Гр.д.№2(1) -176/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2018 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Зверевой К.В.,
при секретаре Хуснутдиновой О.П.,
с участием истца Мамоновой Ольги Анатольевны, ответчиков Фролова Сергея Анатольевича, Фроловой Галины Павловны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамоновой Ольги Анатольевны к Фролову Сергею Анатольевичу, Фроловой Галине Павловне о включении имущества в состав наследства,
УС Т А Н О В И Л:
Мамонова О.А. обратилась в суд с иском к Фролову С.А., Фроловой Г.П., указывая на то, что она является дочерью ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В 1976 году её отец ФИО2 на основании решения исполкома Бугурусланского городского Совета депутатов трудящихся от 11 февраля 1976 года №85 получил разрешение на строительство гаража по адресу: <адрес>, квартал №, гараж №, что подтверждается удостоверением №32, выданным Управлением главного архитектора от 18 февраля 1976 года.
За счет собственных средств из доброкачественного материала в пределах земельного участка с кадастровым номером № отец построил гараж, но не зарегистрировал право собственности на него в установленном законом порядке. Указанный гараж согласно техническому плану здание, назначение нежилое здание, наименование: гараж, расположен на земельном участке с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ отец умер, после его смерти открылось наследство, состоящее, в том числе из указанного гаража.
Наследниками после смерти отца является она, его дочь, сын Фролов Сергей Анатольевич, который отказался от наследства в её пользу и их мать -Фролова Галина Павловна.
После смерти отца она обратилась с заявлением о принятии наследства, но выдача свидетельства о праве на наследство невозможна в связи с отсутствием регистрации права собственности на данный гараж.
Просила включить в состав наследства, открывшееся после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 здание, назначение: нежилое здание, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>, квартал №, гараж №.
В судебном заседании Мамонова О.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики Фролов С.А., Фролова Г.П. исковые требования Мамоновой О.А. признали.
Определением суда от 29 декабря 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация муниципального образования «город Бугуруслан».
Представитель администрации муниципального образования «город Бугуруслан» в суд не явился. О времени и месте были извещены надлежащим образом. Дело просили рассмотреть в отсутствие их представителя, сообщили также, что им будет приемлемо любое решение суда.
Суд в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения истца, объяснения ответчиков, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Гражданского кодекса Российской Федерации. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно свидетельству о смерти <данные изъяты> № ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из писем нотариуса нотариального округа город Бугуруслан и Бугурусланский район Оренбургской области, в компетенцию которого входит оформление наследства после смерти ФИО2, следует, что наследство после его смерти приняла дочь – Мамонова Ольга Анатольевна. Сын умершего Фролов Сергей Анатольевич и супруга Фролова Галина Павловна обратились с заявлением об отказе от наследства по всем основаниям.
Как пояснила суду истец, у неё нет возможности получить свидетельство о праве на наследство на гараж после смерти отца из-за отсутствия регистрации права на гараж в соответствии с действующим законодательством.
Из удостоверения №32, выданного исполнительным комитетом Бугурусланского городского совета депутатов трудящихся Оренбургской области Управления главного архитектора города от 18 февраля 1976 года усматривается, что ФИО2 согласно решению горисполкома от 11 февраля 1976 года №85 разрешено произвести строительство гаража по <адрес>, гараж №.
Постановлением администрации МО «город Бугуруслан» от 14 сентября 2017 года №826-п зданию гаража присвоен адрес: <адрес>, <адрес>, квартал №, гараж №.
Согласно техническому плану здания, составленному кадастровым инженером ФИО7, гараж построен, однако регистрация права на гараж в Едином государственном реестре недвижимости не произведена, что подтверждается Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области от 10 января 2018 года №56/012/001/2017-469.
В соответствии со ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам.
Право собственности на имущество у наследодателя также должно возникнуть на законных основаниях, но не зависимо от времени возникновения права собственности на недвижимое имущество оно в обязательном порядке всегда подлежит государственной регистрации.
Требование об обязательности регистрации права собственности на недвижимое имущество вытекает из ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации ст. 8 ФЗ от 30 ноября 1994 года «О введение в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации».
Однако в настоящее время осуществить государственную регистрацию прав умершего на недвижимое имущество невозможно, поскольку проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество носит заявительных характер.
Вместе с тем, из представленных суду документов усматривается, что ФИО2 владел при жизни спорным гаражом в соответствии с действующим в тот период времени законодательством.
Смерть гражданина является событием, вследствие которого право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам (п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В свою очередь Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает обязательность наличия государственной регистрации ранее возникших прав на объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости только для проведения регистрации ограничений (обременений) права, ипотеки, аренды или иной сделки с этим объектом.
Поскольку же переход права собственности на имущество по наследству происходит вследствие события, а не вследствие сделки, то и обязательной государственной регистрации ранее возникших прав у наследодателя не требуется.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ №9 от 29 мая 2012 года «О судебной практики по делам о наследовании» разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства.
Руководствуясь общими началами и смыслом гражданского законодательства и требованиями добросовестности, разумности и справедливости, а также положениями п.8 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, собранными по делу доказательствами, суд считает возможным требования истца удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Мамоновой Ольги Анатольевны удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшееся после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, здание, назначение: нежилое здание, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>, квартал №, гараж №.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: К.В.Зверева
Текст мотивированного решения изготовлен 24 января 2018 года.