Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-17063/2020 от 10.07.2020

Судья: Миридонова М.А. Дело № 33а-17063/2020

    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Вороновой М.Н.,    

судей Цыцаркиной С.И., Витрика В.В.,    

при помощнике судьи Балабановой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2020 года апелляционную жалобу Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Сергиево- Посадского городского суда Московской области от 18 декабря 2019 г. по административному исковому заявлению Рубановой Р. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Сергиево-Посадскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения, обязании произвести государственный кадастровый учет,

заслушав доклад судьи Цыцаркиной С.И.,

объяснения представителя административного истца по доверенности Рубановой А.Б., представителя Управления федеральной службы кадастра и картографии Московской области по доверенности Трофимовой Е.Ю.,

установила:

Рубанова Р.Н. обратилась в суд с уточненным административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Сергиево-Посадскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения, обязании произвести государственный кадастровый учет.

В обоснование требований указала, что 13.04.2019 г. административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением для осуществления государственного кадастрового учета в отношении 2-х земельных участков.

В уведомлениях о приостановлении государственного кадастрового учета от 22.04.2019г. № 50-0-1-329/3101/2019-1389 и № 50-0-1329/3101/2019-1390 указано, что в заявлениях испрашивается осуществление государственного кадастрового учета изменений заявленных земельных участков в части сведений о местоположении границы и площади. В межевом плане отсутствуют сведения и документы, подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков с увеличением площади. Получив указанные решения, административный истец обратилась к кадастровому инженеру Морозовой Л.А., подготовившей межевой план земельного участка, с тем, чтобы устранить замечания.

Вновь записанные диски с межевыми планами земельных участков, проверенные кадастровым инженером на предмет наличия сведений и документов, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков, были повторно переданы административному ответчику через Филиал МБУ «МФЦ Сергиево-Посадского муниципального района» в г. Хотьково. Однако, уведомлениями от 03.07.2019 г. было отказано в снятии приостановления государственного кадастрового учета изменений в связи с тем, что в приложении отсутствуют документы, определяющие местоположение границ более 15 лет и отражаемые площади участка. Административный истец снова обратился к кадастровому инженеру Морозовой Л.А., которая пояснила, что подготовленные межевые планы, записаны на диске вместе с приложенными документами, определяющими местоположение границ земельных участков более 15 лет, и отражаемые площади участков, соответствуют требованиям закона и нормативных документов, предъявляемых к межевым планам, подготовленным в результате выполнения кадастровых работ. Вновь записанные и проверенные диски были еще раз переданы административному ответчику, после чего были получены решения от 29.07.2019 г. об отказе в учете изменений объекта недвижимости № МО-19/РКФ-282568 и № МО-19/РКФ-282685, с которыми административный истец не согласен, считает их необоснованным и незаконным.

Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 18 декабря 2019 года требования Рубановой Р.Н. удовлетворены в части,, судом были признаны незаконными и отменены решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области от 29.07.2019г. № МО-19/РКФ-282568 и № МО-19/РКФ-282685 об отказе в осуществление государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости; возложена обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Московской области повторно рассмотреть заявления от 13 апреля 2019 года о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неверное применение норм материального права.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Рубанова Р.Н. не явилась, извещена.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Управления федеральной службы кадастра и картографии Московской области проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Так, судом установлено, что Рубанова Р.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1200 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>, что не оспаривалось сторонами и подтверждается материалами дела.

Также, Рубанова Р.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 174 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>

Как следует из решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области Сергиево-Посадский отдел от 29.07.2019г. № МО-19/РКФ-282568, № МО-19/РКФ-282685, Рубанова Р.Н. 13.04.2019г. обратилась в Управление Росреестра по МО с заявлениями № 50-0-1-329/3101/2019-1390, № 50-0-1- 329/3101/2019-1389 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, приложив к заявлению межевые планы земельных участков от 11.03.2019 г., 20.07.2019 г.

Указанным решением в осуществлении государственного кадастрового учета Рубановой Р.Н. отказано со ссылкой на наличие оснований, установленных ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», и указанием на то, что государственный кадастровый учет не может быть осуществлена в связи с тем, что в межевом плане отсутствуют сведения и документы, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка с увеличением площади, в приложении отсутствуют документы определяющие местоположение границ более 15 лет и отражаемые площади участка.

Решение об отказе в государственном кадастровом учете было принято после повторного предоставления Рубановой Р.Н. дополнительных документов и повторных приостановлений государственного кадастрового учета от 22.04.2019 г., 03.07.2019 г., 29.07.2019 г. по ранее указанным основаниям, предложено представить надлежаще оформленные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> превышает декларированную на 100 кв. м. (площадь участка по сведениям ЕГРН - 1200 кв.м.), земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - на 16 кв. м. (площадь участка по сведениям ЕГРН - 174 кв.м.), что не превышает предельный размер земельного участка для ИЖС и не превышает десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержаться в ЕГРН, а также, что в состав межевых планов были включены акты согласования границ земельных участков, подписанные личными подписями всех смежных землепользователями, при этом, при уточнении местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> кадастровым инженером была проведена контурная съемка границ земельных участков с прилегающей территорией; местоположение характерных точек границ земельных участков, а также площадь уточнены относительно фактически используемых контуров земельных участков, фактическое землепользование определено по ограждению, существующему на местности более 15 лет, что отражено в заключениях кадастрового инженера, включенных в состав межевых планов земельных участков, пришел к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению частично.

Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 ЗК РФ).

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ (статья 70 ЗК РФ).

Исходя из части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.

В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 утвержден порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно пункту 23 которого при описании местоположения земельного участка указывается среди прочего список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы (границы контура) земельного участка в метрах с округлением до 0,01 м и с указанием метода и погрешности определения координат, система координат).

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Из положений приведенной нормы и частей 8, 10 статьи 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.

Положениями ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Согласно ст. 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета государственный регистратор сослался на то, что заявитель представил межевые планы, которые не подтверждают законность местоположения устанавливаемых границ земельных участков. Однако не учел, что основанием для обращения Рубановой Р.Н. в Управление Росреестра по Московской области явилось уточнение границ земельных участков, которые ранее не были зафиксированы в ЕГРН в координатах характерных точек границ.

Как верно отразил суд в решении, межевой план, составленный кадастровым инженером Морозовой Л.А. и представленный административным истцом в Управление Росреестра по Московской области полностью отвечал вышеуказанным требованиям действующего законодательства. Местоположение границ спорных земельных участков кадастровым инженером определено по фактическим границам, существующим на местности более 15 лет - объектом искусственного происхождения, а именно забором, границы которого закреплены на местности. К межевым планам приложены: акты согласования местоположения границ земельных участков <данные изъяты>, постановление главы Администрации п. Абрамцево Сергиево-Посадского района Московской области от 27.06.1994 г. № 280 о закреплении за Рубановым Б.А. земельного участка № 15 площадью 1374 кв.м. (из них 1200 кв.м. бесплатно, 174 кв.м. по договорной цене), копия плана участка площадью 1374 кв.м. с топографическим планом земельного участка и строений на нем, согласованный с Архитектурой, технический план здания, а также свидетельства о праве собственности Рубанова Б.А. от 12.10.1993 г. № 921, свидетельство на право собственности на землю Рубанова Б.А. от 18.10.1994 г. № 38. Свидетельство о праве на наследство по закону, выданное Рубановой Р.Н.

Судебная коллегия отмечает, отсутствие в ЕГРН координат границ земельных участков при формировании этих участков, координаты поворотных точек вышеуказанной конфигурации участков надлежит определять, исходя из сложившегося землепользования на протяжении последних 15 лет, которое подтверждено межевыми планами кадастрового инженера и согласовано подписями владельцев смежных участков, спор по границам земельного участка отсутствует.

При таком положении оспариваемые Управлением Росреестра по Московской области решения от 29.07.2019 № МО-19/РКФ-282568 и № МО-19/РКФ-282685 об отказе в учете изменений объектов недвижимости нельзя признать законными.

Как верно отразил суд в решении, со ссылкой на пункт 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», что суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции, в связи с чем, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о возложении на Управление Росреестра по Московской области обязанности произвести государственный кадастровый учет, возложив на указанного ответчика, в целях восстановления нарушенных прав административного истца, повторно рассмотреть заявление Рубановой Р.Н. от 13.04.2019г.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные судебной коллегией, не содержат обстоятельств, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали доводы суда, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и основаны на субъективном толковании заявителем норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 18 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-17063/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Рубанова А.Б.
Ответчики
УФСГРКиК мо
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
20.07.2020Судебное заседание
07.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее