Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 сентября 2014 года г. Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Ашуркова А.П.
с участием прокурора Антоновой В.М.,
при секретаре Галкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3987/14 по иску Афиногентова Д.А. к ООО «Самара-Терминал» о возмещении морального ущерба,
у с т а н о в и л:
Истец Афиногентов Д.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что его мама ФИО1 работала в ООО «Самара-Терминал» оператором товарным 5 разряда, **.**.**** г. она вместе с оператором ФИО2 и главным специалистом отдела экономической безопасности ФИО3 находились на железнодорожной эстакаде для контроля налива уровня бензина в вагонах-цистернах. Находясь на цистерне у заливной горловины и, проверив уровень залитого топлива шток-линейкой, оступилась и упала на бетонную отмостку внешней стороны эстакады, получив черепно-мозговую травму, **.**.**** г. в ЦГБ она умерла. В результате проведенного служебного расследования была установлена вина заместителя генерального директора ФИО4, ведущего специалиста ФИО5, главного специалиста ФИО6 На неоднократные обращения к ответчику о выплате задолженности, возмещения морального вреда ответчик не реагирует, смерть ФИО1 для истца явилась тяжелым ударом и невосполнимой потерей, повлекшими глубокие моральные страдания. Просит взыскать в счет возмещения морального вреда в связи с гибелью мамы ФИО1, умершей **.**.**** г. компенсацию в размере 2 000 000 рублей.
В судебном заседании истец, представитель снизили размер компенсации морального вреда до 650000 рублей, уточненные требования поддержал, привел доводы, изложенные выше..
Представитель ответчика ООО « Самара-Терминал» иск не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснил суду, что ответчик является добросовестным работодателем, выплатил истцу компенсацию материального и морального вреда в добровольном порядке, считает, что размер компенсации явно завышен.
Проверив дело, заслушав объяснения сторон, прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению в части, суд находит требования о возмещении морального вреда подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан, в том числе, возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.
Судом установлено, что работодателем был составлен акт о несчастном случае на производстве, согласно которого между ООО « Самара - Терминал» и ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» заключен договор на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов, в том числе железнодорожным транспортом, № 0000607/2748Д//75/2007от 01.09.2007 г. Согласно «Правил внутреннего трудового распорядка ООО «Самара-Терминал» № П2-03 С-0050 ЮЛ-056, утвержденных Приказом ООО «Самара-Терминал» от 16.07.2012 г. № 139 с изменениями от 27.12.2013 г., режим работы сменного персонала установлен в соответствии с графиком сменности. ФИО1 состояла в трудовых отношениях с ООО «Самара-Терминал в соответствии с трудовым договором от **.**.**** г. В момент несчастного случая ФИО1 была одета в сертифицированную специальную одежду и специальную обувь: костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий с масловодоотталкивающей пропиткой, ботинки кожаные с жестким подноском, каску защитную, перчатки маслобензостойкие. **.**.**** г. с 0 час 45 мин. до 3 час. 25 мин. согласно записей в журнале распоряжений и журнале учета работы насосных агрегатов, производилась отгрузка нефтепродукта (налив бензина Премиум Евро-95 вид 1ЩАИ-95-К5) в вагоны - цистерны, предоставленные ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», что подтверждается записями в уведомлении № 341 дежурному по станции Сызрань 1 ООО «Самара-Терминал». Налив нефтепродукта производился в соответствии с требованиями технологического регламента ООО «Самара-Терминал». Для измерений уровня налива в 3 час. 40 мин., по устному распоряжению начальника смены ФИО7, не прошедший обучения по охране труда в установленном порядке, на железнодорожную эстакаду были направлены операторы товарные 5 разряда ФИО2 и ФИО1 в сопровождении главного специалиста отдела экономической безопасности ФИО3 При выполнении замера уровня нефтепродукта в вагоне-цистерне, ФИО1, находясь на площадке обслуживания люка на высоте 4 м потеряла равновесие и упала с вагона-цистерны на бетонную отместку первого ж/д пути, **.**.**** г. в ЦГБ ФИО1 скончалась, диагноз: «ОЧМТ. Вдавленный перелом теменной кости слева с ушибом головного мозга тяжелой степени. Скальпированная рана головы».
Согласно акта о несчастном случае на производстве от **.**.**** г. основной причиной несчастного случая является не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты при выполнении работ на высоте, а именно предохранительными поясами, при проведении измерений уровня налива в вагонах-цистернах. Сопутствующие причины: отсутствие локально-нормативных документов, содержащих в полном объеме требования безопасности и выполнения работы на высоте- при проведении измерений уровня налива в вагонах-цистернах, допуск к самостоятельной работе оператора товарного ФИО1 без профессионального обучения, обучения по охране труда в установленном порядке, не обеспечение достаточного контроля со стороны должностных лиц ООО « Самара-Терминал», обученных в установленном порядке за применением средств индивидуальной защиты, применение индивидуальных средств защиты( защитной каски) оператором товарным ФИО1 с нарушением нормативных требований, а именно неприменение подбородного ремня.
Факт грубой неосторожности ФИО1 комиссией не усмотрен. Лица, допустившие нарушение требований охраны труда являются работниками организации «Сызранская нефтебаза ООО «Самара-Терминал» г. Сызрань ул. Нефтебазная, 1.
Разрешая заявленные требования о компенсации морального вреда, суд принимает во внимание добровольно оказанную материальную помощь ответчиком: 104920 рублей- материальная помощь на лечение работникам, материальная помощь(несчастный случай на производстве) Афиногентова Д.А.(истцу) в размере 217500 рублей, пособие на погребение в размере 5002,16 рублей, перечисленное Афиногентова Д.А., материальная помощь( возмещение морального вреда в размере 217500 рублей, перечисленные Афиногентова Д.А., материальная помощь( возмещение морального вреда) в размере 32500 рублей, перечисленные Афиногентова Д.А., что подтверждается платежными документами.
В силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию, суд с учетом объема и характера причиненных истцу физических и нравственных страданий, степени вины работодателя, потери близкого человека, а также принципа разумности и справедливости, определил размер компенсации морального вреда с учетом выплаченных ответчиком денежных средств в размере 100 000 рублей.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать госпошлину в размере 4000 рублей в доход государства за удовлетворение требований неимущественного характера.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Афиногентова Д.А. к ООО «Самара-Терминал» о возмещении морального вреда удовлетворить в части.
Взыскать с ООО «Самара-Терминал» в пользу Афиногентова Д.А. компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Взыскать с ООО «Самара-Терминал» госпошлину в доход государства в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Сызранский городской суд.
Судья: Ашуркова А.П.