Дело № 2-7205/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 ноября 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.
при секретаре Хуттунен О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дыбиной Н. А. к Карельскому благотворительному Фонду Катанандова «Детям Карелии» о ликвидации юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Дыбина Н.А., являясь исполнительным директором, членом Правления, участником фонда и заинтересованным лицом, обратилась в суд с исковым заявлением к Карельскому благотворительному фонду Катанандова «Детям Карелии» по тем основаниям, что фонд был учрежден 19 июля 1999 г. В настоящее время сложились условия, при которых невозможно достигнуть целей, ради которых фонд был создан, осуществление деятельности фонда становится невозможным исходя из следующего. Согласно пунктам 5.1, 3.1, 3.3, 6.1, 6.3, 6.5 устава фонда привлечением средств и возможностей к осуществлению целей деятельности фонда занимается попечительский совет фонда; предметом деятельности фонда является направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах детям, особо нуждающимся в социальной поддержке; фонд осуществляет свою деятельность, в том числе, в целях оказания помощи детям из малообеспеченных семей; сиротам, проживающим на территории Республики Карелия, в получении образования, медицинской помощи; поддержки особо одаренных детей, проживающих на территории Республики Карелия, и прочее; высшим органом управления фонда является его правление, состав которого утверждается Попечительским советом фонда, к компетенции Правления фонда относится, в том числе, внесение изменений в устав фонда по согласованию с Попечительским советом, избрание исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий, утверждение благотворительных программ и смет к ним, годового плана работы фонда и прочее. В соответствии с пунктами 6.6 и 6.7 устава фонда заседания правления правомочны при наличии всех его членов, решения принимаются большинством голосов. Согласно протоколу заседания Попечительского совета фонда от 08 сентября 2017 г. по 1 вопросу повестки дня было принято единогласное решение о ликвидации фонда в связи с существенным затруднением осуществления его деятельности. Затем, 11 и 16 октября 2017 г. из состава Правления фонда вышли двое из трех его членов Разбивная Г.А., ААА Таким образом, не действуют оба высших органа управления фонда, сформировать их не представляется возможным, в связи с чем осуществление деятельности фонда, а также внесение изменений в устав фонда об изменении целей фонда становится невозможным. На основании изложенного, истец просит ликвидировать Карельский благотворительный фонд Катанандова «Детям Карелии» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Определением судьи о подготовке дела к судебному разбирательству от 23 октября 2017 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учредители фонда Катанандов С.Л., Нечаев Г.П., Вяткин Н.Л., Спиридонов Ю.Н., Гаврюшев С.М., Савинский С.Е., Сомин В.З., Пивненко В.Н., Степанов В.Н., Коцюба Н.В., Разбивная Г.А., Юфа Т.Г., Шаповал В.С., а также ИФНС России по г. Петрозаводску, Управление министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия.
Определением суда от 08 ноября 2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Кряжева И.А.
В судебном заседании истец Дыбина Н.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Третье лицо Кряжева И.А., представитель третьего лица Управление министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия Рубец М.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагали исковые требования подлежащими удовлетворению.
Иные третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представитель ИФНС России по г.Петрозаводску согласно представленному отзыву просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, возложить обязанность по ликвидации юридического лица на учредителя (ей), третье лицо Гаврюшев С.М. согласно представленному отзыву просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, выразил согласие с исковыми требованиями.
Суд, заслушав объяснения истца, третьего лица, представителя третьего лица, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что протоколом собрания учредителей Карельского благотворительного Фонда Катанандова «Детям Карелии» от 19 июля 1999 г. принято решение об учреждении Карельского благотворительного Фонда Катанандова «Детям Карелии» (далее - Фонд), утвержден устав Фонда, утвержден следующий состав Попечительского совета: Катанандов С.Л., Нечаев Г.П., Вяткин Н.Л., Спиридонов Ю.Н., BBB, CCC, Гаврюшев С.М., Савинский С.Е., Сомин В.З., Пивненко В.Н., Степанов В.Н., Коцюба Н.В., Разбивная Г.А., DDD, Юфа Т.Г., Шаповал В.С., исполнительным директором назначена FFF
В соответствии с пунктами 7.1 и 7.3 устава Фонда постоянным исполнительным органом фонда является исполнительный директор, который входит в состав Правления фонда с правом голоса.
Согласно протоколу заседания Правления Фонда от 04 октября 2004 г. FFF освобождена от должности исполнительного директора фонда в связи со смертью, исполнительным директором фонда назначена Дыбина Н.А. с 11 октября 2004 г. Так, в выписке из ЕГРЮЛ в отношении ответчика по состоянию на 11 октября 2017 г. в графе «Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица» указана истец Дыбина Н.А., исполнительный директор.
Согласно пункту 8 устава фонда решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Протоколом №3 заседания Попечительского совета Фонда от 08 сентября 2017 г. приняты следующие решения: ликвидировать фонд в связи с существенным затруднением осуществления деятельности фонда; создать ликвидационную комиссию в составе Разбивной Г.А., Дыбиной Н.А., Кряжевой И.А.; назначить Дыбину Н.А., исполнительного директора Фонда, представителем в суд по ликвидации фонда; утвердить промежуточный баланс фонда; передать имущество Фонда <данные изъяты> и <данные изъяты>.
16 октября 2017 г. Разбивной Г.А. подано заявление в Фонд о том, что в связи с дальнейшей невозможностью участия в деятельности фонда, она выходит из его состава. Аналогичное заявление подано в Фонд 11 октября 2017 г. ААА
Из копии записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной по запросу суда Управлением ЗАГС Республики Карелия, CCC умер ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Статьей 7 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» предусмотрено, что благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.
В соответствии с пунктами 1,3 статьи 11 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» реорганизация и ликвидация благотворительной организации осуществляются в установленном законом порядке. При ликвидации благотворительной организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом, или по решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества благотворительной организации не предусмотрен в ее уставе или если иное не установлено федеральным законом.
Подпунктами 5 и 6 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется; в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», судом может быть удовлетворено такое требование, если иные учредители (участники) юридического лица уклоняются от участия в нем, делая невозможным принятие решений в связи с отсутствием кворума, в результате чего становится невозможным достижение целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, в частности ввиду длительной невозможности сформировать органы юридического лица.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован: если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом вышеуказанных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования истца о ликвидации Карельского благотворительного Фонда Катанандова «Детям Карелии» <данные изъяты> являются законными и обоснованными, в связи с чем указанный Фонд следует признать прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
При этом суд не находит оснований для исключения Фонда из Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку соответствующие ликвидационные мероприятия не проведены.
Согласно пункту 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
На основании изложенного, с учетом решений, принятых в соответствии с протоколом №3 заседания Попечительского совета Фонда от 08 сентября 2017 г., на Дыбину Н.А. следует возложить обязанности по осуществлению ликвидационных мероприятий, установив предельный срок представления утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры не более 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Дыбиной Н. А. к Карельскому благотворительному Фонду Катанандова «Детям Карелии» о ликвидации юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить частично.
Признать Карельский благотворительный Фонд Катанандова «Детям Карелии» (<данные изъяты>) прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
Обязанности по осуществлению ликвидационных мероприятий возложить на Дыбину Н. А., установив предельный срок представления утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры не более 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение составлено 13 ноября 2017 г.