Дело № 2-1328/2017
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2017 года г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Скисова А.Е.,
при секретаре Лазаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Бахчисарай гражданское дело по иску и.о. прокурора Бахчисарайского района Республики Крым в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Верхоречье» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда,-
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Бахчисарайского района Республики Крым обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Верхоречье» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, предусмотренных штатным расписанием, а именно: бухгалтера 1 категории, кассира-бухгалтера, делопроизводителя, машиниста насосной станции 2 разряда, контролера водопроводного хозяйства 3 разряда, машиниста насосной станции, водителя, грузчика, слесаря-сантехника 2 разряда, электрогазосварщика 4 разряда, уборщика территории 1 разряда.
Исковые требования мотивированы тем, что МУП «Верхоречье» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ за государственным регистрационным номером №, и с ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание. С этого времени на предприятии введены вновь созданные рабочие места. При этом работодатель обязан обеспечить, в числе прочего, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в части 1 статьи 17 ФЗ «О специальной оценке условий труда» случаев, в том числе при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. В ходе проверки установлено, что в унитарном предприятии не проведена специальная оценка условий труда, предусмотренная Федеральным законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда».
Помощник прокурора Бахчисарайского района Республики Крым Юрченко Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить.
Представитель Муниципального унитарного предприятия «Верхоречье» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно свидетельства о государственной регистрации юридического лица выданного ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Муниципального унитарного предприятия «Верхоречье» внесена запись о юридическом лице ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
Согласно свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения, Муниципальное унитарное предприятие «Верхоречье» поставлено на учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).
Руководителем Муниципального унитарного предприятия «Верхоречье» с ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание (л.д. 7-10).
Согласно сообщения Муниципального унитарного предприятия «Верхоречье» от ДД.ММ.ГГГГ у предприятия имеется задолженность по заработной плате. Специальная оценка условий труда не проводилась (л.д.11).
Согласно статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
<адрес> Республики Крым в ходе осуществления надзорных полномочий выявлены нарушения требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ), работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда " (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014 г.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.17 ФЗ «О специальной оценке условий труда», внеплановая специальная оценка условий труда проводится при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, проводится с 01.01.2015 года, исходя из системного толкования положений Федерального закона «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В силу ч. ч. 1 и 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Таким образом, судом установлено, что с момента государственной регистрации Муниципального унитарного предприятия «Верхоречье» до настоящего времени специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест не проведена.
Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работников достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить работников, работающих в войсковой части, уволенных, либо вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.
Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также, исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Судом фактов, объективно свидетельствующих о наличии у ответчика каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению данных требований, как и оснований для освобождения от исполнения обязанностей, возлагаемых законодателем на субъекты трудовых правоотношений, не усматривается (ст.56 ГПК РФ).
Гражданин в силу ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование мероприятий по проведению специальной оценке условий труда рабочих мест.
Согласно ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что не проведение ответчиками аттестации рабочих мест в соответствии с нормативно - правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и специальной оценки условий труда в соответствии с названным законом, существенно нарушает трудовые права работников, как занимающих указанные должности, так и потенциальных кандидатов на их занятие, на безопасные условия труда, в связи с чем, требования военного прокурора законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что внеплановая специальная оценка условий труда в отношении вновь организованных рабочих мест должна быть проведена в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию таких рабочих мест, а также то обстоятельство, что на протяжении длительного времени работники Муниципального унитарного предприятия «Верхоречье» лишены информации о возможном существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях, что существенным образом нарушает их права, суд полагает, что заявленный прокурором срок для проведения оценки - трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу - является достаточным и реальным для исполнения возложенной на ответчика обязанности с целью защиты прав и интересов работников Муниципального унитарного предприятия «Верхоречье».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Бахчисарайского района Республики Крым в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Верхоречье» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда - удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Верхоречье» (<адрес>, ОГРН:№, ИНН№), в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда провести специальную оценку условий труда в отношении рабочих мест, предусмотренных штатным расписанием, а именно: бухгалтера 1 категории, кассира-бухгалтера, делопроизводителя, машиниста насосной станции 2 разряда, контролера водопроводного хозяйства 3 разряда, машиниста насосной станции, водителя, грузчика, слесаря-сантехника 2 разряда, электрогазосварщика 4 разряда, уборщика территории 1 разряда.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Верхоречье» в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято - 11.10.2017 года.
Судья: