Решение по делу № 12-43/2020 от 12.09.2019

Дело

РЕШЕНИЕ

г.Чебаркуль Челябинской области              26 мая 2020 года

Судья Чебаркульского городского суда Челябинской области Мохначёва С.Л., при секретаре Хвостовой Я.Н., с участием представителя лица, привлеченного к административной ответственности, Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Пшеничниковой Е.Ю., военного прокурора Науменко Р.С., рассмотрев жалобу представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Пшеничниковой Е.Ю. на постановление государственного инспектора РФ по охране окружающей среды Челябинской области Денисова А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ,

которым Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) по ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ по охране окружающей среды Челябинской области Денисова А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

В постановлении указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Чебаркульского гарнизона, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на открытом участке местности, прилегающей к зданию котельной , расположенной на территории <адрес>, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ организовано несанкционированное место сбора (временного хранения) золошлаковой смеси от сжигания угля, образовавшейся в результате эксплуатации котельной . Указанный факт подтверждается совместным актом проверки военной прокуратуры. Чебаркульского гарнизона и отделением (<адрес> регионального экологического Центрального военного округа.

При этом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не имеет паспорта отходов на золошлаковую смесь сжигания углей, отходы золошлаковой смеси на специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов, не вывозятся, в нарушение п. 3.7 СанПин золошлаковая смесь от сжигания угля складируется непосредственно на землю (почву), поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальта, керамзитобетона, полимербетона, керамической плитки и др.), по периметру площадки не имеется обваловки и обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Золошлаковая смесь от сжигания углей является малоопасными отходами и входит в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 242 от 22 мая 2017 года.

Пунктом 3.7 СанПин предусмотрены правила временного хранения отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре.

Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не имеет паспорта отходов на золошлаковую смесь от сжигания углей, не организован технологический процесс в части отгрузки отходов золошлаковой смеси от сжигания угля (золошлаков) для последующего вывоза на специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения таких отходов, а также не приняты меры по обустройству площадки для временного накопления отходов золошлаков.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, является составом административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением государственного инспектора РФ по охране окружающей среды Челябинской области Денисова А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, представитель лица, привлеченного к административной ответственности, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ Пшеничникова Е.Ю., подала жалобу, в которой просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ прекратить производство по делу.

В обоснование жалобы указывает, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ осуществляет эксплуатацию котельной , расположенной на территории войсковой части . Военной прокуратурой Чебаркульского гарнизона не выявлена объективная сторона правонарушения. Объектом правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ являются - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Надзорным органом не установлено, к какому классу опасности отнесена золошлаковая смесь, при этом объективную сторону правонарушения составляет исключительно опасная группа веществ. При анализе оспариваемого постановления, в нарушение требований 29.10 КоАП РФ в постановлении не приведены обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении: не указано время совершения административного правонарушения, что является существенным нарушением норм КоАП РФ, помимо всего прочего не позволяют проверить сроки привлечения к административной ответственности, отсутствие которых является основанием для прекращения производства по делу. Дата, которая обозначена в постановлении о возбуждении дела об административной ответственности как ДД.ММ.ГГГГ является датой документа, а не датой обнаружения события административного правонарушения, не является объективной, поскольку установлена в одностороннем порядке, без привлечения к проверке представителей ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ. Также в материалах дела не имеется сведений о надлежащем извещении лица (по месту нахождения юридического лица г.Москва), привлекаемого к административной ответственности о дате и времени составления акта, постановления об административной ответственности, что является нарушением п. 1 ст. 25.15 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель лица, привлеченного к административной ответственности, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ Пшеничникова Е.Ю., настаивала на удовлетворении жалобы, просила отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ и прекратить производство по делу за отсутствием события административного правонарушения.

В судебное заседание государственный инспектор РФ по охране окружающей среды Челябинской области Денисов А.Г. не явился, извещен, в представленном отзыве просит рассмотреть дело в свое отсутствие, отказать в удовлетворении жалобы представителя лица, привлеченного к административной ответственности - ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ Пшеничниковой Е.Ю., оставить постановление без изменения, поскольку считают, что указание времени совершения административного правонарушения не является необходимостью, так как нарушение является длящимся. Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, зафиксированы актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, что с учетом позиции ВС РФ является датой совершения административного правонарушения. В соответствии с материалами дела военной прокуратуры Чебаркульского гарнизона, акт осмотра территории составлен и заверен подписью начальника экологического отделения . Кроме того, направление извещения о составлении протокола об административном правонарушении в адрес руководителя филиала (представительства) может быть признано надлежащим извещением законного представителя юридического лица. Существенного нарушения порядка извещения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России при производстве по делу не допущено.

Военный прокурор Чебаркульского гарнизона Науменко Р.С. в судебном заседании полагал жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России необоснованной, в удовлетворении жалобы просил отказать, представив дополнительно: решение военного прокурора Чебаркульского гарнизона ФИО от ДД.ММ.ГГГГ ; уведомление о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ; рапорты помощника военного прокурора Чебаркульского гарнизона Науменко Р.С. на имя военного прокурора Чебаркульского гарнизона ФИО от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также пояснив, что юридическое лицо должным образом было уведомлено о проведении проверки; специалистом в ходе проверки установлен вид отхода производства – золошлаковая смесь от сжигания углей, а законодательством запрещен сброс любых отходов производства.

Заслушав пояснения представителя лица, привлеченного к административной ответственности - ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ Пшеничниковой Е.Ю., военного прокурора Науменко Р.С. проверив и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, а также дополнительно представленные военным прокурором сведения, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Изложенное означает, что привлечение к административной ответственности возможно при совокупности двух условий - доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, и соблюдении процедуры привлечения к ответственности.

Событие правонарушения и виновность лица, в отношении которого ведется производство по делу, устанавливаются относимыми и допустимыми доказательствами.

Вместе с тем, указанные требования закона при производстве по делу выполнены не были.

Должностным лицом в качестве доказательств, подтверждающих совершение ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ указаны: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и иные материалы проверки.

В материалах проверки имеется:

- акт проверки выполнения требований природоохранного законодательства в области обращения с опасными отходами в войсковых частях и учреждениях Чебаркульского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный начальником отделения (экологического <адрес>, с приложенными фотоматериалами на двух листах;

- объяснения от ДД.ММ.ГГГГ данные начальником ЖКС № 10 (г.Чебаркуль) ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЦВО ФИО помощнику военного прокурора Чебаркульского гарнизона ст.лейтенанту юстиции Науменко Р.С.;

- объяснения от ДД.ММ.ГГГГ данные начальником котельной ЖКС № 10 (г.Чебаркуль) ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЦВО ФИО помощнику военного прокурора Чебаркульского гарнизона ст.лейтенанту юстиции Науменко Р.С.;

- объяснения от ДД.ММ.ГГГГ данные кочегаром котельной ФИО военному прокурору Чебаркульского гарнизона полковнику юстиции ФИО

- постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное военным прокурором Чебаркульского гарнизона полковником юстиции ФИО

- возражения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по факту привлечения к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ.

Из материалов проверки невозможно установить в каком качестве давали объяснения ФИО ФИО ФИО поскольку помощником военного прокурора и военным прокурором им не разъяснялись права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, данные лица не предупреждались об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, из текста указанных объяснений следует, что им были разъяснены ст.306 УК РФ и ст.51 Конституции РФ, кроме того, данные объяснения давались указанными лицами до возбуждения дела об административном правонарушении.

Государственным инспектором РФ по охране окружающей среды Челябинской области Денисовым А.Г. при рассмотрении дела об административном правонарушении указанные лица не допрашивались, а также не истребовались какие-либо дополнительные доказательства.

Также в материалах проверки отсутствуют сведения о том когда, на основании каких документов проводилась проверка ДД.ММ.ГГГГ, кто являлся уполномоченным лицом для проведения проверки, кто извещался и каким образом о проведении проверки, а также на основании каких данных в акте проверки сделан вывод, что ответственными являются должностные лица ЖКС № 10 (г.Чебаркуль) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЦВО, ответственные за эксплуатацию котельной , каким образом установлено, что на месте временного хранения осуществлялось хранение опасного отхода– золошлаковой смеси от сжигания углей, поскольку взятие проб, образцов, при проведении проверки не осуществлялось, из приложенных фотографий таких выводов сделать не представляется возможным, таких доказательств не имеется и в материалах дела об административном правонарушении.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении военным прокурором Чебаркульского гарнизона дополнительно представлены:

решение военного прокурора Чебаркульского гарнизона ФИО от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки исполнения ЖКС № 10 (г.Чебаркуль) ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЦВО законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе об охране земли и почв, срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.166);

уведомление о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, врученное начальнику ЖКС № 10 (г.Чебаркуль) ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЦВО ФИО. ДД.ММ.ГГГГ в 10-00 часов (л.д.167);

рапорты помощника военного прокурора Чебаркульского гарнизона ФИО4 на имя военного прокурора Чебаркульского гарнизона ФИО от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.169-171).

Частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона, не допускается.

Изложенное свидетельствует о том, что доказательства по настоящему делу: акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, объяснения ФИО ФИО ФИО., получены с нарушением закона, поэтому они не могли быть использованы при вынесении постановления (ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Кроме того, правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ относится к правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 8 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если после выявления административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

В данном случае административное расследование не проводилось, что также подтверждено военным прокурором при рассмотрении настоящей жалобы в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, после принятия военным прокурором Чебаркульского гарнизона решения о возбуждении дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ ни военным прокурором, ни должностным лицом Управления Росприроднадзора по Челябинской области никаких доказательств, кроме получения письменных возражений ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, получено не было, в связи с чем не взяты объяснения с должностных лиц объектов, на территории которых складировались отходы, не выяснены причины и условия совершения правонарушения, не установлены лица, на которых возложена обязанность осуществлять мероприятия по санитарно-эпидемиологической безопасности.

Доводы военного прокурора о том, что специалистом в ходе проверки установлен вид отхода производства – золошлаковая смесь от сжигания углей, не могут быть приняты судьей во внимание, поскольку никакими объективными данными не подтверждены.

Доказательств, свидетельствующих о том, что о проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России было каким-то образом уведомлено, материалы дела не содержат и при рассмотрении жалобы не представлены.

Кроме того, каким образом начальник отделения (экологического <адрес> ФИО пришел к выводу, что ДД.ММ.ГГГГ на территории, прилегающей к зданию инв. в/г Чебаркульского гарнизона с западной стороны в котловане организовано место для хранения опасного отхода – золошлаковой смеси от сжигания углей, образовавшегося в результате эксплуатации котельной , акт не содержит, а из фототаблицы такого вывода сделать невозможно.

Иных доказательств, подтверждающих совершение ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, а именно, то, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ организовано несанкционированное место сбора (временного хранения) золошлаковой смеси от сжигания углей, образовавшейся в результате эксплуатации котельной ; не имеет паспорта отходов на золошлаковую смесь от сжигания углей, не организован технологический процесс в части отгрузки отходов золошлаковой смеси от сжигания угля (золошлаков) для последующего вывоза на специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения таких отходов, а также не приняты меры по обустройству площадки для временного накопления отходов золошлаков; осуществление эксплуатации котельной , расположенной на территории войсковой части , с нарушением экологических требований в области обращения с отходами производства, полученных с соблюдением закона, при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, в материалах дела не имеется.

Указанные нарушения закона являются существенными и не могут быть восполнены или устранены на данной стадии производства.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора РФ по охране окружающей среды Челябинской области Денисова А.Г. подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых был вынесен указанный акт.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора РФ по охране окружающей среды Челябинской области Денисова А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд.

Судья

12-43/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Прокурор Чебаркульского военного гарнизона
Ответчики
ЖКС №10 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО
Другие
Пшеничникова Е.Ю.
Суд
Чебаркульский городской суд Челябинской области
Судья
Мохначёва С.Л.
Статьи

КоАП: ст. 8.2 ч.1

Дело на странице суда
chebar--chel.sudrf.ru
03.03.2020Материалы переданы в производство судье
01.04.2020Судебное заседание
26.05.2020Судебное заседание
26.05.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
23.06.2020Вступило в законную силу
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее