копия
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2011г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Оноколова П.Ю., при секретаре Ризаханове Д.Х., с участием заявителя Алиева М.М., с участием помощника военного прокурора Махачкалинского гарнизона старшего лейтенанта юстиции Хроменко А.С., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Пензенского гарнизона в интересах военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» о взыскании с бывшего военнослужащего Алиева Мурада Магомедовича денежных средств, затраченных на военную и специальную подготовку курсанта,
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор Пензенского гарнизона обратился в суд с исковым заявлением в интересах военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», в котором просит взыскать с Алиева Мурада Магомедовича денежные средства в сумме 100 158 рублей 33 копеек, затраченные на его военную и специальную подготовку, а также судебные расходы, состоящие из государственной пошлины.
В судебном заседании прокурор Хроменко А.С. подтвердил исковые требования и в обоснование их пояснил, что, поскольку ответчик Алиев был отчислен из данного военного института по неуспеваемости, то в соответствии с условиями заключенного с ним контракта о прохождении военной службы и статьей 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» с него необходимо взыскать денежные средства, затраченные на его военную и специальную подготовку.
При этом истец в обосновании своих исковых требований указал, что Алиев был зачислен курсантом 1 курса военного института 1 августа 2007 года, 1 сентября 2008 года с ним был заключен контракт о прохождении военной службы на срок обучения в военном институте и 5 лет военной службы после его окончания. Приказом начальника военного института 17 июня 2010 года № 114 Алиев был отчислен из числа курсантов по неуспеваемости. В связи с чем, подлежат взысканию с Алиева средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку в размере 100 158 рублей 33 копеек.
Начальник военного института надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Ответчик Алиев судебном заседании пояснил, что требования он признает частично, поскольку сумму задолженности, указанную в исковом заявлении, выплатить не сможет так как в городе Кизляре Республики Дагестан, по месту его жительства, он не может трудоустроиться в течении года и в настоящее время является безработным, в семье работает только мать, средств к существованию, кроме зарплаты матери и его случайных заработков в семье нет. Поэтому он просил уменьшить размер взыскиваемых с него денежных средств и представил документы, подтверждающие, что он на учете в центре занятости населения не состоит и пособие по безработице не получает, и справку о доходах его матери – Алиевой Б.А.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит иск начальника военного института подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В суде установлено, что Алиев, проходивший военную службу по контракту, отчислен из военного института по неуспеваемости, исключен из списков переменного состава и всех видов обеспечения по курсантской норме. В последующем направлен для прохождения военной службы по призыву и зачислен на все виды обеспечения по солдатской норме в военном институте.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из приказов начальника военного института от 1 августа 2007 года № 96 о зачислении Алиева курсантом 1 курса и постановке его на все виды довольствия, от 27 ноября 2008 года № 182 о заключении контакта с курсантом Алиевым, от 17 июня 2010 года № 114 об отчислении из военного института, исключении его из списков личного состава военного института и со всех видов довольствия и направлении для прохождения военной службы по призыву и зачислении на все виды обеспечения по солдатской норме в военный институт. Из последнего приказа также следует, что размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку Алиева в размере 100 158 рублей 32 копейки. Расчет взыскиваемой денежной суммы с Алиева оформлен бухгалтерской справкой с соответствующими расчетами.
Как следует из контракта о прохождении военной службы заключенного с Алиевым от 1 сентября 2008 года сроком на период обучения в военном институте и 5 лет военной службы после его окончания, Алиев добровольно дал обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года № 402, фиксированного значении суммы – 35350 рублей в год.
Согласно бухгалтерской справки от 3 марта 2011 года подписанного ВрИД начальника филиала военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» сумма средств федерального бюджета, затраченная на военную и специальную подготовку Алиева за 2007 – 2010 года составляет 100 158 рублей 33 копейки.
Из справки от 18 августа 2011 года № 7 с места жительства Алиева видно, что совместно с последним проживают члены его семьи: отец – Алиев М.А., мать – Алиева Б.А., сестра Алиева А.М.
В судебном заседании ответчик Алиев пояснил, что родители развелись и отец – Алиев М.А., в настоящее время не проживает с ними.
Согласно справки о доходах физического лица от 18 августа 2011 года № 17 общая сумма дохода Алиевой Б.А. за период с 1 января по 18 августа 2011 года составляет 97 458 рублей 92 копейки.
Согласно справке директора государственного учреждения - центр занятости населения в муниципальном образовании «Город Кизляр» Алиев не состоит на учете в упомянутом учреждении и пособие по безработице не получает.
Из справки от 19 августа 2011 года № 4368 выданной начальником ТСЖ «Наш Дом» видно, что Алиев прописан и проживает по адресу: Республика Дагестан, г. Кизляр, ул. М.Гаджиева, д. 2, кв. 43.
Оценивая указанные обстоятельства, суд приходит к следующему.
Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с обеспечением обороны страны и безопасности государства. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству.
В статье 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», регулирующей вопросы заключения контракта о прохождении военной службы, указано, что в контракте о прохождении военной службы закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
Согласно пункта 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно второму абзацу этого же пункта и статьи Закона, при заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
Исходя из положений пункта 7 статьи 35 вышеназванного Федерального закона, возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, является разновидностью финансовой ответственности военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, перед государством, что согласуется с ограничениями, которые вытекают из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Указанную разновидность финансовой ответственности можно определить как юридическую обязанность военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, по соблюдению предписаний норм военного законодательства и условий заключенного контракта о прохождении военной службы, реализующуюся в их правомерном поведении в период обучения и в течение определенного срока после окончания обучения, а в случае совершения правонарушения, указанного в Законе, в том числе такого как: отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться – обязанность правонарушителя претерпеть ограничения имущественного характера.
Реализация финансовой ответственности определяется через финансовые обязанности. Если обязанность по соблюдению предписаний финансовой нормы отсутствует, соответственно, отсутствует и финансовая ответственность.
Правовая норма, указанная в пункте 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» выступает основанием финансовой ответственности. Нормативность и юридический характер финансовой ответственности вытекают непосредственно из ее закрепленности в норме права в виде определенной модели поведения и деятельности соответствующих должностных лиц органов военного управления по ее обеспечению.
В приложение № 1 к Положению о порядке прохождения военной службы утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 указана Типовая форма контракта о прохождении военной службы, согласно которой условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, включается в контракт о прохождении военной службы для гражданина, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования, и указывается в подпункте «в» пункта 2 Типовой формы контракта о прохождении военной службы размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку.
Таким образом, к условиям, при наличии которых гражданин, обучающийся в военном образовательном учреждении профессионального образования, привлекается к возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, относятся:
- наличие в контракте о прохождении военной службы условия о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку;
- наличие конкретно определенного размера подлежащих возмещению указанных средств, включенного в контракт о прохождении военной службы;
- совершение виновных действий, связанных с его отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо в иных случаях, указанных в статье 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Во исполнение статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» Правительство Российской Федерации постановлением от 25 июня 2007 года № 402 утвердило Методику исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
В Методике определены:
- из каких расходов определяется размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях;
- такие расходы включаются в состав вышеуказанных расходов;
- а также указано, что Перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военно-учебных заведений.
Согласно пункту 2 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года № 402, размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях определяется исходя из расходов, произведенных военным образовательным учреждением профессионального образования для выполнения квалификационных требований.
Поскольку порядок возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, до настоящего времени нормативными правовыми актами не установлен, то согласно части четвертой статьи 1 ГПК Российской Федерации в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникающие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Применение аналогии закона обусловлено необходимостью восполнения возникшего пробела в правовом регулировании рассматриваемых отношений. Закрепление подобного правила в части четвертой статьи 1 ГПК Российской Федерации вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, поскольку невозможность применения норм права по аналогии при наличии неурегулированных отношений привела бы к невозможности защиты прав граждан и в конечном итоге – к ограничению их конституционных прав. При применении такого рода аналогии суд не подменяет законодателя и не создает новые правовые нормы, действуя в рамках закона.
Сходные отношения имеют место в статье 1083 ГК Российской Федерации и статье 11 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».
Вместе с тем, поскольку, заключив контракт о прохождении военной службы, в дальнейшем отношения сторон основаны на принципе подчинения одной стороны другой, то в соответствии с пунктом 3 статьи 2 ГК Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на таком подчинении одной стороны другой, в том числе к финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, при рассмотрении судом вопросов снижения размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку гражданина, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования, с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и его материального положения, необходимо руководствоваться положениями статьи 11 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» соответствовать требованиям пункта 3 статьи 11 ГПК Российской Федерации, согласно которого в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Решая вопрос о сумме, подлежащей взысканию с Алиева суд исходит из следующего.
Согласно статье 11 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего.
Из исследованных в судебном заседании материалов дела видно, что ответчик нигде не работает, не имеет самостоятельного заработка либо имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Кроме того, судом установлено, что в семье, в которой он проживает, другого источника дохода, кроме заработной платы матери, не имеется.
С учетом изложенного, суд полагает возможным уменьшить установленный в ходе судебного разбирательства размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку Алиева за время его обучения, взыскав с него 25000 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, суд присуждает взыскать с Алиева в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 950 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194 - 199 ГПК Российской Федерации, военный суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление военного прокурора Пензенского гарнизона в интересах военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» о взыскании с бывшего военнослужащего Алиева Мурада Магомедовича денежных средств, затраченных на военную и специальную подготовку курсанта – удовлетворить частично.
Взыскать с Алиева Мурада Магомедовича в пользу военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части требования на сумму 75 158 (семьдесят пять тысяч сто пятьдесят восемь) рублей 33 копеек – отказать.
Взыскать с Алиева Мурада Магомедовича в федеральный бюджет 950 (девятьсот пятьдесят) рублей, в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня принятия судом в окончательной форме.
Подлинное за надлежащей подписью.
Копия верна:
Председательствующий по делу П.Ю. Оноколов
Секретарь судебного заседания Д.Х. Ризаханов