем, заключение договора аренды по изложенным в иске основаниям обязательно, по мнению истца, как для ОО«Пермская краевая федерация охотников и рыболовов» (охотпользователя), так и для Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, которое, согласно требований ст.83 ЛК РФ, Положения о Министерстве, организует и осуществляет заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности Пермского края; проводит единую политику внедрения и совершенствования арендных отношений в лесопользовании. Требования названных положений закона и Положения Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края не исполняются, договор аренды с ОО «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов» не заключен.

Прокурор Котельников А.А. в судебном заседании на иске настаивал, обосновав его доводами, изложенными в уточненном заявлении.

Представитель ответчика ОО «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов» Сенин В.Н. с исковыми требованиями не согласен, представил письменный отзыв по иску. Указал, что заключение договора аренды лесного участка невозможно без заключения охотхозяйственного соглашения. Использование лесных участков (их аренда) для охотхозяйственной деятельности осуществляется с целью использования под конкретные объекты охотничьего хозяйства: устройство подкормочных площадок, искусственных гнездовий, укрытий для зверей и птиц, возведение объектов охотничьей инфраструктуры. Требование же прокурора о заключении договора аренды лесных участков в отношении всей площади охотничьих хозяйств противоречит действующему законодательству, фактическому использованию лесных участков. Считает противоречащим закону и не подтвержденным доказательствами требование о признании незаконным использование общественной организацией лесных участков без договора аренды. Не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц и Российской Федерации общественной организацией.

Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Х.Е. с иском не согласна, представила письменные возражения по иску и уточненному иску. О рассмотрении дела просила в отсутствие представителя.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что общественная организация «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов» осуществляет пользование лесными участками, предоставленными для ведения охотничьего хозяйства «Березниковское» на основании долгосрочной лицензии серии от "дата", выданной Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю, в отсутствие заключенного договора аренды данных участков, период действия лицензии "дата""дата" (л.д.13-16).

Согласно ч. 2 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 74 ЛК РФ, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 74 ЛК РФ.

В силу п. 1 ч. 3 ст.74 ЛК РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях предусмотренных, в том числе, ст. 36 ЛК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.В силу п. 5 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства является одним из видов использования лесов.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона "О животном мире" охота является одним из видов пользования животным миром.

В силу положений действующей редакции ст. 36 ЛК РФ, леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Согласно чч. 1, 2, 3 ст. 71 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «Об охоте») право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий. Эти долгосрочные лицензии не подлежат продлению. При этом юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяиственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

На основании договора от "дата" о предоставлении в пользование территории, акватории (охотничьих угодий), необходимых для осуществления пользования животным миром (объектами охоты) и ведения охотничьего хозяйства (л.д.6-9) и долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серия от "дата" (л.д.13) ответчик осуществляет долгосрочное пользование объектами животного мира.

Указанная лицензия была получена в период действия Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», до введения в действие ФЗ «Об охоте», которая сохранила право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий, в течение срока их действия.

Охотхозяйственных соглашений и договора аренды лесного участка ОО «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов» не заключала.

ОО «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов» вправе самостоятельно определить территорию необходимую для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в том числе, и для размещения объектов охотничьей инфраструктуры для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства согласно ст. 53 Федерального закона «Об охоте». При этом действующее законодательство Российской Федерации не содержит императивных норм, обязывающих охотпользователей взять в аренду всю площадь лесов, предусмотренную охотхозяйственным соглашением.

В соответствии со ст.83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;

Согласно п. "дата". Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 3 сентября 2012 г. № 756-п, Министерство организует и осуществляет заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности Пермского края; проводит единую политику внедрения и совершенствования арендных отношений в лесопользовании.

Заключение договора аренды для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства носит заявительный характер. Министерством по результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду. В случае вынесения решения о предоставлении лесного участка в аренду (на основании заявления заинтересованного лица с приложением необходимых документов) Министерство готовит проект договора и подписывает его.

В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Статьей 36 ЛК РФ, на которую ссылается истец, не предусмотрено положение о понуждении к заключению договора аренды.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о возложении на ответчиков обязанности заключить ОО «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов» с Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края договор аренды лесных участков в размере ..... тыс. га, предоставленных в пользование для нужд охотничьего хозяйства «Березниковское» на основании долгосрочной лицензий серии от "дата" не основанном на законе и не подлежащем удовлетворению.

Вместе с тем, наличие долгосрочной лицензии не освобождает лиц, которым они выданы, от надлежащего оформления осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с действующим законодательством, а приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет права пользования лесным фондом. Осуществление деятельности, связанной с охотой, в отсутствие договора является незаконным.

Заключение договора аренды лесного участка и охотхозяйственных соглашений является необходимым условием использования государственного лесного фонда, поскольку для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства охотпользователю должны быть предоставлены земельные и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности.

Ссылка представителя ответчика на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2015 года № 17-П несостоятельна, поскольку указанный судебный акт относится только к срокам охотхозяйственных соглашений, выводов о необязательности договора аренды лесного участка или охотхозяйственных соглашений не имеется.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что требование прокурора о признании незаконным использование общественной организацией «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов» лесных участков без договоров аренды подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к общественной организации «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов», Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о возложении обязанности заключить договор аренды лесных участков, предоставленных в пользование для нужд охотничьего хозяйства «Березниковское» на основании долгосрочной лицензии оставить без удовлетворения.

Признать незаконным использование общественной организацией «Пермская краевая федерация охотников и рыболовов» лесных участков без договоров аренды,

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.(29.08.2016)

Судья    (подпись)                        Л.В.Лимпинская

Копия верна судья

2-2889/2016 ~ М-2768/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ОО Пермская краевая федерация охотников и рыболовов
Другие
Министерство природных ресурсов, лесного хорзяйства и экологии Пермского края
Суд
Березниковский городской суд Пермского края
Судья
Лимпинская Л.В.
Дело на странице суда
berezn--perm.sudrf.ru
08.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2016Передача материалов судье
11.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2016Судебное заседание
24.08.2016Судебное заседание
29.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2016Дело оформлено
09.12.2016Дело передано в архив
11.07.2017Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.07.2017Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.07.2017Судебное заседание
10.08.2017Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее