5 октября 2012 года гор. Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего - судьи Соболя В.Г.,
при секретаре - Саркисян А.Р.,
с участием представителя заинтересованного лица ...............,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дышековой Д.М. об оспаривании неправомерных действий должностных лиц, -
УСТАНОВИЛ:
Дышекова Д.М. в обоснование своих требований в заявлении сослалась на то, что в связи с намерением осуществлять внешнеэкономическую деятельность на территории Кабардино-Балкарской Республики в качестве индивидуального предпринимателя возникла необходимость в получении информации по порядку таможенного оформления товаров, ввозимых в РФ. Кабардино-Балкарским таможенным постом Минераловодской таможни на ее письменное обращение предоставить письменную консультацию по вопросу ввоза в РФ косметической продукции из Польши, было сообщено, что консультации предоставляются правовым подразделением Минераловодской таможни, т.е. в городе Минеральные Воды и отказали в предоставлении консультации. Но она считает, что должностные таможенного поста неверно применяют таможенное законодательство и отказ противоречит не только здравому смыслу, но и положениям п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Таможенного союза и не учитывают положения ст. 10 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской
Федерации".
Она не имеет технической возможности посредством Интернета обратиться в таможню для получения письменной консультации, но
эти обстоятельства не должны усложнять и препятствовать ей в реализации ее права получить необходимую информацию по вопросам таможенного
дела в короткие сроки.
Она считает, что отказ Кабардино-Балкарского таможенного поста
Минераловодской таможни является незаконным и необоснованно
Ограничивающим ее права в пределах одного субъекта получить необходимую информацию.
Поэтому она просила признать отказ Кабардино-Балкарского таможенного поста Минераловодской таможни предоставить ей письменную консультацию незаконным.
Заявитель надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась и просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель заинтересованного лица - Минераловодской таможни .............. считал необходимым в удовлетворении заявления отказать. В обоснование своей позиции он сослался на то, что 4 августа
2012 года с заявлением о предоставлении письменной консультации по вопросу ввоза и таможенного оформления товаров - косметической продукции из Польши, ввозимой для коммерческой деятельности, на Кабардино-Балкарский таможенный пост Минераловодской таможни обратилась гражданка Дышекова Д.М..
На данное обращение 8 августа 2012 года Кабардино-Балкарским таможенным постом Дышековой Д.М. подготовлен ответ об отказе в предоставлении консультации с разъяснением порядка обращения за консультацией в Минераловодскую таможню.
Данный отказ мотивирован ст. 52 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и ст.ст. 10, 11 Таможенного кодекса Таможенного союза, пунктам 14, 15 раздела II Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденного Приказом ФТС России от 09.06.2012 года № 1128.
Заявитель обратился за предоставлении письменной консультации на Кабардино-Балкарский таможенный пост, к компетенции которого согласно Общего положения о таможенном посте, утвержденного Приказом ФТС от 13.08.2007 № 965 (в ред. Приказа ФТС России от 21.12.2009 № 2307) не отнесено консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
В соответствии с п. 65 раздела III Административного регламента основанием для осуществления консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, является запрос лица о предоставлении консультации в соответствующее подразделение, предоставляющее государственную услугу, которым является правовое подразделение РТУ или таможни.
Пунктами 67 и 68 раздела III Административного регламента также закреплено, что консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляет должностное лицо правового подразделения РТУ или таможни, ответственное за консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, отвечающее требованиям, установленным пунктом 68 Административного регламента, и уполномоченное начальником (лицом, его замещающим) РТУ или таможни. Уполномоченным должностным лицом, ответственным за консультирование, может быть должностное лицо РТУ или таможни, имеющее высшее юридическое или иное высшее профессиональное образование, необходимое для осуществления возложенных должностных обязанностей по консультированию, а также стаж работы (службы) по специальности в таможенных органах не менее одного года.
Как следует из заявления Дышековой Д.М., на Кабардино-Балкарском таможенном посту ей разъяснили порядок предоставления консультации и указали адрес полномочного таможенного органа на оказание государственной услуги по консультированию - Минераловодской таможни.
Таким образом, действия Кабардино- Балкарского таможенного поста по отказу в предоставлении письменной консультации Дышековой Д.М. являются законными и обоснованными, поскольку таможенный пост не наделен соответствующей компетенцией на предоставление услуг по консультированию заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями стст. 12, 38 и 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности. При оценке документов суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документы исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств (стст. 55 и 67 ГПК РФ).
Согласно стст. 246 ч. 2 и 249 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, а обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия).
Так, в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Постановлением Пленума ВС РФ от 10 февраля 200 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие), в том числе федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.
В судебном заседании установлено, что Дышекова Д.М. обратилась в Кабардино-Балкарский таможенный пост Минераловодской таможни с просьбой оказать ей консультационную услугу.
Однако в этом ей было отказано с разъяснением, что Кабардино-Балкарский таможенный пост Минераловодской таможни не уполномочен на оказание консультационных услуг и предложено было для получения консультации обратиться в Минераловодскую таможню.
Проверяя законность и обоснованность отказа Кабардино-Балкарского поста Минераловодской таможни в предоставлении Дышековой Д.М. информации суд принимает во внимание, что отношения в области таможенного дела, в том числе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, регулируются Таможенным законодательством РФ.
В соответствии со статьей 11 Таможенного Кодекса таможенного союза таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Порядок организации консультирования таможенными органами определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно статье 52 ФЗ РФ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) определяет должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение консультаций. Порядок организации информирования и консультирования таможенными органами определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно.
В соответствии со статьей 10 названного Закона таможенными органами являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ФТС России), региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
Приказом Федеральной Таможенной службы от 24 мая 2006 года
№ 469 был утвержден "Административный регламент Федеральной Таможенной службы по представлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного Союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов", который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФТС, региональных таможенных управлений, таможен, а также порядок взаимодействия ФТС России, РТУ, таможен при осуществлении полномочий в сфере информирования об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
Согласно пункту 4 указанного Административного регламента, информирование о правовых актах в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляются ФТС России, РТУ и таможнями.
В пункте 54 Административного регламента также указывается, что консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляет должностное лицо правового подразделения РТУ или таможни, ответственное за консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, отвечающее квалификационным требованиям, установленным пунктом 55 Административного регламента, и уполномоченное начальником (лицом, его замещающим) РТУ или таможни.
В соответствии с пунктом 55 Административного регламента, уполномоченным должностным лицом может быть должностное лицо РТУ или таможни, имеющее высшее юридическое или иное высшее профессиональное образование, необходимое для осуществления возложенных должностных обязанностей по консультированию, а также стаж работы (службы) по специальности в таможенных органах не менее одного года.
Как было установлено в судебном заседании, заявитель 4 августа
2012 года обратилась за получением устной консультации в Кабардино-Балкарский пост Минераловодской таможни, в чем ей было отказано на том основании, что за получением письменной консультации по вопросам таможенного дела ей необходимо обратиться к начальнику Минераловодской таможни, за устной – в правовой отдел таможни.
Из "Общего положения о таможенном посте", утвержденного Приказом ФТС от 13 августа 2007 года № 965, следует, что к компетенции таможенного поста не отнесены консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Дышековой Д.М. обосновано было оказано в предоставлении информации, поскольку в компетенцию Кабардино-Балкарского поста Минераловодской таможни не отнесена такая государственная услуга, как консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, что является основанием для отказа в удовлетворении требований Дышековой Д.М..
Руководствуясь стст. 194-199 и 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Дышековой Д.М. о признании отказа Кабардино-Балкарского таможенного поста Минераловодской таможни о предоставлении ей письменную консультацию незаконным – отказать.
Решение принято судом в окончательной форме 9 октября 2012 года и может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца.
председательствующий