Дело № 2-1268/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2017 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,
при секретаре Яндиковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой Н.Г. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Иванова Н.Г. обратилась в суд с иском к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту жительства на территории <данные изъяты> района Республики Алтай. Исковые требования мотивированы тем, что истец имеет статус лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истца мать А., отец ФИО18 лишены родительских прав 15 августа 1989 года и 20 октября 1993 года. Истец с 1993 года по 1996 год обучалась в школе-интернате для детей сирот. Ранее, до исполнения ей 23 лет, она обращалась в отдел соцзащиты, где ей говорили, что ее очередь ещё не подошла. Затем позднее ей сообщили, что ее в списках нет, но на тот момент ей было уже более 23 лет. Поскольку истец не имеет в собственности жилого помещения, является лицом из числа детей сирот, она подлежит обеспечению жильем. По вине законных представителей в лице различных социальных органов власти, истец не была своевременно поставлена на учет как сирота, нуждающаяся в жилье, в связи с чем нарушены ее права, истец уже более 15 лет, с тех пор как узнала о том, что не состоит в очереди, пытается восстановить свои нарушенные права. Поскольку истец в настоящее время не имеет в собственности жилого помещения, проживает в доме, принадлежащем мужу.
Истец Иванова Н.Г. и ее представитель Сахно М.В. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Пяткова О.Д. в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что решением <данные изъяты> районного народного суда Алтайского края от 15 августа 1989 года А. лишена родительских прав в отношении четырех детей, в том числе Ашовой (Ивановой) Н.Г. Дети переданы на воспитание отцу А. Решением <данные изъяты> районного народного суда Алтайского края от 20 октября 1993 года А. лишен родительских прав в отношении троих детей, в том числе Ашовой (Ивановой) Н.Г. Дети переданы на попечение отделу народного образования администрации <данные изъяты> районного Совета народных депутатов.
Распоряжением администрации <данные изъяты> районного Совета народных депутатов от 01.11.1993 г. №-р и путевкой Отдела народного образования Горно-Алтайского облисполкома № от 04.11.1993 г. Ашова (Иванова) Н.Г. определена и направлена в 7 класс школы-интернат.
Согласно справке школы-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К. Жукова от 21.03.2016 г. № Ашова (Иванова) Н.Г. воспитывалась и обучалась в КОУ РА «Школы-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К. Жукова», находилась на полном государственном обеспечении с 1993 года по 1996 год.
21 августа 2013 года Ашова Н.Г. вступила в брак с Ивановым С.В. и ей присвоена фамилия Иванова, что подтверждается свидетельством о заключении брака от 21.08.2013 г.
В судебном заседании Иванова Н.Г. объяснила, что они жилы в <адрес>. С 1989 года по 1993 год после лишения матери родительских прав жили с отцом, затем от отца сбежали к матери. С 1993 года по 1996 год воспитывалась в школе-интернате. После окончания школы-интернат жили с матерью в <адрес> с 1997 года по 1999 год. До 18 лет не знала о праве детей, оставшихся без попечения родителей, на жилье. На учете как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не состоит и не состояла. Она никуда с письменными заявлениями о постановке на учет не обращалась, документы не собирала, сразу с настоящим иском обратилась в суд. В 2001 году, в конце мая - начале июня, пришла в администрацию <данные изъяты> сельского поседения и устно спросила про жилье, а ей ответили, что они этим не занимаются. Больше этим вопросом она не занималась.
Допрошенная в качестве свидетеля К. пояснила, что в 2001 году работала в администрации <адрес> в должности <данные изъяты>. В 2001 году в администрацию пришла Ашова Н.Г. по вопросу жилья как сироте. Сначала она зашла к специалисту Н. по этому вопросу, которая сказала Ашовой Н.Г., что они этим вопросом не занимаются. После Н. Ашова Н.Г. зашла к ней, так как они знакомы и жили на одной улице в <адрес>.
Свидетель Н. пояснила, что в 2001 году она работала <данные изъяты> Ранее она работала в администрации <адрес> в должности <данные изъяты>. В 1991 году в администрацию приходила Ашова Н.Г. и говорила, что родители выпивают. Они подключили медицинского работника и педагога со школы с целью наблюдения за этой семьей. Ашова Н.Г. в администрацию по вопроса предоставления ей жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не обращалась, тем более в 2001 году она в администрации <адрес> не работала.
Таким образом, свидетели стороны истца К. и Н. дали противоречивые показания. Поскольку Н. в 2001 году в администрации <адрес> не работала, а объяснения Ивановой Н.Г. и показания свидетеля К. направлены на то, что истец в 2001 году в администрации <адрес> по жилищному вопросу устно обратилась к специалисту Н., то суд критически относится к объяснениям истца Ивановой Н.Г. в этой части и показаниям свидетеля К.
Из ответа администрации <данные изъяты> сельского поселения от 24.07.2017 г. следует, что в сельской администрации <данные изъяты> сельского поселения отсутствует информация по обращению Ашовой (Ивановой) Н.Г. по вопросу постановки ее на учет в качестве сироты для получения жилого помещения.
Согласно сообщению БУ РА «Управление социальной поддержки населения <данные изъяты> района» от 13.07.2017 г. Иванова (Ашова) Н.Г. на учете жилищной комиссии в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку «Сироты» не состоит. В период с 2013 года по настоящее время Иванова (Ашова) Н.Г. с заявлением о постановке на учет не обращалась.
Иванова (Ашова) Н.Г. с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также ли из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в Министерство труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай не обращалась и в указанном списке не значится, что следует из справки Министерства труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай от 26.07.2017 г.
Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01 января 2013 года изменен порядок обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Названным Федеральным законом установлено, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и положений Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, в случае если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
В рассматриваемом же случае Иванова Н.Г. вообще не обратилась в уполномоченные органы социальной поддержки населения, в том числе в Министерство труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай, с заявлением в письменной форме о включении ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. На день подачи настоящего иска Ивановой Н.Г. исполнилось полных 36 лет.
Таким образом, судом установлено, что в возрасте до 23-х лет Иванова Н.Г. с письменным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья в Администрацию <данные изъяты> района не обращалась, необходимые для этого документы не предоставляла, что ею не оспаривается.
Между тем, в силу Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
В этой связи до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В материалах дела не содержится отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств того, что причины, по которым Иванова Н.Г. не встала (не был поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до 23-летнего возраста, являются уважительными. К таким доказательствам не может быть отнесено само по себе незнание о праве на жилье, поскольку не согласуется с общеправовым принципом презумпции знания закона.
В силу п.п. 2, 3 ст. 40 ГК РФ по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет.
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК РФ).
Таким образом, по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет опека и попечительно над ним прекращается в силу закона, в этом случае относящийся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение 5-ти лет (с 18 до 23 лет) самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
Не противоречат изложенному и положения ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.
При изложенных обстоятельствах не имеется оснований считать, что Иванова Н.Г. не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ею возраста 23 лет в силу незаконного отказа органа местного самоуправления в постановке на учет, состояния ее здоровья, которое объективно не позволяло ей в указанный период встать на учет нуждающихся в жилом помещении, до достижения возраста 23 лет Иванова Н.Г. предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но из-за отсутствия необходимых документов не была поставлена на учет.
Как уже было отмечено, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет. По смыслу и содержанию Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Так, по достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Если же данные лица на учет не встали до достижения 23-летнего возраста, то указанное право ими утрачивается, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет. Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23-х лет.
У Ивановой Н.Г. как нуждающейся в жилом помещении в соответствии с ранее действующими положениями п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ действительно возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, однако данным правом она не воспользовалась, так как до достижения 23-летнего возраста не обратилась с соответствующим заявлением в Администрацию <данные изъяты> района. Судом бесспорно установлено, что истец не состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории граждан, до достижения 23-летнего возраста она или ее опекун не обращались в Администрацию <данные изъяты> района с письменным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, обратилась в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с исковым заявлением в возрасте 36 лет, когда утратила статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Ивановой Н.Г. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту жительства на территории <данные изъяты> района Республики Алтай, в связи с чем отказывает в их удовлетворении в полном объеме.
Как установлено судом, в настоящее время Иванова Н.Г. состоит в зарегистрированном браке с Ивановым С.В. и проживает в жилом помещении, общей площадью 44,8 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ее супругу Иванову С.В., что подтверждается справкой сельской администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района от 20.03.2017 г. №, свидетельством о государственной регистрации права от 15.05.2013 г., выпиской из ЕГРН от 06.07.2017 г.
Из содержания ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц либо членов их семей жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.
Таким образом, обеспечение жилым помещением осуществляется в соответствии с положениями жилищного законодательства РФ и Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ не любым гражданам из данной категории, а только тем, которые действительно нуждаются в жилье.
В этой связи Иванова Н.Г., являясь членом семьи собственника жилого помещения, общей площадью 44,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, жилищно обустроена в соответствии с нормативными учетными требованиями, так как проживает в указанной квартире вдвоем с мужем, о чем ею указано в судебном заседании.
Определением суда от 06.06.2017 г. Ивановой Н.Г. предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей до рассмотрения настоящего дела.
Исходя из ставки государственной пошлины, установленной в размере 300 рублей для физических лиц по требованиям неимущественного характера (подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ), с Ивановой Н.Г. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Доказательств тому, что Иванова Н.Г. обладает льготами при обращении в суд общей юрисдикции, предусмотренными ст. 333.36 НК РФ, в материалах дела не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Ивановой Н.Г. в удовлетворении исковых требований к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту жительства на территории <данные изъяты> района Республики Алтай.
Взыскать с Ивановой Н.Г. в доход муниципального бюджета муниципального образования «Город Горно-Алтайск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья И.Н. Сумачаков
Решение в окончательной форме изготовлено 31 июля 2017 года