Дело № 2-7784/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Уфа 10 марта 2016 года
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Касимова А.В.,
при секретаре судебного заседания - Нугайгуловой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 марта 2016 года
исковое заявление Иванова Н.С. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок,
установил:
ФИО1 (далее – ФИО1, истец) обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа (далее - Администрация ГО г. Уфа, ответчик) о признании права собственности на земельный участок, указав на то, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 37.8 кв.м. литер А. Основанием принадлежности права собственности на долю в праве является свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ без номера, выданное нотариусом г.Уфы ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №, свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ без номера, выданное нотариусом ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ реестровый №, а также решение Ленинского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано за ФИО1 право собственности на долю в праве собственности на весь жилой дом, в порядке наследования.
Ранее, весь жилой дом принадлежал отцу истца ФИО2 на основании решения Народного суда 3 участка Ленинского района г.Уфы от № что подтверждается Архивной выпиской из протокола № заседания исполкома <адрес> Совета депутатов трудящихся г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Центральным историческим архивом РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти №, выданным Городским ЗАГСом от ДД.ММ.ГГГГ.
С целю оформления права собственности на земельный участок, истец обратился в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Письмом Администрации ГО г.Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ, истцу был выдан отказ в предоставлении земельного участка в собственность, со ссылкой на то, что земельный участок расположен в границах красных линий, а согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии- линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ данные земельные участки в собственность предоставлены быть не могут.
Кроме того, в данном отказе содержится также и то основание, что согласно решению Совета городского округа г.Уфы РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земельных участков в границах городского округа г.Уфа РБ для муниципальных нужд», испрашиваемый земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и в соответствии с подпунктом 13 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, отнесен к землям, ограниченным в обороте. Ограничиваются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые расположены в границах земель, зарезервированных для муниципальных нужд города.
Истец считает данный отказ незаконным, по следующим основаниям:
Ни кадастровый паспорт земельного участка, ни выписки из Единого государственного реестра прав, содержащие в себе сведения об обременениях на земельные участки не указывают о наличии каких – либо обременений, предусматривающих собой резервацию земельного участка.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Просит, признать право собственности на земельный участок, в порядке однократной бесплатной приватизации.
В ходе судебного разбирательства представитель истца Лежнёва Э.В. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Истец на судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации ГО г.Уфа в судебное заседание не явился, о времени, месте и дне судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему,
Согласно статье 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора, либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
В силу пункта 9 этого Постановления государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Также в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Исходя из статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: 1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор; 2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке; 3) земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации; 4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 3910 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием; 5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 3910 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации; 6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, при установлении законом субъекта Российской Федерации соответствующих случая и порядка предоставления земельных участков в собственность бесплатно; 7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; 8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что при переходе прав собственности на строение к новому собственнику переходят и права на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника строения.
Во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и расположенном на земельном участке зданием, строением, сооружением, у нового собственника возникает право на однократное бесплатное приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ.
Жилой дом, принадлежащий в настоящее время истцу, расположенный на спорном земельном участке, ранее принадлежал его отцу и перешёл в собственность истца по наследству. Земельный участок был предоставлен для ведения подсобного хозяйства. При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведённые нормы права, суд считает, что истец имеет право на однократную бесплатную приватизацию земельного участка.
Земельный участок имеет установленные границы и кадастровый номер.
В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного Кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними».
Однако в нарушение требований статей 56 и 57 Гражданского процессуального кодекса РФ, ответчик суду данных о государственной регистрации ограничения прав на землю в соответствии с решением Совета городского округа г. Уфа не представил. Также не представлены соответствующие градостроительные регламенты (пункт З статьи 85 Земельного кодекса РФ), градостроительное зонирование (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ), генеральный план реконструкции квартала (абзац 4 пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
Администрацией ГО г.Уфа доказательств о нахождении на части земельного участка объектов общего пользования не представлено, а также отсутствуют сведения о резервации данного земельного участка.
Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Исходя из части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, следует, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.
Как следует из пункта 2 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Пункт 3 этой же статьи гласит, что основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания, необходимых для развития территории.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ запрещается предоставление в частную собственность земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами.
Наличие на земельном участке красных линий не может быть основанием для отказа в предоставлении земельных участков в собственность, так как пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, водными объектами, пляжами и другими местами общего пользования.
Доказательств наличия препятствий, предусмотренных законом, для реализации права на приобретение в собственность земельного участка не имеется.
Таким образом, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации городского округа <адрес> в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>.
Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок в Ленинском районе городского округа город Уфа, площадью 637 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Уфы.
Судья Касимов А.В.