именем Российской Федерации
27 февраля 2012 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кипяткова К.А.,
при секретаре судебного заседания Колосковой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой В.Н. к Межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Республике Карелия о восстановлении срока для принятия наследства,
установил:
Орлова В.Н. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что в ДД.ММ.ГГГГ года без вести пропала ее мать <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ было найдено ее тело и выяснилось, что она утонула. После смерти <данные изъяты> открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Истец спустя 6 месяцев после нахождения тела ее матери, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, обратилась к нотариусу по вопросу принятия наследства, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано в связи с пропуском 6-месячного срока с момента его открытия, поскольку в свидетельстве о смерти <данные изъяты> в качестве даты смерти указано не число, когда обнаружили ее тело – ДД.ММ.ГГГГ, а период, когда она пропала – ДД.ММ.ГГГГ года. В связи с изложенным Орлова В.Н. просит восстановить ей срок для принятия наследства.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Лоймольского сельского поселения и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления по Республике Карелия.
В судебном заседании Орлова В.Н. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Администрация Лоймольского сельского поселения в представленном письменном отзыве просила рассмотреть дело в свое отсутствие, против восстановления срока для принятия наследства не возражала.
Ответчики Инспекция ФНС России по г.Петрозаводску и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления по Республике Карелия своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав истца, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно ст.1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Ст.ст.1113, 1115 Гражданского кодекса РФ установлено, что наследство открывается со смертью гражданина, местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.
В соответствии со ст.ст.1152 и 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ст.1155 Гражданского кодекса РФ, по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В судебном заседании установлено, что <данные изъяты>, умерла в ДД.ММ.ГГГГ года (запись акта о смерти №, выданное Отделом ЗАГС Суоярвского района ДД.ММ.ГГГГ). После ее смерти открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой нотариуса <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истец Орлова В.Н., исходя из совокупности свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельств о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, является дочерью <данные изъяты>, т.е. наследником первой очереди по закону в силу ч.1 ст.1142 ГК РФ.
Истец в судебном заседании пояснила, что не успела вступить в наследство в связи с тем, что ее мать пропала без вести в ДД.ММ.ГГГГ года, была обнаружена утонувшей в реке ДД.ММ.ГГГГ, она заблуждалась относительно даты открытия наследства, считая таковой дату обнаружения тела матери, фактически датой смерти указан период исчезновения матери – ДД.ММ.ГГГГ года.
Оснований не доверять пояснениям истца суд не находит, ее пояснения подтверждаются совокупностью исследованных документов, в частности данными в записи акта о смерти о причине смерти (утопление в реке), датой составления акта о смерти и выдачи свидетельства о смерти – ДД.ММ.ГГГГ, материалами наследственного дела № к имуществу <данные изъяты>, со сведениями об обращении истца к нотариусу с заявлением о принятии наследства ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем учитывает их при вынесении решения.
Учитывая указанные пояснения истца, установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что истец не имела возможности обратиться за принятием наследства в установленный законом срок (6 месяцев с даты смерти, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ года), поскольку не обладала сведениями о смерти матери, документы о ее смерти с указанием даты смерти – ДД.ММ.ГГГГ года, были оформлены только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже по истечению срока для принятия наследства, в связи с чем признает вышеназванные обстоятельства в их совокупности в качестве уважительной причины пропуска срока принятия наследства.
Согласно ст.1155 Гражданского кодекса РФ, суд может восстановить срок для принятия наследства при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Причины пропуска срока для принятия наследства отпали для истца ДД.ММ.ГГГГ (дата оформления документов о смерти наследодателя). Истец обратилась в суд с иском 10.01.2012, т.е. по истечении вышеуказанного срока. Из пояснений истца, материалов дела усматривается, что к нотариусу истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах 6 месяцев со дня оформления документов о смерти, заблуждаясь относительно момента открытия наследства, впоследствии ДД.ММ.ГГГГ обращалась с иском о восстановлении срока для принятия наследства в Суоярвский районный суд Республики Карелия, исковое заявление было ей возвращено за неподсудностью дела данному суду. Из пояснений истца в заявлении о восстановлении срока для обращения в суд следует, что срок также пропущен по причине занятости на работе, болезни дочери, заблуждения относительно срока исковой давности по данным требованиям (3 года).
Кроме того, согласно материалам наследственного дела № к имуществу <данные изъяты>, иных наследников первой очереди по закону, помимо истца, у нее не имеется, наследство, оставшееся после смерти <данные изъяты>, никто из наследников фактически не принимал, таким образом, ее имущество, в соответствии со ст.1151 Гражданского кодекса РФ, в настоящее время обладает статусом выморочного, т.е. подлежащего в случае отказа в удовлетворении исковых требований переходу в порядке наследования в части жилого помещения - в собственность муниципального образования, где оно расположено, т.е. Лоймольского сельского поселения, в части остального имущества – в собственность государства.
Однако ч.4 ст.35 Конституции РФ гарантировано право наследования, что предполагает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам), использование всех возможностей передать имущество в собственность наследников по закону или завещанию, если они изъявят такое желание.
С учетом этого, поскольку истцом выражено желание на принятие наследства, принадлежавшего ее матери, в настоящее время обладающего статусом выморочного имущества, учитывая все вышеизложенные обстоятельства, свидетельствующие об уважительных причинах пропуска ею срока для принятия наследства, а также процессуального срока для обращения с настоящим иском в суд, руководствуясь положениями ст.35 Конституции РФ, ст.112 ГПК РФ, ст.1155 Гражданского кодекса РФ, суд считает возможным восстановить истцу пропущенный срок для предъявления иска в суд и удовлетворить исковые требования о восстановлении срока для принятия наследства, признать Орлову В.Н. принявшей наследство, оставшееся после смерти Антюховой Е.Г.
В соответствии со ст.1155 Гражданского кодекса РФ, по признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе.
Как указано выше в решении, в настоящее время иных наследников, принявших наследство после смерти Антюховой Е.Г. в установленном порядке, не имеется, в связи с чем суд определяет долю истца в наследственном имуществе в размере 100%.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Орловой В.Н. удовлетворить. Восстановить Орловой В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок для принятия наследства, оставшегося после смерти <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, умершей в ДД.ММ.ГГГГ, признать Орлову В.Н. принявшей наследство. Определить долю Орловой В.Н. в наследственном имуществе в размере 100%.Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья К.А. Кипятков
Мотивированное решение изготовлено 07.03.2012.