по жалобе на постановление по делу об
административном правонарушении
9 декабря 2013 года
Судья Ленинского районного суд г. Костромы Семенова Т.В.,
рассмотрев жалобу территориального органа Росздравнадзора по Костромской области на постановление мирового судьи судебного участка № ... от dd/mm/yy по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № ... от dd/mm/yy производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении начальника областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» Е. М.В. прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Территориальный орган Росздравнадзора по Костромской области обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное выше постановление отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судьи фактическим обстоятельствам дела.
В ходе рассмотрения дела представители территориального органа Росздравнадзора по Костромской области Родина Л.Н., Дриго А.Е., Емакова Ж.В. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам. Указали, что начальником Бюро СМЭ Е. М.В. в ТО «Росздравнадзора» были представлены противоречивые и недостоверные сведения, касающиеся организации и производства судебно-медицинской экспертизы в отношении Петровой Т.Л.. Действия начальника Бюро Е. М.В. по неисполнению требований приказа контрольно-надзорного органа в лице ТО Росздравнадзора от dd/mm/yy. № № в части предоставления: копии заключения эксперта по результатам проведенной экспертизы Петровой Т.Л., копии документов о медицинском и экспертном обследовании Петровой Т.Л., копии мотивированного рапорта эксперта и невозможности выполнения экспертизы в установленный срок, перечня оборудования, которое использовалось при проведении судебно-медицинской экспертизы, копий трудовых договоров работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий и имеющих необходимое профессиональное образование и/или квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности, копии ходатайства перед органом, назначившим судебно-медицинскую экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, работающих в данном учреждении не позволило ТО Росздравнадзора оценить порядок организации и производства судебно-медицинской экспертизы в отношении Петровой Т.Л., а именно: своевременность начала производства экспертизы, состав экспертной комиссии, оценку правомочности назначения экспертов, включенных в состав комиссии, правильность примененных измерительных методов исследования. Полагали, что заключение эксперта по результатам проведенной судебно-медицинской экспертизы в отношении Петровой Т.Л. запрашивалось ТО Росздравнадзора в соответствии с имеющимися полномочиями по государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности в части оценки соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз.
... государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» Е. М.В. и представитель ее интересов Иванова Л.В. против удовлетворения жалобы возражали, постановление мирового судьи считали законным и обоснованным, просили оставить его без изменения. Указали, что судебно-медицинская экспертиза в отношении Петровой Т.Л. проводилась на основании определения Ленинского районного суда .... В исследовательской части заключения эксперта содержатся сведения из представленных медицинских документов, данные освидетельствования гр. Петровой Т.Л., материалы гражданского дела, а также порядок производства судебно-медицинской экспертизы. В соответствии с требованиями ФЗ от dd/mm/yy № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» по окончании исследований руководитель бюро обязан направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган, лицу, назначившим судебную экспертизу, не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы. В связи с этим полагали, что Учреждение не вправе предоставлять копии заключений эксперта по результатам проведенной экспертизы кому-либо, кроме суда, назначившего экспертизу, иное приведет к нарушению федерального законодательства.
Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФнеповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления Росздравнадзора по Костромской области №№ от dd/mm/yy в связи с обращением к ним гр. Петровой Т.Л. по вопросу проведения судебно-медицинской экспертизы в О. «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», с dd/mm/yyг. по dd/mm/yyг. была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения О. «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» порядка производства судебно-медицинской экспертизы в отношении заявительницы.
Руководитель О. Е. М.В. была уведомлена о проведении проверки, о чем имеется ее подпись в вышеуказанном приказе. Для достижения цели и задач проверки в О. были затребованы документы, перечисленные в п. 10 приведенного приказа, которые руководитель О. должна была представить в срок до dd/mm/yy.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от dd/mm/yy начальником О. «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» Е. М.В. dd/mm/yy в территориальный орган Росздравнадзора по Костромской области запрашиваемые документы представлены не в полном объеме, а именно, не представлены:
- копия заключения эксперта по результатам проведенной экспертизы Петровой Т.Л.,
- копии документов о медицинском и экспертном обследовании Петровой Т.Л.,
- копия мотивированного рапорта эксперта и невозможности выполнения экспертизы в установленный срок,
- перечень оборудования, которое использовалось при проведении судебно-медицинской экспертизы;
- копии трудовых договоров работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий и имеющих необходимое профессиональное образование и/или квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
- копия ходатайства перед органом, назначившим судебно-медицинскую экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, работающих в данном учреждении.
Непредставление копии заключения эксперта по результатам проведения экспертизы явилось причиной невозможности проведения контроля за порядком производства судебно-медицинской экспертизы Петровой Т.Л., соблюдением прав Петровой Т.Л. при производстве судебно-медицинской экспертизы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении начальника О. «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» Е. М.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, и разрешения вопроса о привлечении к административной ответственности.
По вопросу не представления указанных документов, начальником О. Е. М.В. представлены пояснения от dd/mm/yy., из которых следует, что определением суда, которым была назначена судебно-медицинская экспертиза в отношении Петровой Т.Л., сроки проведения экспертизы установлены не были, привлечение специалистов и их выбор оставлены на усмотрение учреждения. При проведении экспертизы применялись: изучение материалов дела, опрос, визуальный, пальпаторный, измерительный методы. По окончании экспертизы материалы дела, по которым проводилась экспертиза, были возвращены в суд, копии медицинских документов и других экспертных обследований в архиве бюро не сохраняются. Для соблюдения конфиденциальности исследований и их результатов, передача результатов экспертизы третьим лицам законодательством не предусмотрено.
Принимая решение о прекращении производства по делу в отношении начальника О. «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» Е. М.В. в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, мировой судья исходила из того, что проверка соблюдения порядка организации и производства судебно-медицинской экспертизы не подразумевает проверку контролирующим органом - Управлением Росздравнадзора по Костромской области деятельности эксперта, его исследований и результатов исследований, содержащихся в заключении судебно-медицинской экспертизы. В связи с отсутствием доказательств правомочия контролирующего органа по истребованию в государственных судебно-экспертных учреждениях копии экспертного заключения и какого-либо ведомственного акта, определяющего перечень документов, подлежащих в данном случае проверке контролирующим органом, пришла к выводу о незаконности требования Управления Росздравнадзора по КО к начальнику О. ««Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» Е. М.В. о предоставлении копии заключения судебно-медицинской экспертизы Петровой Т.Л.
С данными выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения», утвержденным Постановлением Правительства РФ от dd/mm/yyг. № 323, Росздравнадзор и его территориальные органы осуществляют государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядка организации и проведения медицинских экспертиз, в том числе судебно-медицинских (п. 4, 5.1.3.3).
Такой контроль осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по контролю за порядком производства медицинской экспертизы, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.11.2013г. № 1330н, которым предусмотрено, что территориальные органы Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации осуществляют плановые и внеплановые проверки соблюдения обязательных требований субъектами производства медицинской экспертизы.
Предметом государственного контроля за порядком проведения медицинской экспертизы является проверка соблюдения субъектами производства медицинской экспертизы обязательных требований, соответствующих конкретному виду медицинской экспертизы.
Предметом проверки соблюдения обязательных требований субъектами производства медицинской экспертизы, осуществляющими производство судебно-медицинской экспертизы, выступают требования: по ведению документации, соблюдению сроков производства экспертизы, по соблюдению конфиденциальности исследований и их результатов, по соблюдению законных прав граждан при производстве судебно-медицинской экспертизы, по соблюдению порядка организации и производства экспертиз, лабораторных, инструментальных и экспертных исследований.
Указанным Административным регламентом на руководителя или иное должностное лицо субъекта производства медицинской экспертизы возложены обязанности, в т.ч. по предоставлению должностным лицам, проводящим проверку, возможности ознакомления с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки.
Аналогичные положения содержатся и в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.11.2012г. № Положении о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, согласно которому (п. 4) государственный контроль в части проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями порядков проведения медицинских экспертиз, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения посредством плановых, внеплановым документарных и выездных проверок (п.9) в порядке, предусмотренном ФЗ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с п. 16 приведенного Постановления, при проведении соответствующих проверок должностные лица органа государственного контроля вправе среди прочего запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решения по вопросам, отнесенным к их компетенции, снимать копии с документов, необходимых для проведения государственного контроля, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также производить в необходимых случаях фото- и видеосъемку при осуществлении осмотра и обследования.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 7.10.2005г. № «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» Бюро судебно-медицинской экспертизы отнесено к учреждениям здравоохранения, следовательно, деятельность О. «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», имеющего лицензию на медицинскую деятельность, в полной мере подпадает под сферу регулирования вышеприведенных норм.
Поскольку гр. Петрова Т.Л. в своем обращении в ТО Росздравнадзора по Костромской области выразила несогласие с организацией судебно-медицинской экспертизы и выводами экспертов О. «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», считала ее проведенной с нарушениями, ТО Росздравнадзора по Костромской области, наделенный полномочиями по проведению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок соблюдения медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков проведения медицинских экспертиз, правомерно издало приказ о назначении внеплановой документарной проверки, затребовав в О. «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» вышеприведенные в постановлении документы, в т.ч. копию заключения эксперта по результатам проведенной в отношении Петровой Т.Л. экспертизы, в котором содержатся сведения из представленных медицинских документов, результаты их анализа, данные освидетельствования гр. Петровой Т.Л., а также порядок производства судебно-медицинской экспертизы.
Поскольку заключение эксперта представляет собой письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом, оно является медицинским документом, по которому возможна оценка соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз.
Суд находит обоснованными доводы жалобы о том, что не предоставление данного документа исключает возможность осуществления контроля за порядком организации и производства проведенной в отношении Петровой Т.Л. судебно-медицинской экспертизы.
В ходе рассмотрения дела как в суде первой, так и апелляционной инстанции начальник О. «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» Е. М.В. не отрицала факт отказа предоставления в ТО Росздравнадзора по Костромской области истребуемого заключения эксперта.
В соответствии с частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что действия начальника областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» Е. М.В. верно квалифицированы по части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делу было прекращено в связи с отсутствием в действиях начальника Учреждения Е. М.В. состава административного правонарушения, для чего оснований не имелось. Вследствие чего, постановление мирового судьи судебного участка № ... от dd/mm/yy подлежит отмене.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В силу п. 6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, а именно: истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 4.5 и ст. 30.7 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности вопрос об административной ответственности, в том числе о виновности юридического лица обсуждаться не может.
Поскольку на день рассмотрения трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности начальника О. «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» Е. М.В. истек, производство по делу подлежит прекращению на основании п.6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № ... от dd/mm/yy о прекращении производства по делу в отношении начальника областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» Е. М.В. по п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ отменить.
Производство по делу в отношении начальника областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Костромское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» Е. М.В. прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья: Семенова Т.В.