Дело № 2-2734/2015
Решение
Именем Российской Федерации
28 апреля 2015г. г. Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего Лещевой Л.Л.,
при секретаре Писаревой О.А.,
с участием заявителя Максимова В.В., представителя заинтересованного лица Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Новожиловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Максимова ВВ об оспаривании отказа Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, возложении обязанности,
установил:
заявитель Максимов В.В. обратился с указанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. В середине ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, им был выбран земельный участок для размещения комплекса магазинов строительных материалов, с целью дальнейшего получения указанного земельного участка в аренду под строительство он обратился в орган местного самоуправления. На основании его заявления были организованы публичные слушания по изменению категории вида разрешенного использования земельного участка. После положительно проведенных слушаний, комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа «Город Чита» рекомендовала внести изменения о переводе участка из зоны инженерной инфраструктуры (И-1) на зону делового, общественного и коммерческого назначения (О-1). Перевод зон был осуществлен. Распоряжением администрации городского округа «Город Чита № от ДД.ММ.ГГГГ. № № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане. ДД.ММ.ГГГГ произведена публикация заметки в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. заявителем подано заявление и пакет документов о выборе земельного участка по <адрес> в Департамент государственного имущества и земельных отношений. Решением руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Максимова В.В. о выборе земельного участка по ул. Магистральная в г. Чите и предварительном согласовании места размещения объекта – комплекса магазинов строительных материалов отказано. Полагая указанное решение незаконным, заявитель просил суд признать действия Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края по отказу удовлетворения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта незаконными. Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ и признать его недействующим с момента издания; обязать удовлетворить заявление заявителя путем подписания (согласования) акта выбора земельного участка. Взыскать в пользу заявителя судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании заявитель Максимов В.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Новожилова О.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования полагала необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, просила суд в удовлетворении требований заявителя отказать.
Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Из представленных материалов дела следует, что согласно акту выбора земельного участка для строительства от ДД.ММ.ГГГГ. № №, произведен предварительный выбор земельного участка для строительства объекта комплекса магазинов строительных материалов в пределах земельного участка, местоположение которого определено: <адрес>
Распоряжением администрации городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. № № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане. Сообщение в СМИ о предоставлении земельных участков под строительство в соответствии ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации опубликовано ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
С заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, заявитель Максимов В.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ., о чем свидетельствует штемпель входящей корреспонденции в заявлении.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, были установлены основные правила, определяющие порядок предоставления земельных участков для строительства из государственных или муниципальных земель.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривал две процедуры предоставления земельного участка для строительства: без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта.
Предварительное согласование места размещения объекта производилось по правилам ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (через процедуру выбора земельного участка).
Согласно ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. действовавшей до 01.03.2015г.) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению, предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка.
Орган местного самоуправления анализирует документы государственного земельного кадастра и документы землеустройства. На основе анализа указанных документов определяются возможные варианты размещения объекта, после чего, в случаях, предусмотренных федеральными законами, проводится согласование таких вариантов с соответствующими органами и организациями.
Пункт 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации возлагал на органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязанность информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Такого рода информация призвана обеспечивать условия для реализации гражданами права участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, а также для подачи заинтересованными лицами заявок о предоставлении им этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформлялись актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагались утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Акт о выборе земельного участка утверждался решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принималось соответствующим государственным или муниципальным органом по правилам п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта являлось завершающим этапом в согласовании строительства на выбранном заявителем земельном участке. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта являлось основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (ст. 32 Земельного кодекса РФ) и действовало в течение трех лет.
С 01.03.2015 года вступил в действие Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты».
В соответствии с вышеназванным Федеральным законом процедура выбора земельного участка, предусмотренная статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации была упразднена, указанные статьи Земельного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.
Статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты» установлены переходные положения в отношении предоставления земельных участков по ранее действовавшим правилам.
Согласно п.п. 1,2 статьи 34 указанного Федерального закона, до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В силу п. 2.1. ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015г., земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.
Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение (технологическое присоединение) и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка, указанное в абзаце втором настоящего пункта, является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Судом установлено, что Максимов В.В. обращался с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Вследствие чего, процедура выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта производилась по правилам ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015г.
Таким образом, после введение в действие Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты» к возникшим правоотношениям может быть применен только п. 1 ст. 34 названного Федерального закона, то есть до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года.
Как следует из материалов дела, в отношении заявителя решение о предварительном согласовании места размещения объекта Департаментом до 01.03.2015 года не принято. Следовательно, оснований для возложения на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обязанности удовлетворить заявление Максимова В.В. путем подписания (согласования) акта выбора земельного участка, суд не усматривает.
Доводы Максимова В.В. о том, что процедура выбора земельного участка должна быть завершена на основании п. 2 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты», поскольку в СМИ было опубликовано сообщение о предоставлении земельных участков для строительства, суд во внимание не принимает в связи с тем, что пункт 2 указанной статьи распространяется только на случаи, если опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона). Тогда как заявитель обращался в порядке ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты» предоставление земельного участка для строительства возможно на торгах.
Вследствие чего, заявитель вправе претендовать на получение земельного участка в силу статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, и его права не нарушены и не ограничены отказом Департамента в доступе к приобретению земельного участка.
Таким образом, отказ Департамента является законным и обоснованным, принятым в соответствии с полномочиями, права заявителя не нарушены.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение является законным и не нарушает прав заявителя, суд полагает заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований Максимова ВВ об оспаривании отказа Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.
Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2015 года.
Судья Л.Л. Лещева