Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-228/2016 (2-4161/2015;) ~ М-3856/2015 от 02.09.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2016 г.                                   г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи) Киселева К.И.

при секретаре          Монастырской И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хмелевской Н.В. к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности предоставить земельный участок за плату в порядке перераспределения,

установил:

Хмелевская Н.В., уточнив требования (л.д.2, 32, 162), обратилась в суд с иском к Администрации г. Смоленска о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка за плату площадью <данные изъяты> по ул. <адрес>, возложении обязанности предоставить данный объект недвижимости.

В основу иска положены ссылки на то, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом <адрес> и соответствующий земельный участок площадью <данные изъяты> Необоснованный отказ органа местного самоуправления (является правопреемником Департамента имущественных и земельных отношений, в который изначально истица и обращалась с просьбой о предоставлении участка земли), мотивированный невозможностью перераспределения спорного участка в связи с его нахождением в зоне Ж3, в пределах красных линий, а также уменьшением ширины проезда с ул. <адрес>, послужил предпосылкой предъявления в суд соответствующих требований.

Представитель истицы Полякова Е.С. поддержала уточненные требования.

Представитель Администрации г. Смоленска Онищенко Е.Ю. в ранее состоявшихся судебных заседаниях просила в удовлетворении предъявленных требований отказать, отметив его необоснованность.

Представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска Андреева О.В., также полагая необоснованным иск Хмелевской Н.В., указала, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж3, в пределах красных линий. Перераспределение земельного участка приведет к уменьшению ширины проезда с <адрес> Кроме того, истица с заявлением о перераспределении земельного участка именно площадью <данные изъяты> (при том, что первоначально ставился вопрос о перераспределении земельного участка площадью <данные изъяты>.) в компетентный орган не обращалась, что свидетельствует о несоблюдении ею установленного порядка постановки такого вопроса.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (ч.1 ст.11.7 ЗК РФ).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (ч.3 ст.11.7 ЗК РФ).

Согласно ч.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Город Смоленск является муниципальным образованием в виде городского округа (ст.1 Устава г.Смоленска, принятого Решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 164).

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, относится к компетенции Администрации г.Смоленска (п.15 ч.1 ст.41 Устава).

Постановлением администрации Смоленской области от 20.03.2015 №130 «Об утверждении Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области» предусмотрено, что размер платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области определяется как разница между кадастровой стоимостью образованного земельного участка, площадь которого увеличилась в результате перераспределения земельных участков, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности, до перераспределения земельных участков.

    По делу установлено, что Хмелевская Н.В. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.25). На смежном с ее участком земельном участке располагается принадлежащее ей на праве собственности сооружение с кадастровым номером <данные изъяты>

Изначально ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Хмелевская Н.В. обращалась в уполномоченный на соответствующий период орган - Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>

Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении представленного истицей заявления отказано по мотивам того, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах земельного участка, являющегося собственностью третьего лица; испрашиваемый земельный участок расположен в границах двух территориальных зон Ж1 и Ж3, при том, что градостроительный регламент последней не предполагает осуществление в ее границах индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ. Хмелевская Н.В. обратилась в администрацию г. Смоленска (правопреемник указанного Департамента) с заявлением о перераспределении смежного земельного участка площадью <данные изъяты> приложив к нему схему расположения и координаты испрашиваемого земельного участка и копию кадастрового паспорта на сооружение с кадастровым номером

Решением Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне Ж3.

В судебном заседании представителем ответчика так же приведены доводы о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах красных линий; перераспределение земельного участка приведет к уменьшению ширины проезда с <адрес>.

Анализируя установленные обстоятельства и представленные сторонами спора доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленных требований.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (ч.2 ст.39.28 ЗК РФ).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (ч.3 ст.39.28 ЗК РФ).

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату (ч.5 ст.39.28 ЗК РФ).

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (ч.1 ст.39.29 ЗК РФ).

В силу ч.8 ст.39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ч.9 ст.39.29 ЗК РФ.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (ч.10 ст.39.29 ЗК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 27 Приложения № 1 Правил землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденных решением 41-й сессии Смоленского городского Совета 111 созыва от 28.02.2007 г. № 490, предельный максимальный размер земельных участков для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома – 1800 кв.м. (зона Ж1).

Правопритязания третьих лиц в отношении испрашиваемого земельного участка при рассмотрении настоящего дела не установлены. Площадь спорного объекта недвижимости не превышает установленный максимальный размер земельных участков.

Как усматривается из материалов дела, смежный участок ранее представлял собой возвышенную местность. Истицей за свой счет было осуществлено выравнивание данного участка земли, на котором впоследствии ею в соответствии с проектной документацией, согласованной с Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области и Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, построены напорный канализационный коллектор и самотечная сеть канализации, предназначенные для обслуживания жилого дома

Спорный земельный участок подлежит присоединению к существующему (основному) участку в целях благоустройства и обслуживания имеющихся канализационных сооружений, что не противоречит назначению территориальной зоны Ж3. Строительство индивидуального жилого дома на нем осуществляться не будет. Доказательств обратного материалах дела не имеется – при том, что с учетом указанных выше обстоятельств (сооружения подземного напорного канализационного коллектора и самотечной сети канализации) возведение какого-либо строения на соответствующем участке не представляется возможным в принципе, что не являлось спорным при рассмотрении дела.

Согласно экспертному заключению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ составленному по результатам проведения судебной землеустроительной экспертизы, испрашиваемый земельный участок (в соответствии со схемой расположения земельного участка – л.д. 22) от точки н 1 до точки н 2 накладывается на земли общего пользования, однако в самом узком месте от точки н 1 до существующей подпорной стены, земельного участка с кадастровым номером составляет 7 метров, что в данном случае не противоречит требованиям СНиП 2.07.01-89, ширина проезда 2,75 м, число полос движения – 2. Кроме того, в месте проезда с <адрес> где непосредственно прилегает испрашиваемый земельный участок уже имеется значительное сужение проезжей части до 5 м.

Исходя из существующего видоизменения прилегающей территории к испрашиваемому земельному участку согласно схеме (л.д.22) и наложении асфальтового покрытия на часть земельного участка, эксперт сделала вывод о необходимости изменения границ испрашиваемого земельного участка, без наложения на него асфальтового покрытия и с учетом расположения на нем сооружения с кадастровым номером . Для решения поставленной задачи экспертом изготовлена иная схема расположения земельного участка (л.д.157). Согласно вновь изготовленной схеме расстояние от точки н 1 до существующей бетонной опорной стены, т.е. в самом узком месте составляет 7 м, что не противоречит требованиям СНиП 2.07.01-89. Площадь видоизмененного земельного участка составляет <данные изъяты>

При этом экспертом отмечается, что земельный участок общей площадью <данные изъяты>., испрашиваемый Хмелевской Н.В. согласно схеме от ДД.ММ.ГГГГ., соответствует требованиям земельных и градостроительных норм по состоянию на дату ДД.ММ.ГГГГ г. (дату обращения Хмелевской Н.В. в Администрацию г. Смоленска с целью перераспределения земельного участка).

Видоизмененная схема расположения земельного участка (л.д. 157) также соответствует положениям земельных и градостроительных норм (л.д.154-155).

При разрешении данного спора суд принимает во внимание экспертное заключение, составленное компанией <данные изъяты> Это обусловлено тем, что выводы эксперта, предупрежденного судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК Российской Федерации, основаны на всестороннем исследовании всех материалов гражданского дела, четко и подробно мотивированы в исследовательской части заключения.

Ссылки ответчика на расположение испрашиваемого земельного участка в пределах красных линий не могут быть приняты судом во внимание, поскольку проект планировки и межевания соответствующей территории утвержден постановлением Администрации г. Смоленска адм лишь ДД.ММ.ГГГГ – в период, последующий согласованию с уполномоченными органами проектной документации, строительству и вводу в эксплуатацию Хмелевской Н.В. канализационных сооружений на испрашиваемом земельном участке, и обращению с заявлением о его предоставлении (изначально в 2014 г.).

Суждения представителя ответчика о том, что перераспределение испрашиваемого земельного участка приведет к сужению проезда по <адрес>, ограничит проезд, подъезд и поворот транспорта к жилой и общественной застройке, признаются судом необоснованными, поскольку сужение проезда обусловлено параметрами иных земельных участков, расположенных по этой улице и принадлежащих третьим лицам. Напротив, из заключения эксперта <данные изъяты> следует, что ширина проезжей части, исходя из площади подлежащего перераспределению земельного участка, в самом узком месте составляет 7 м, что соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89 и не создает препятствий к движению транспортных средств на участке дороги, прилегающей к спорному земельному участку.

Доводы представителя ответчика о несоблюдении истицей установленного действующим законодательством порядка обращения в Администрацию г. Смоленска по поводу перераспределения земельного участка площадью <данные изъяты>. (при том, что первоначально ставился вопрос о перераспределении земельного участка площадью <данные изъяты>.), не могут быть признаны судом обоснованными, при том, что Хмелевской Н.В. предъявлены уточненные требования о перераспределении земельного участка меньшей площадью - <данные изъяты> расположенного в границах ранее испрашиваемого земельного участка площадью <данные изъяты> с учетом видоизменения соответствующего объекта недвижимости в период, последующий ДД.ММ.ГГГГ. (дате обращения Хмелевской Н.В. в Администрацию г. Смоленска), и выводов судебной землеустроительной экспертизы о целесообразности изменения в связи с этим границ испрашиваемого земельного участка.

    

Оспариваемый Хмелевской Н.В. отказ Администрации г. Смоленска не содержит ссылок ни на одно из оснований для отказа в перераспределении земельного участка, предусмотренных ч. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

    

Утверждение представителя ответчика о том, что предоставление истице испрашиваемого участка земли повлечет затруднительность в использовании гражданами части улицы <адрес> отвергается судом.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования истца К.В.Н. – признаны незаконными действия Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска по отказу согласовать схему земельного участка. На Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска возложена обязанность согласовать схему расположения земельного участка (дополнительного) к основному на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в г. Смоленске, изготовленную ООО ПКФ «<данные изъяты>», по адресу: г. <адрес>, <данные изъяты>

Из представленных суду материалов топографической съемки следует, что указанный участок ( сформирован в пределах границ улицы <адрес> о которых идет речь в возражения ответчика, и в период с даты вступления указанного судебного акта в законную силу в принципе исключает возможность использования отмеченной части данной улицы (непосредственно на которой, как следует из решения суда от ДД.ММ.ГГГГ находится овраг, а также неблагоустроенная поверхность участка, служащая местом скопления мусора).

В этой связи, не представляется возможным говорить о том, что принятие судом решения об удовлетворении иска Хмелевской Н.В. способно повлечь неблагоприятные последствия применительно к вопросу о праве неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

Иных доказательств, свидетельствующих о недопустимости перераспределения земельного участка, при том, что именно на органе местного самоуправления лежит бремя доказывания правомерности своих действий, ответчиком суду не представлено.

Согласно экспертному заключению <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: г. <адрес> возле дома по состоянию на дату составления заключения ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. (л.д.114).

    

Принимая во внимание тот факт, что истица на протяжении длительного времени пользовалась спорным участком; на испрашиваемом земельном участке расположены коммуникации, предназначенные для обслуживания принадлежащего ей жилого дома, схема расположения земельного участка (л.д. 157) соответствует положениям земельных и градостроительных норм, суд находит подлежащими удовлетворению требования Хмелевской Н.В. о возложении на Администрацию г. Смоленска обязанности по утверждению соответствующей схемы расположения земельного участка (стоимостью <данные изъяты>.) на кадастровом плане (карте) территории, подготовленной <данные изъяты>

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    Признать незаконным отказ Администрации г.Смоленска в перераспределении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Администрацию г.Смоленска в целях перераспределения земельного участка принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка (<данные изъяты>) по адресу: г. Смоленск, <адрес>, изготовленную <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2016г.

Судья К.И.Киселев

2-228/2016 (2-4161/2015;) ~ М-3856/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хмелевская Наталья Владимировна
Ответчики
Администрация г. Смоленска
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Киселёв К.И.
Дело на сайте суда
leninsky--sml.sudrf.ru
02.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2015Передача материалов судье
03.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.09.2015Предварительное судебное заседание
29.09.2015Предварительное судебное заседание
08.10.2015Судебное заседание
10.11.2015Судебное заседание
16.11.2015Судебное заседание
09.12.2015Судебное заседание
12.01.2016Судебное заседание
20.01.2016Судебное заседание
03.02.2016Судебное заседание
05.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2016Дело оформлено
09.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее