РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Турунтаево 22 сентября 2014 г.
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Масаловой О.А. единолично, при секретаре Дамдиновой С.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бянкиной А.С. к администрации <данные изъяты> о включении имущества в наследственную массу,
УСТАНОВИЛ:
Бянкина А.С. обратилась в суд с иском к администрации <данные изъяты> о включении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в наследственную массу, открывшуюся после смерти мужа Б.В.П., наступившей ДД.ММ.ГГГГ Мотивировав иск тем, что данный участок был передан в собственность мужу постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, который при жизни владел и пользовался дачным земельным участком, однако должным образом участок не был зарегистрирован. Она является наследником к имуществу умершего мужа и желает оформить наследство на данный земельный участок.
В судебном заседании Бянкина А.С. исковое требование поддержала, изложив суду доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации <данные изъяты> П.Н.С.., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему:
На основании ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантировано.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Б.В.П. был передан в собственность дачный участок № коллективного садоводческого товарищества «<данные изъяты>». Кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается о внесении данных в государственный кадастр недвижимости на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> для садоводства, с указанием сведений о собственнике Б.В.П.
Сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на указанный истцом земельный участок отсутствует, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ.
Согласно ч.1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Б.В.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.
Наследником к имуществу Б.В.П. по закону являются Бянкина А.С., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону на денежные вклады наследодателя.
В судебном заседании в качестве свидетелей допрошены Б.И.В., Б.М.В., которые подтвердили, что они отказались от принятия наследства после смерти отца, наследство было принято матерью Бянкиной А.С., также подтвердили о владении отцом Б.В.П. и пользовании им при жизни дачным земельным участком.
В соответствии со ст. ст. 1112, 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Наследство открывается со смертью гражданина.
Как следует из материалов дела Бянкина А.С. в установленный законом срок, обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти мужа и приняла наследство в виде денежных средств, находящихся в банке, то есть фактически приняла наследство после смерти наследодателя, однако не получила свидетельство о праве на наследство на земельный участок.
В соответствии со ст.ст. 72-73 Основ законодательства РФ о нотариате условием выдачи свидетельства о праве на наследство по закону или по завещанию является наличие документов, подтверждающих принадлежность имущества наследодателю. Документом, подтверждающим право собственности на землю, является свидетельство о регистрации этого права собственником в органах регистрации. Однако, в случае смерти собственника недвижимого имущества, не зарегистрировавшего свое право в установленном законом порядке, а также при наличии иных причин, препятствующих регистрации права собственности на недвижимое имущество, п.3 ч.1 ст.8, ч.1 ст.11 и абзац 1 ст.12 ГК РФ предусматривает возможность судебной защиты гражданских прав наследников путем признания или установления гражданских прав по решению суда.
В судебном заседании установлено, что Б.В.П. на законных основаниях пользовался дачным земельным участком, однако участок не был зарегистрирован надлежащим образом, при этом следует учитывать передачу дачного участка в собственность Б.В.П. администрацией <данные изъяты>, поэтому суд считает, что при данных обстоятельствах Бянкина А.С. вправе обратиться в суд за защитой своего права с иском о включении имущества в наследственную массу, поскольку иным способом оформить свои наследственные права на земельный участок не имеет возможности. Ответчик не возражает против удовлетворения требования истца.
Таким образом, спорный земельный участок подлежит включению в наследственную массу, оставшуюся после смерти Б.В.П., умершего ДД.ММ.ГГГГ
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое требование Бянкиной А.С. удовлетворить.
Включить земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес>» в наследственную массу, открывшуюся после смерти Б.В.П., наступившей ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его оглашения.
Судья О.А.Масалова