К делу №2-202/12г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2012 года Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе
председательствующего Дрепа М.В.
при секретаре Литвиновой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Савченко А.В. к Открытому акционерному обществу «Агропромышленная компания «Михайловский перевал» о государственной регистрации договора субаренды земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Савченко А.В. обратился в суд с иском к ОАО «АПК «Михайловский перевал» о государственной регистрации договора субаренды земельного участка,утверждая, что 04.12.2006г. заключил с Обществом договор субаренды земельного участка, в соответствии с п.1.1 которого ответчик обязан был передать ему в субаренду земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 1000 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Геленджик, вблизи с.Береговое. Срок действия договора субаренды был установлен сторонами до 01.11.2025г.
07.12.2006г. ответчиком был подписан приказ №136 «О передаче земельных участков в субаренду», которым подтвердил передачу ему в субаренду вышеуказанного земельного участка. Согласие на передачу участка в субаренду было согласовано с собственником земельного участка - Департаментом имущественных отношений Краснодарского края.
Однако ответчик уклоняется от государственной регистрации договора, не принимает арендной платы за использование земельного участка, тем самым не позволяет фактически использовать земельный участок для сельскохозяйственного производства.
В связи с этим просит суд вынести решение о государственной регистрации заключенного им с Обществом договора субаренды земельного участка.
В судебном заседании истец поддержал требования по указанным основаниям.
Представители ответчика с иском не согласны по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.44-48), согласно которого договор субаренды является незаключенным, истец не представил доказательств уклонения Общества от государственной регистрации сделки, спорный земельный участок снят с кадастрового учета. Кроме того, в своем заявлении Общество просит применить срок исковой давности, пропущенный истцом без уважительных причин.
Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования полагает на усмотрение суда (т.1 л.д. 243).
Представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования полагает на усмотрение суда. В своем отзыве сообщил, что Савченко А.В. и представитель ОАО АПК «Михайловский перевал» не обращались с заявлением о государственной регистрации договора субаренды части земельного участка с кадастровым №, арендодателем которого является муниципальное образование город-курорт Геленджик (т.2 л.д.48-50).
Представитель Администрации МО город-курорт г. Геленджика с иском не согласен, так как договор является незаключенным, истцом пропущен срок исковой давности.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетеля П.Е.А., суд приходит к следующему.
Согласно п.3 ст.433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правыми актами (абз.3 п.2 ст.615 ГК РФ).
Исходя из положений п.2 ст.609 ГК РФ и п.2 ст.26 ЗК РФ, договор субаренды земельного участка, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду (п.п.1, 2 ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».).
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (п.5 ст.2 этого Федерального закона).
Из положений статей 2, 17 и 26 вышеуказанного Федерального закона следует, что основанием для государственной регистрации договора аренды земельного участка являются соответствующий договор аренды и прилагаемый к нему кадастровый паспорт земельного участка; любая сторона в договоре аренды может зарегистрировать данный договор; при этом в регистрации договора не может быть отказано, если он составлен в надлежащей форме и к нему приложены документы, перечень которых установлен законом.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Администрации Краснодарского края №764 от 15 июля 2002г. земельный участок площадью 1734 га предоставлен в аренду сроком на 25 лет ОАО «Агропромышленная компания «Михайловский перевал» для сельскохозяйственного использования на территории города-курорта Геленджик (т.2 л.д.37).
10 сентября 2002 года Департамент имущественных отношений Краснодарского края заключил с ОАО «АПК «Михайловский перевал» договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 1734 га, кадастровый № сроком на 25 лет, право аренды зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14 марта 2003 года (т.1 л.д.20-30).
Договором предусмотрено право арендатора сдавать арендованный земельный участок в субаренду с письменного согласия арендодателя (т.1 л.д.22).
Департамент имущественных отношений Краснодарского края письмом от 30.11.2006г. дал согласие ОАО АПК «Михайловский перевал» на передачу в субаренду земельных участков, в том числе с кадастровым № из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, арендуемого ОАО по договору аренды (т.1 л.д.19).
04.12.2006г. ОАО «Агропромышленная компания «Михайловский перевал» и Савченко А.В. заключили договор субаренды земельного участка, по условиям которого «арендатор передает, а субарендатор принимает в субаренду земельный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, мерою 1000 кв.м, кадастровый №, который является частью земельного участка сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, мерою 17340000 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: Краснодарский край, город-курорт Геленджик, вблизи с. Береговое».
По договору арендатор обязался передать субарендатору земельный участок на срок, установленный настоящим договором; зарегистрировать договор в УФРС КК (п.п. 3.1.1,3.1.2), а субарендатор обязался своевременно вносить арендную плату; использовать земельный участок в соответствии с условиями договора (п.п.3.3.1, 3.3.3).
В судебном заседании установлено, что вышеуказанный земельный участок Обществом истцу не передавался (передача владения недвижимого имущества должна осуществляться исключительно на основании акта приема-передачи. Указанный документ является свидетельством об исполнении сторонами своих обязательств), земельный участок истцом не использовался и арендная плата им не вносилась (в нарушение положений ст.ст.611,614-615 ГК РФ).
Согласно сведений ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю (т.1 л.д.234), в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым № отсутствуют. Согласно кадастровой выписки (т.1 л.д.14-17) о земельном участке с кадастровым №, он был поставлен на кадастровый учет 25.09.2006г. и снят с учета 06.02.2008г (в силу ч.4 ст.24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в случае, если по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на учет не осуществлена государственная регистрация права на него либо государственная регистрация аренды, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости).
19 октября 2011 года Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик заключили Соглашение о переводе на Администрацию МО город-курорт Геленджик прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10 сентября 2002 года (т.2 л.д.38-42).
Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (п.3 ст.165 ГК РФ). Требование п.3 ст.165 ГК РФ носит общий характер, и сторона, заинтересованная в государственной регистрации сделки, вправе предъявить в суд требование о ее регистрации и тогда, когда в соответствии с законом сделка при отсутствии регистрации считается незаключенной.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из данных требований, истец должен представить доказательства, свидетельствующие о невозможности произвести государственную регистрацию договора субаренды земельного участка, а также о том, какие действия были им совершены для этих целей, или доказательства, свидетельствующие об уклонении стороны сделки от ее государственной регистрации.
Такие доказательства истцом не представлены.
Исходя из вышеизложенного, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд считает обоснованным заявление Общества о применении срока исковой давности.
Как разъяснено в п.64 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», общий срок исковой давности, предусмотренный ст.196 ГК РФ, распространяется на требование о государственной регистрации сделки или перехода права собственности.
По смыслу п.1 ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности по требованию о государственной регистрации сделки или перехода права собственности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, например со дня отказа контрагента по сделке передать документы, необходимые для регистрации, или создания иных препятствий для такой регистрации.
В силу абз.2 п.2 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Суд считает, что в данном случае этот срок подлежит исчислению с 4.12.2006г. (так как все необходимые для государственной регистрации договора субаренды документы имелись в наличии у истца, а препятствий в государственной регистрации договора со стороны Общества не имелось).
Так как доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока истцом не представлено, истечение срока исковой давности является дополнительным основанием к отказу в иске.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Савченко А.В., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья