Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2016 года г. Новопапвловск
Кировский районный суд суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Масленникова Е А.
при секретаре судебного заседания ФИО2.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Кировского районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Акционерному обществу «Тинькофф Банк» об истребовании документов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Акционерному обществу «Тинькофф Банк» с указанными требованиями.
В обоснование заявленных требований указала, что между ней и АО «Тинькофф Банк» был заключен договор на выдачу на ее имя кредитной карты № 5213243783373978 с лимитом. По условиям договора Банк открыл текущий счет, обязался осуществлять его обслуживание и предоставить истцу кредит. Истец же в свою очередь обязался возвратить кредитору полученный кредит и выплатить за его пользование проценты на условиях, указанных в договоре.
В связи с начислением на ее взгляд незаконных платежей она не обладает полной и достоверной информацией по договору.
Ею был соблюден досудебный порядок, а именно, 22.03.2016 г. в АО «Тинькофф Банк» была направлена претензия об истребовании копий документов по кредитному делу заемщика, в число которых входят: копия договора на выпуск кредитной карты; копия приложений к договору; копия расширенной выписки по лицевому счету за весь период действия кредитного договора ввиду их отсутствия у заемщика. Однако по состоянию на день подачи иска ответ на вышеуказанную претензию истец не получила. Документы, запрашиваемые у ответчика, истцом получены не были.
Считает, что этим банк нарушил требования ст. 26 ФЗ от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
Недостаточность предоставления информации кредитором о кредите, порядке возврата кредита, очередность списания денежных средств с лицевого счета заемщика является грубым нарушением действующего законодательства РФ со стороны ответчика.
Просила суд обязать АО «Тинькофф Банк» предоставить копии документов по ее кредитному делу, находящиеся у него, а именно: копию договора на выпуск кредитной карты № 5213243783373978 с приложениями; расширенную выписку по лицевому счету с момента заключения договора по день подачи искового заявления в суд.
В судебное заседание истец ФИО3 и ответчик АО «Тинькофф Банк», будучи надлежащим образом извещенные судом о дате, времени и месте судебного заседания, не явились. Представитель АО «Тинькофф Банк» о причинах уважительности суд не известил, истец представила заявление о рассмотрении данного гражданского дела в ее отсутствие в порядке заочного производства. С ходатайством об отложении судебного заседания, либо истребовании дополнительных доказательств, стороны не обращались.
На основании ч. 3,5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав исковое заявление и представленные письменные доказательства, и оценив эти доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В силу п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии со ст.820 ГК РФ кредитный договор должен быть заключен в письменной форме.
Судом установлено, что между ФИО3 и АО «Тинькофф Банк» был заключен договор на выдачу кредитной карты с лимитом № 5213243783373978, о чем свидетельствует сам факт наличия карты у истицы, и это обстоятельство не оспаривается сторонами.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Абзац 4 ч.2 этой же статьи устанавливает, что при предоставлении кредита информация в обязательном порядке должна содержать: размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Согласно абз.1 ст.30 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. №395-1 отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора, (абз.2 этой же статьи).
По смыслу абз.7 ст.30 указанного выше Закона кредитная организация до заключения кредитного договора с заемщиком - физическим лицом и до изменения условий кредитного договора с указанным заемщиком, влекущего изменение полной стоимости кредита, обязана предоставить заемщику - физическому лицу информацию о полной стоимости кредита, а также перечень и размеры платежей заемщика - физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора.
Абз.8 ст.30 Закона предусмотрено, что кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику - физическому лицу, а также указывать перечень и размеры платежей заемщика - физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора.
В силу абз.12 ст.30 Закона полная стоимость кредита рассчитывается кредитной организацией и доводится ею до заемщика - физического лица в порядке, установленном Банком России.
Истец утверждает, что эта информация до нее доведена не была, и это вынудило ее направить ответчику претензию, причем по почте.
Между тем, исходя из содержания претензии, истец запрашивал у банка не информацию, предусмотренную положениями п.10 Закона РФ «О защите прав потребителей», обеспечивающую возможность правильного выбора услуги применительно к кредитному договору, а требовал предоставления копий документов, часть из которых у него была, а часть касалась не выбора услуги, а ее исполнения. Да и в целом суть претензии была в предложении произвести перерасчет сумм долга, возврате незаконно удержанных сумм и, наконец, расторжении договора. Между тем рассматриваемые в настоящем деле исковые требования сводятся лишь к возложению на банк обязанности предоставить ряд документов.
Кроме того, приложенный к исковому заявлению реестр писем с печатью почтовой организации о направлении претензии ответчику, не содержит номер договора, дату его заключения, что ставит под сомнение направление ответчику претензии об истребовании документов по конкретному договору, заключенному между сторонами. Истцом не представлено относимых и допустимых доказательств о вручении ответчику данной претензии, как и доказательств того, что в предоставлении запрашиваемых сведений истцу было отказано.
Отказывая в иске, суд учитывает и то, что в соответствии со ст. 857 ГК РФ банк гарантирует <данные изъяты> банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую <данные изъяты>, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют <данные изъяты> об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Таким образом, к информации, составляющей банковскую <данные изъяты>, относятся сведения об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиенте.
В пункте 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2003 N 8-П указано, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной <данные изъяты> и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в <данные изъяты> сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую <данные изъяты>, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении. По смыслу Конституции Российской Федерации институт банковской <данные изъяты> по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией Российской Федерации интересы физических и юридических лиц.
Банковская <данные изъяты>, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента.
Предоставление информации отнесенной к банковской <данные изъяты> происходит на основании надлежаще оформленного клиентом или его представителем, заявления, содержащего обязательные реквизиты, либо личного обращения клиента (его представителя) в отделение банка с документом, удостоверяющим личность.
Соблюдение предусмотренной законом процедуры проверки обращения о выдаче соответствующих документов, позволяющей идентифицировать заявителя, является необходимым условием обеспечения сохранности и гарантии банковской <данные изъяты>. Банк в целях защиты банковской <данные изъяты> обязан проверить и идентифицировать поданные в банк заявления.
То есть банк не мог выслать испрашиваемые документы и из-за необходимости обеспечения банковской <данные изъяты> и возможности нарушения прав клиента (ст. 857 ГК РФ). Правом на получение информации непосредственно в отделении банка лично или по ее доверенности иным лицом истица не воспользовалась, а возникшие сомнения могли быть разрешены иным путем непосредственно обращением в банк лично истицей или при представлении достоверных данных, что запрашиваемая информация исходит лично от нее. Однако таких доказательств в деле не имеется.
При названных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 о возложении обязанности на АО «Тинькофф» предоставить копии документов по кредитному делу заемщика ФИО1
Руководствуясь ст.ст.194-198, 320, 321 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.