Дело № 2а-556/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саранск 13 июня 2019 г.
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе судьи Устимовой Н.И.,
При секретаре Кильдюшовой М.Ф.,
С участием административного истца
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1
По Республике Мордовия,
административного ответчика Бозунова Евгения Алексеевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Мордовия к Бозунову Евгению Алексеевичу о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Мордовия (далее – Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Мордовия) обратилась в суд с административным иском к Бозунову Е.А. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени по тем основаниям, что Бозунов Е.А. в соответствии с пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, поскольку является правообладателем земельных участков, являющихся объектами налогообложения. В соответствии с Решением Саранского городского Совета депутатов от 23.11.2005 г. №174 «Об установлении земельного налога», на основании статьи 397 НК РФ налогоплательщику исчислен земельный налог за 2014 г. в сумме 4410 рублей. В связи с тем, что налог своевременно оплачен не был, налоговой инспекцией в соответствии со статьей 69 НК РФ было выставлено требование об уплате налога и пени. Сумма задолженности сложилась в связи с неуплатой налога за 2014 г. в установленный законодательством срок. В связи с чем начислены пени в сумме 35 руб. 84 коп. Согласно пункту 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. На основании изложенного и руководствуясь статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, просит взыскать с Бозунова Е.А. задолженность по земельному налогу за 2014 г. в сумме 4410 рублей, пени в сумме 35 руб. 84 коп., восстановить процессуальный срок для обращения в суд, который пропущен в связи с большой загруженностью налогового органа и ограничением сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания недоимки, а также в связи с ограниченностью материальных и кадровых ресурсов.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Административный ответчик-Бозунов Е.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Исследовав письменные доказательства, суд считает, что административный иск подлежит оставлению без удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) налог подлежит уплате в срок не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно сведениям, представленным административным истцом, Бозунов Е.А. являлся правообладателем следующих земельных участков:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Административным истцом Бозунову Е.А. исчислен земельный налог за 2014 г. в сумме 4410 рублей с направлением налогового уведомления № от 21.03.2015 г. об уплате налога, что подтверждается копиями указанного налогового уведомления, списка, подтверждающего факт направления данного уведомления заказной корреспонденцией.
В связи с неуплатой земельного налога в установленный срок, в адрес административного ответчика административным истцом направлялось требование № 34097 об уплате земельного налога за 2014 г. в сумме 4410 рублей и пени в сумме 35 руб. 84 коп. в срок до 16.11.2015 г., что подтверждается копиями указанного налогового требования, списка № 3, подтверждающего факт направления данного требования заказной корреспонденцией.
С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком- физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Учитывая положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также то, что срок исполнения требования № 34097 об уплате Бозуновым Е.А. земельного налога за 2014 г. в сумме 4410 рублей и пени в сумме 35 руб. 84 коп. истек 16.11.2015 г., административный истец должен был обратиться в суд с заявленными требованиями в срок до 16 мая 2016 г.
Административный истец обратился в суд к административному ответчику с настоящими требованиями 23 апреля 2019 г., то есть со значительным пропуском предусмотренного положениями части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требований об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропуск срока на обращение в суд с указанным административным иском является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Довод административного истца о том, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия процессуальный срок для обращения в суд с данным заявлением пропущен в связи с большой загруженностью налогового органа и ограничением сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания недоимки, а также в связи с ограниченностью материальных и кадровых ресурсов, является несостоятельным.
В нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлено доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым оставить без удовлетворения ходатайство представителя административного истца о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, учитывая публичный характер правоотношений, признает неуважительными причины пропуска срока обращения с данным административным иском в суд, поскольку административный истец является юридическим лицом, имеет штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов, а установленный законом для этого срок является достаточным. При соблюдении административным истцом разумной степени осмотрительности и заботливости, отсутствовали объективные препятствия для своевременного обращения в суд с соответствующим административным исковым заявлением.
Так как установлен факт пропуска указанного срока без уважительной причины, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Решил:
Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия в удовлетворении административного иска к Бозунову Евгению Алексеевичу о взыскании задолженности по земельному налогу и пени.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца через Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья –