Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-568/2021 (3а-1895/2020;) ~ М-1688/2020 от 17.12.2020

Дело № 3а-568/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2021 г.                                                      г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи                             Цехомской Е.В.,

при секретаре судебного заседания                             Ли И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Корнеева И.В. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равной его рыночной стоимости,

установил:

Корнеев И.В. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости: нежилого здания с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, в размере рыночной в размере <...> рублей.

В обоснование требований указал, что согласно данным отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости от 24 июля 2020 года              №2407-201, выполненного Союзом «Абинская торгово-промышленная палата», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> составляет <...> рублей.

Административный истец считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанного объекта недвижимости являются неверными и нарушают его права.

Корнеев И.В. является собственником объекта недвижимости, в отношении которого заявлены административные исковые требования. Завышенная кадастровая стоимость объекта недвижимости ведет к необоснованному увеличению размера налога на землю.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства дела в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований с учетом их уточнений по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость – стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона, кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В силу части 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ гласит, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Как указано в абзаце 1 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела следует, что административный истец Корнеев И.В. является собственником нежилого здания с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, представленной в материалы дела.

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> утверждены приказом Департамента Краснодарского края от 01 ноября 2018 года №2368 в размере <...> рублей.

Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимого имущества, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств, наличия иной даты определения кадастровой стоимости. Поскольку Федеральная кадастровая палата является уполномоченным органом по ведению реестра государственного кадастра, суд считает01 января 2018 года верной датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...>, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю.

Согласно данным представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 24 июля 2020 года №2407-201, выполненного Союзом «Абинская торгово-промышленная палата», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <...> рублей.

Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРН от 27 ноября 2020 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, составляет <...> рублей.

Согласно статье 77 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Учитывая, что указанный отчет об оценке получен во вне судебном порядке, по заказу административного истца на платной основе, эксперт не предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ, а между результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, имелось существенное расхождение в размере стоимости объектов, определением суда от 18 января 2021 года по ходатайству административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Альфа Эксперт».

Административное дело с заключением эксперта было возвращено в суд. По делу назначено судебное заседание.

Представителем административного ответчика – департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Сергеевым Р.М. направлен в суд отзыв на заключение эксперта, из которого следует, что заключение эксперта выполнено с нарушением требований Федерального закона от 29.07.1998 г. №135-ФЗ, федеральных стандартов оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки ФСО № 1)», № 3 «Требования к отчету об оценке ( ФСО № 3), № 7 «Оценка недвижимости», вследствие чего указанное заключение не может быть признано допустимым доказательством по административному делу.

В связи с выявленными нарушениями, допущенными экспертом при проведении судебной экспертизы, которые привели к неправильным расчетам рыночной стоимости спорного объекта определением суда от               30 июня 2021 года по делу была назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, производство которой было поручено ООО «Альфа Эксперт».

Административное дело с заключением эксперта вновь возвращено в суд. По делу назначено судебное заседание.

Согласно заключению дополнительной судебной экспертизы от                    26 августа 2021 года № 24-336/2021, выполненного ООО «Альфа Эксперт», рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером <№...> по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2018 года составляет <...> рублей.

Заключение дополнительной судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона от 03 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и федеральным стандартам оценки. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлены, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки утверждены приказом Министерства экономического развития РФ № 297 от 20 мая 2015 г. «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)».

Суд, исследовав заключение дополнительной судебной оценочной экспертизы, оценив его по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов экспертов не имеется.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса РФ.

В заключении дополнительной судебной экспертизы, в части определения рыночной стоимости нежилого здания, содержится подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта, на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости. Заключение содержит мотивированное описание процедуры и результатов проведенного исследования. Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является корректным.

При определении рыночной стоимости объекта недвижимого имущества эксперт верно определил сегмент рынка, исходя из назначения объекта. Подобранные экспертом аналоги расположены в одном с объектом оценки районе, отвечают требованиям пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №1)».

При подборе объектов-аналогов оценщик правильно руководствовался пунктом 10 вышеупомянутого ФСО №1, в силу которого, объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается «объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость».

Экспертом был проанализирован и исследован рынок сопоставимых объектов-аналогов, которые и использовались при расчете.

При определении окончательной рыночной оценки, эксперт надлежащим образом использовал факторы, которые наиболее полно описывают отличия и сходные признаки всех исследуемых объектов, с последовательным проведением корректировок. Так, им были применены корректировки на торг, на разницу в площади, на стоимость, приходящуюся на земельный участок, на местоположение, размер которых был подробно разъяснен в тексте заключения.

В заключении эксперта представлена вся необходимая информация, идентифицирующая количественные и качественные характеристики объекта оценки и объектов-аналогов, анализ рынка, в том числе сегментов рынка, к которым относится объект оценки, а также имеется достаточная информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость.

Экспертом при производстве дополнительной судебной экспертизы, при расчете стоимости объекта недвижимого имущества правильно произведена его оценка по состоянию на 01 января 2018 года.

Судом не установлены необоснованность указанного заключения дополнительной судебной экспертизы либо противоречия в выводах эксперта.

В ходе судебного разбирательства ни административными ответчиками, ни заинтересованным лицом по административному делу, выводы вышеназванного экспертного заключения не опровергнуты, доказательств его порочности не представлено, сведений о несогласии с его содержанием либо с размером определенной рыночной стоимостью оспариваемого объекта недвижимости материалы дела не содержат.

В связи с чем, суд считает заключение дополнительной судебной оценочной экспертизы, объективным и полным, а выводы - обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размер рыночной стоимости объекта недвижимости является достоверным.

Таким образом, административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данного объекта недвижимости, в связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной согласно выводам дополнительной судебной оценочной экспертизы.

Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для внесения органом кадастрового учета указанной стоимости в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Сведения об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

    Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года                           № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ст. 6 Федерального закона N 269-ФЗ).

    Датой обращения административного истца в суд административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества является 10 декабря 2020 года (дата направления административного искового заявления в суд). Сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости материалы дела не содержат. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 10 декабря 2020 года.

    В отношении спорного объекта недвижимости, следует установить кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Корнеева И.В. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равной его рыночной стоимости – удовлетворить в части.

Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...> кадастровую стоимость, определенную по состоянию на 01 января 2018 года, в размере <...> рублей 00 копеек.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...>, считать 10 декабря 2020 года.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...>

В остальной части административного искового заявления – отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2021 года.

Председательствующий:

3а-568/2021 (3а-1895/2020;) ~ М-1688/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Корнеев Игорь Владимирович
Ответчики
ГБУ КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ"
Управление Федеральной службы государсвтенной регистрации кадастра и картографии по Краснодарского края
Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Другие
Нарадян Евранд Раффикович
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Цехомская Елена Викторовна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
17.12.2020Регистрация административного искового заявления
18.12.2020Передача материалов судье
18.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2021Подготовка дела (собеседование)
18.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.01.2021Предварительное судебное заседание
26.05.2021Производство по делу возобновлено
26.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2021Судебное заседание
21.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Судебное заседание
29.09.2021Производство по делу возобновлено
29.09.2021Судебное заседание
12.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2021Дело оформлено
27.10.2021Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее