Дело № 2а-6992/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Петропавловск-Камчатский 05 декабря 2019 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при помощнике судьи Масловой А.Д.
с участием помощника прокурора г. Петропавловска-Камчатского Василенко Е.К.,
административного ответчика Яковлева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю к Яковлеву Сергею Владимировичу об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Яковлева С.В. В обоснование иска указано, что Яковлев С.В. прибыл в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю 05 октября 2016 года. В связи с освобождением Яковлева С.В. из мест лишения свободы истец просил установить ему административный надзор на срок погашения судимости и административные ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения посещения мест проведения массовых или иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания в дошкольных и общеобразовательных учреждениях и на территориях, прилегающих к ним; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 23.00 до 06.00 часов утра; запрещения выезда за пределы Камчатского края без уведомления специализированного органа, осуществляющего надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю не участвовал, извещен о времени и месте судебного заседания.
Административный ответчик Яковлев С.В. в судебном заседании против удовлетворения административного иска не возражал, при этом полагал, что установление надзора на срок погашения судимости является чрезмерным.
Прокурор в судебном заседании представил заключение о том, что административный иск является обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Исследовав представленные материалы, материалы личного дела осужденного, выслушав административного ответчика, заключение помощника прокурора, суд приходит к следующему.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ).
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (пункты 1, 2 часть 2 статья 3 Федерального закона № 64-ФЗ).
На основании положений пункта 2 части 1 статьи 5 этого же Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно части 4 статьи 15 УК РФ, совершенные Яковлевым С.В. преступления отнесены законодателем к категории тяжких.
В силу пункта «г» части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания.
Как следует из части 4 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ, в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Судом установлено, что Яковлев С.В. осужден по приговору Елизовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по пункту № УК РФ, ему назначено наказание с применением № УК РФ в виде 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Приговором Елизовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Яковлев С.В. осужден по № УК РФ, ему назначено наказание с применением № УК РФ в виде 10 лет лишения свободы с ограничением свободы на 2 года с установлением следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) с 23 часов до 06 часов; не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях; не изменять место жительства или пребывания, место работы, не выезжать за пределы территории Елизовского муниципального образования без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, за исключением случаев выезда, связанных с трудовыми отношениями; являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, 2 раза в месяц для регистрации и контроля. Наказание отбывать в исправительной колонии строго режима. Срок лишения свободы исчислять с учетом содержания под стражей с 08 сентября 2012 года.
Постановлением Елизовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ из приговора Елизовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исключено осуждение по № УК РФ. Постановлено считать осужденного Яковлева С.В. по приговору Елизовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по № УК РФ, с применением № УК РФ к 09 годам 10 месяцам лишения свободы, с ограничением свободы на 2 года, с отбыванием основнного наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Петропавловск-Камчатского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании № УК РФ время содержания Яковлева С.В. под стражей с 08 февраля 2005 года по день вступления приговора Елизовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу – по ДД.ММ.ГГГГ, зачесть в срок лишения свободы из расчета один день содержания под стражей за полторы дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима. На основании № УК РФ время содержания Яковлева С.В. под стражей с 08 сентября 2012 года по день вступления приговора Елизовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу – по ДД.ММ.ГГГГ, зачесть в срок лишения свободы из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Как следует из материалов дела, Яковлев С.В. подлежит освобождению из мест лишения свободы по отбытию срока наказания 31 января 2020 года.
В соответствии с представленной исправительным учреждением характеристикой от 19 ноября 2019 года, утвержденной начальником ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю, Яковлев С.В. прибыл в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю 05 октября 2016 года. За время первоначального отбывания наказания в ФКУ ИК-5 зарекомендовал себя следующим образом: по прибытии трудоустроен не был, привлекался к трудовой деятельности без оплаты труда по благоустройству территории учреждения. К дисциплинарной ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания привлекался 2 раза. Правами администрации поощрялся 4 раза. Решением комиссии по оценке поведения осужденных от 08 августа 2006 года был переведен в облегченные условия. Постановлением Петропавловск-Камчатского городского суда от 25 января 2008 года был переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение. Отбывая наказание на участке колонии-поселения ФКУ ИК-5, совершил преступления, предусмотренные частью 1 статьи 313, частью 4 статьи 166, частью 2 статьи 162, частью 1 статьи 116, частью 1 статьи 112 УК РФ, за что 09 сентября 2013 года был осужден Елизовским районным судом Камчатского края и направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю. За время отбывания наказания в ФКУ ИК-6 зарекомендовал себя следующим образом: по прибытии трудоустроен не был, привлекался к трудовой деятельности без оплаты труда по благоустройству территории учреждения. К дисциплинарной ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания привлекался 1 раз. Правами администрации поощрялся 8 раз. Обучался в ПУ №334 при учреждении, и освоил специальности «бетонщик 3 разряда», «мастер столярного и мебельного производства 2 разряда», «слесарь по ремонту строительных машин 3 разряда». Решением административной комиссии от 02 декабря 2013 года был поставлен на профилактический учет как склонный к совершению побега и к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность, так же как склонный к совершению суицида и членовредительству (снят решением административной комиссии от 27 июля 2015 года). За время отбывания наказания в ФКУ ИК-5 зарекомендовал себя следующим образом: по прибытии трудоустроен не был, привлекался к трудовой деятельности без оплаты труда по благоустройству территории учреждения. В дальнейшем с 03 июля 2017 года по 21 мая 2018 года был трудоустроен электрогазосварщиком, а с 19 июля 2018 года по 02 октября 2019 года заготовщиком угля. К дисциплинарной ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания привлекался 2 раза. Правами администрации поощрялся 6 раз. Обучался в ПУ №334 при учреждении, и освоил специальность «машинист (кочегар) котельной 4 разряда». К учебе относился добросовестно, пропуск занятий без уважительных причин не допускал. Библиотеку посещает, мероприятия воспитательного, культурно-массового характера посещает избирательно, на беседы воспитательного характера реагирует, но не всегда делает для себя должные выводы. Осужденный конфликтных ситуаций не создавал, в конфликтных ситуациях не участвовал. В общении с представителями администрации ведет себя вежливо, корректно. С родственниками поддерживает связь в установленном законом порядке. В употреблении наркотических, психотропных веществ, а также спиртных напитков замечен не был. Уголовную субкультуру не поддерживает, не принимает, жаргоном не владеет. Вину в совершенном преступлении признал. На осужденного в адрес исправительного учреждения исполнительные документы не поступали.
Установленные судом обстоятельства в соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона №64-ФЗ, являются основанием для установления административного надзора в отношении Яковлева С.В., как совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, имеющего непогашенную судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, совершившего преступления при опасном рецидиве преступлений
С учётом сведений, характеризующих Яковлева С.В., всех обстоятельств по делу, а также для предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд полагает необходимым установить в отношении него административный надзор и административные ограничения.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона №64-ФЗ установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным; также обязательным является запрещение поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории.
Профилактическое воздействие на Яковлева С.В. может быть обеспечено запретом на посещение мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запретом на пребывание в дошкольных и общеобразовательных учреждениях и на территории прилегающим к ним; запретом на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица, в период с 23.00 до 06.00 часов утра; запретом на выезд за пределы Камчатского края без уведомления специализированного органа, осуществляющего надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; обязательной явкой (один раз в месяц) в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Административные ограничения в отношении Яковлева С.В. в силу пункта 2 части 1 статьи 5, части 4 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ надлежит установить на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, то есть на срок 6 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, который подлежит исчислению со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Доводы административного ответчика об отсутствии необходимости установления административного надзора на весь период погашения судимости в связи с тем, что он исправил свое поведение и намерен вести законопослушный образ жизни, подлежат отклонению.
Суд исходит из того, что Яковлев С.В. является лицом, к которому должны быть применены меры административного надзора, поскольку в отношении него имеются обстоятельства, указанные в пункте 1 части 2 статьи 3 Федерального закона №64-ФЗ (административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего). Срок административного надзора императивно установлен законом и определяется согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона сроком погашения судимости (пункт "г" части третьей статьи 86 УК РФ), в связи с чем не может быть снижен.
Также подлежат отклонению ссылки Яковлева С.В. на избыточное ограничение его прав в случае установления административного надзора. Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), не является наказанием, а относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2).
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на таких лиц при наличии предусмотренных Федеральным законом оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.
Руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю удовлетворить.
Установить в отношении Яковлева Сергея Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, административный надзор на срок шесть лет, то есть до погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и следующие административные ограничения:
- запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
- запрещение пребывания в дошкольных и общеобразовательных учреждениях и на территориях, прилегающих к ним;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 23.00 до 06.00 часов утра;
- запрещение выезда за пределы Камчатского края без уведомления специализированного органа, осуществляющего надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
- обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий Ю.Н.Степанова
Мотивированное решение составлено 05 декабря 2019 года
41RS0001-01-2019-014316-62