Судья Малкова Я.В. дело № 33-14684/2017
учет № 084г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 сентября 2017 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике на решение Вахитовского районного суда города Казани от 29 июня 2017 года, которым постановлено: иск Ивановой Н.П. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России, касающейся отказа Ивановой Н.П. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Иванову Н.П. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 17 июля 2014 года.
В остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан, Федеральной службы исполнения наказаний России – Косова А.С., поддержавшего доводы жалобы, представителя Ивановой Н.П. – Нигматуллиной Д.Р., возражавшей доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванова Н.П. обратилась в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее – ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан (далее - УФСИН России по Республике Татарстан), Управлению капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - УКСНЭР ФСИН России) о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование иска указано, что 17 апреля 2014 года истец обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Республике Татарстан с рапортом о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением подкомиссии от 07 мая 2014 года УФСИН России по Республике Татарстан документы приняты, учетное дело направлено в комиссию ФСИН России. Решением комиссии ФСИН России от 26 октября 2016 года истцу отказано в постановке на учет в связи с ухудшением жилищных условий в 2011 году супругом заявителя. Решение комиссии ФСИН России истец считает незаконным, поскольку с 16 ноября 1998 года истица и ее дочери с рождения по 24 марта 2010 года имели постоянную регистрацию в квартире общей площадью 28,8 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит истцу Ивановой Н.П. на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на 1 человека, составляет 7,2 кв. м, что подтверждает обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Супруг истицы с 15 октября 2002 года по 13 октября 2011 года был постоянно зарегистрирован в квартире по договору социального найма, общей площадью 68,0 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, рзд. Базаровка, <адрес> вместе со своими родителями, братом, сестрой и тремя племянниками, всего 8 человек. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности, доли в собственности на жилые помещения, Иванова Н.П., ее супруг и дочери не имеют. Истица считает, что вселение в занимаемое сотрудником временное служебное жилое помещение ее супруга, не может расцениваться в качестве преднамеренного ухудшения сотрудником своих жилищных условий и не может служить основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Более того, на момент вынесения комиссией ФСИН решения об отказе истице Ивановой Н.П. в постановке на учет для получения единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, 26 октября 2016 года, 5-летний срок с момента регистрации супруга истицы в вышеуказанном служебном помещении истек. Просит признать незаконным решение Комиссии ФСИН России об отказе Ивановой Н.П. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать Комиссию ФСИН России разрешить вопрос предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поставить Иванову Н.П. с составом семьи из четырех человек на учет в трехмесячный срок с момента подачи рапорта с 17 июля 2014 года.
Истец в суде первой инстанции исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Татарстан иск не признал.
Представитель ответчика УКСНЭР ФСИН Российской Федерации в судебное заседание не явился.
Суд постановил решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России и УФСИН России по Республике Татарстан просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что решение ФСИН России об отказе в постановке семьи истца на учет нуждающихся улучшении жилищных условий принято в соответствии с действующим законодательством. По мнению представителя ответчика, судом неправильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении семьей истца их жилищных условий.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно статье 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Согласно пункту 11 вышеуказанных Правил, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Судом установлено, что Иванова Н.П. является капитаном внутренней службы, старшим инспектором отдела специального учета ФКУ СИЗО-3 ФСИН России по Республике Татарстан месяцев и имеет выслугу 22 года 11 месяцев 15 дней.
17 апреля 2014 года Иванова Н.П. обратилась в ФСИН России с рапортом о принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2013 года № 369.
Согласно выписке из протокола № 86 ФСИН России от 26 октября 2016 года Ивановой Н.П. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п.12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 в связи с намеренным ухудшением жилищных условий в 2011 году супругом заявителя.
Комиссией при рассмотрении учетного дела установлено, что Ивановой Н.П. представлены документы на состав семьи 4 человека – истец, супруг Иванов А.В., дочь ФИО12, <дата> года рождения, дочь ФИО12, <дата> года рождения. ФИО14 и дочери с <дата>, супруг с 13 октября 2011 года по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 48,6 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, занимаемом на основании договора найма служебного жилого помещения, наниматель - истец. Согласно выписке из домовой книги на указанной жилплощади постоянно зарегистрировано 4 человек.
Ранее Иванова Н.П. с 11 января 1990 года, дочь Арина с 05 августа 1995 года, дочь Анна с 16 ноября 1998 года по 24 марта 2010 года были постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 28,8 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности истцу. По данному адресу представлена выписка из финансового лицевого счета. Представлена выписка из домовой книги с указанием зарегистрированных лиц, согласно которой на указанной жилой площади постоянно было зарегистрировано 3 чел.
Ранее супруг истца с 15 октября 2002 года по 13 октября 2011 года был постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 68 кв. м, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, занимаемом на основании договора социального найма (наниматель Иванов В.Н.). Кроме истца, на указанной жилой площади было зарегистрировано еще восемь человек.
Из материалов дела следует, что супруг заявителя Иванов А.В. с 11 мая 2006 года по 14 июля 2011 года отбывал наказание в местах лишения свободы.
Таким образом, Иванов А.В., несмотря на сохранение регистрации по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, не проживал в доме своего отца, то есть, фактически не являлся членом семьи последнего по смыслу положений Жилищного кодекса Российской Федерации. Изложенное свидетельствует и о том, что супруг истца не мог быть зарегистрирован в 2010 году в служебном жилом помещении, предоставленном Ивановой Н.П. по независящим от него причинам.
При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше нормами жилищного законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований Ивановой Н.П. и признания незаконным оспариваемого решения органа местного самоуправления с возложением на ответчика обязанности поставить семью истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку истица и члены её семьи в настоящее время имеют обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а снятие супруга истца с предыдущего места жительства и постановка его на регистрационный учет по месту жительства его семьи в данном случае не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о намеренном ухудшении Ивановой Н.П. своих жилищных условий в силу изложенного выше являются несостоятельными, поскольку судом исследованы и им дана надлежащая правовая оценка. Доводов о наличии иных обстоятельств, являющихся основанием для отказа истице в постановке на учет, жалоба не содержит.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 29 июня 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан Косова А.С. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи