Решение по делу № 2-2780/2017 от 23.03.2017

Дело № 2-2780/2017 Именем Российской Федерации Решение

02 мая 2017 года                                                                       город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Зобовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кургановой А. А. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения,

установил:

истец Курганова А.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями в г. Архангельске. В связи с тем, что до настоящего времени жилое помещение Кургановой А.А. не предоставлено, она просила обязать ответчика предоставить ей по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 15 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска, приобретенное за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец Курганова А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Ответчик, извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направил, ходатайствовав о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации МО «Город Архангельск» Щеголихина Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала предоставление истцу по договору найма жилого помещения в специализированном жилищном фонде обоснованным.

Третьи лица - Министерство финансов Архангельской области, Министерство образования и науки Архангельской области, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в суд своих представителей не направили.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Судом установлено и никем не оспаривается, что Курганова А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе Архангельске. Ее родители: мать Пупцева Е.Н. решением Исакогорского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ ограничена в родительских правах, решением Исакогорского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Отец Пупцев А.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим на основании приказа Управления социальной защиты населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Курганова А.А. направлена в учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказом Управления социальной защиты населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ за ней закреплено право на жилое помещение по адресу: г. Архангельск, <адрес>, общей площадью 42,10 кв.м.

В соответствии со статьей 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В силу пункта 1 Решения Архангельского городского Совета «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека.

Учитывая, что собственником 1/4 доли указанного жилого помещения является мать истца Пупцева Е.Н., сособственниками других 3/4 доли жилого помещения являются другие родственники несовершеннолетней, общая площадь жилого помещения, соответствующая доли собственности Пупцевой Е.Н., составляет 10,53 кв.м., что менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, которая составляет в г. Архангельске 15 кв.м., приказом начальника управления по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации МО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ за Кургановой А.А. закреплено право на обеспечение жилым помещением в г. Архангельске. Несовершеннолетняя Курганова А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями в г. Архангельске.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Курганова А.А. числится в указанном списке за номером <данные изъяты>

С учетом изложенного, судом установлено, что Курганова А.А., являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фактически не имеет жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, куда она могла бы вселиться и проживать.

Согласно пункту 3 статьи 14 Закона Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на основании решения органа местного самоуправления городского, сельского поселения или городского округа Архангельской области, уполномоченного на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в случае наделения органов местного самоуправления областным законом государственными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.

На основании пункта 8 статьи 19 Закона Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, достигшие возраста 18 лет и не включенные в список, подают в органы опеки и попечительства по месту жительства заявление о включении в список.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий предоставляются в виде субвенций, выделяемых местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета.

В силу статьи 46 вышеуказанного областного закона органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

На основании статьи 49 Закона Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Согласно статьям 19, 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу в рамках заявленных исковых требований является Администрация МО «Город Архангельск».

Разрешая иск в части требований к жилому помещению специализированного жилищного фонда, которое подлежит предоставлению истцу, суд учитывает следующее.

Согласно части 7 статьи 8 ФЗ № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Частью 5 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Архангельского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ определена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма - в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом изложенного, Курганова А.А., обладающая соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, в виде квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, расположенного в черте города Архангельска, за счет субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В силу ст. 98 ГПК РФ с Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Кургановой А. А. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Архангельск» предоставить Кургановой А. А. по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска, за счет средств субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Кургановой А. А. государственную пошлину, уплаченную при подаче искового заявления, в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                                                 Е.В. Кучьянова

2-2780/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Курганова А.А.
Ответчики
Администрация МО "Город Архангельск"
Другие
Министерство финансов Архангельской области
Министерство образования и науки АО
Орган опеки и попечительства администрации МО "Город Архангельск"
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
23.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2017Передача материалов судье
27.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее