Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2019 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.
при секретаре Метелевой Н.В.,
с участием представителя ответчика Абашкина Р.А. (ордер от 10.07.19г.).,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального унитарного предприятия «Минусинское городское хозяйство» к Лапшиной Валентине Николаевне о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ
МУП «Минусинское городское хозяйство» обратилось в Минусинский городской суд с исковыми требованиями к Лапшиной В.Н. о взыскании задолженности по оплате за отопление. Истец в своем исковом заявлении просит взыскать с ответчика сумму основного долга в размере 150 442 рубля 70 копеек, сумму пени в размере 80 435 рублей 62 копейки, а также сумму уплаченной государственной пошлины в размере 5 508 рублей 78 копеек.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие; в исковом заявлении истец свои требования мотивировал следующим. В период с марта 2016 года по апрель 2017 года истцом ответчику была отпущена тепловая энергия для нужд отопления жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Договор теплоснабжения в письменном виде между сторонами не заключался, так как стороны не пришли к единому мнению по существенным условиям договора. Вместе с тем, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В доме по <адрес> отсутствуют приборы учета тепловой энергии, в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, а также, в соответствии с формулой 2 приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитан исходя из норматива потребления коммунальной услуги. В связи с тем, что ответчик оплату тепловой энергии не производит, за период с марта 2016 года по апрель 2017 года у нее образовалась задолженность в размере 150 442 рубля 70 копеек. На образовавшуюся сумму задолженности в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, истцом была начислена пеня, размер которой составил 80 435 рублей 62 копейки. С учетом изложенного, а также, приведенных в исковом заявлении норма права, истец просит взыскать с ответчика сумму задолженности по оплате за отопление в размере 230 878 рублей 32 копейки, а также сумму уплаченной государственной пошлины в размере 5 508 рублей 78 копеек.
Ответчик Лапшина В.Н., действующая в судебном заседании через своего представителя Абашкина Р.А., исковые требования не признала в полном объеме, свою позицию мотивировала следующим. Истцом применен в расчетах не действующий норматив, доказательств того, какой норматив подлежит применению в данном случае истцом в суд не представлено. Кроме того, предлагаемый истцом к расчету с марта 2016 года норматив был утвержден только 14.12.16г., в связи с чем, его применение к периоду, имевшему место до утверждения норматива, является незаконным. Кроме того, настоящий иск предъявлен в суд в мае 2019 года, в связи с чем, по исковым требованиям за период- март- май 2016 года истцом пропущен срок исковой давности. Также, материалы дела не содержат доказательств того, что истцом направлялись ответчику квитанции о произведенных начислениях, в связи с чем, ответчику не было известно о суммах задолженности, в связи с чем, начисление пени является незаконным. Учитывая изложенное, ответчик просит в иске отказать в полном объеме.
Суд с учетом мнения представителя ответчика полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя истца.
В качестве доказательств в суд представлены: расчет размера платы за отопление; расчет пени; тарифы; свидетельство о государственной регистрации юридического лица; свидетельство о постановке на учет; Устав МУП «ЖКХ» с изменениями; адресная справка; свидетельство о государственной регистрации права; Уведомление из ЕГРН, выписка из ЕГРН.
Выслушав представителя ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ч. 2 ст. 308 ГК РФ, если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.
В силу ст. ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями, односторонний отказ от исполнения обязательств, а также одностороннее изменение их условий не допускаются.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Частью 1 ст. 540 ГК РФ закреплено: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса».
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пп. «б» п. 18 ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении», оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
В силу ч. 1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и/или органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Красноярского края от 14.12.2016 года № 649-п «О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 07.11.2012 № 577-П «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск», были внесены изменения в Постановление Правительства Красноярского края от 07.11.2012 N 577-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск», приложение N 1 изложить в редакции согласно приложению N 1; приложение N 2 изложить в редакции согласно приложению N 2. Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.
Приказом РЭК Красноярского края № 302-п от 02.12.2015г. установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности Муниципального унитарного предприятия города Минусинска «Минусинское городское хозяйство» на долгосрочный период регулирования 2016 - 2018 годов для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1. Данным приказом установлены тарифы для потребителей Муниципального унитарного предприятия города Минусинска «Минусинское городское хозяйство» согласно приложениям с N 2 по N 5. Тарифы, установленные в пункте 2 настоящего Приказа, действуют с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.
В соответствии с п. 42 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в редакции от 22.05.2019, «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») : «Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов- в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Из п. 2(1) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, следует, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяются по формуле 2(1):
Pi = Si x (NТ x K) x TT,
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
NТ - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме»;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, в редакции от 29.09.2017: «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
В соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ № 306, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек устанавливаются с применением расчетного метода.
Пунктом 21 Постановления Правительства РФ № 306 установлено, что метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует Правилам пользования жилыми помещениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Согласно п. 22 указанного Постановления, расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. Применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме методы указываются в нормативном правовом акте об утверждении соответствующих нормативов (пункт 23).
В ходе рассмотрения дела по существу судом было установлено, что Лапшина В.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 264,2 кв.м., имеющего 2 этажа, введенного в эксплуатацию по завершению строительства в 1992 году.
Из содержания искового заявления следует, что за период с марта 2016 года по апрель 2017 года ответчице истцом была отпущена тепловая энергия для нужд отопления жилого дома, собственником которого она является. Ответчик оплату тепловой энергии не производила, в связи с чем у нее, по расчетам истца, образовалась задолженность в размере 150 442 рубля 70 копеек.
В материалах дела отсутствуют доказательства оплаты тепловой энергии за указанный период, а также доказательства наличия в жилом доме приборов учета. Таким образом, требования истца о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии являются законными и обоснованными.
Проверяя расчеты истца, суд исходит из следующего. Согласно правоустанавливающим документам на жилой дом, общая площадь дома составляет 264,2 кв.м, однако истцом заявлены требования исходя из площади дома (отапливаемая часть) 183,8 кв.м..
При произведении начислений применению подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» по СЦТ № 2 «Котельная по ул. Советская, д. 116», утвержденные приказом региональной энергетической комиссии Красноярского края от 02.12.2015 года № 302-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство». Размер тарифа составляет на первое полугодие 2016 года 3 320 руб./Гкал, на второе полугодие 2016 года 3 412,47 руб./Гкал, на первое полугодие 2017 года 2 891,92 руб./Гкал.
Поскольку жилой дом ответчика не оборудован индивидуальными приборами учета, при произведении расчетов необходимо руководствоваться нормативом потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск, утвержденные постановление Правительства Красноярского края от 14.12.2016 № 649-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 07.11.2012 № 577-п «об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории города Минусинска». Согласно данному нормативно-правовому акту, норматив потребления для жилого дома до 1999 года постройки, имеющему 2 этажа, составляет 0,0249. Вместе с тем, данный норматив подлежит применению только с 01.01.2017 года.
Определяя норматив потребления, подлежащий применению в период с марта 2016 года по 01.01.2017 года, суд исходит из следующего. Суд соглашается с доводами ответчика о необходимости применения другого норматива потребления за период до 01.01.2017 года, и не может согласиться с расчетом задолженности представленной истцом, поскольку в нем использован норматив, определенный расчетным методом, вместе с тем, на период возникновения задолженности с марта 2016 года по 01.01.2017 года Постановлением Правительства Красноярского края «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск» от 07.11.2012г. № 577-п не был утвержден норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск, определенный аналоговым методом для 1 или 2 этажных жилых домов до 1999 года постройки, был утвержден норматив, определенный аналоговым методом, только для 5-9 этажных жилых домов до 1999 года постройки.
Учитывая изложенное, суд полагает в силу ст. 6 ГК РФ, ст. 7 ЖК РФ, применить аналогию законна и использовать при расчете задолженности за период с марта 2016 года по январь 2017 года норматив, определенный методом аналогов, установленный Постановлением Правительства Красноярского края от 07.11.2012 №577-п в размере 0,0207 гКал/кв.м. для 5-9 этажных жилых домов до 1999 года постройки.
С учетом изложенного, задолженность за период с 01.03.2016 года по 30.04.2017 года за отопление исходя из площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в установленном законом порядке, составит:
месяц |
площадь |
Норматив на отопление |
коэффициент периодичности |
Норматив на отопление 12 мес. |
Гкал. в месяц |
Тариф (руб./Гкал) |
начисление |
( стр. 3* стр. 4) |
( стр. 2* стр. 5) |
( стр. 6* стр. 7) | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Март 2016 |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,0155 |
2,8489 |
3320 |
9 458,35 |
Апрель 2016 |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,0155 |
2,8489 |
3320 |
9 458,35 |
Май 2016 |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,0155 |
2,8489 |
3320 |
9 458,35 |
Июнь 2016 |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,0155 |
2,8489 |
3320 |
9 458,35 |
Июль 2016 |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,0155 |
2,8489 |
3412,47 |
9 721,78 |
Август 2016 |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,0155 |
2,8489 |
3412,47 |
9 721,78 |
Сентябрь 2016 |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,0155 |
2,8489 |
3412,47 |
9 721,78 |
Октябрь 2016 |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,0155 |
2,8489 |
3412,47 |
9 721,78 |
Ноябрь 2016 |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,0155 |
2,8489 |
3412,47 |
9 721,78 |
Декабрь 2016 |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,0155 |
2,8489 |
3412,47 |
9 721,78 |
Январь 2017 |
183,8 |
0,0249 |
0,75 |
0,0187 |
3,43706 |
2891,92 |
9939,7 |
Февраль 2017 |
183,8 |
0,0249 |
0,75 |
0,0187 |
3,43706 |
2891,92 |
9939,7 |
Март 2017 |
183,8 |
0,0249 |
0,75 |
0,0187 |
3,43706 |
2891,92 |
9939,7 |
Апрель 2017 |
В апреле 2017 года ответчицей были поданы показания прибора учета |
1,59280 |
2891,92 |
4 606,25 | |||
Итого: задолженность за заявленный истцом период составляет 130 589 рублей 43 копейки |
Ответчиком в материалы дела доказательств потребления тепловой энергии в меньшем размере, а также доказательств оплаты потребленного ресурса, не представлено, Вместе с тем, ответчицей заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Оценивая заявленное ходатайство, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001г. № 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» разъяснено, что течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению решения об отказе в иске.
Как было установлено судом, истцом заявлено требование о взыскании задолженности по оплате потребленного ресурса за период с 01.03.2016 года по апрель 2017 года.
Согласно требованиям жилищного законодательства, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Исковое заявление было направлено в суд 29.05.2019 года, то есть платежи, которые ответчик должен был произвести за март 2016 года и апрель 2016 года, подлежат исключению из подлежащей взысканию суммы задолженности в виду пропуска истцом срока исковой давности за указанные месяцы.
Таким образом, размер задолженности, подлежащий взысканию с ответчицы, составляет 130 589,43-9 458,35-9 458,35=111 672 рубля 73 копейки.
Оценивая требования истца о взыскании суммы пени в размере 80 435 рублей 62 копейки, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 155 ЖК РФ закреплено, «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив)».
В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ (в действующей редакции): «Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается».
В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2016 года: «Пени за несвоевременную оплату задолженности начислялись в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Таким образом, с 01.01.2016 года при расчете пени вместо ставки рефинансирования подлежит применению ключевая ставка. Кроме того, в соответствии со ст. 193 ГК РФ, «Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день».
С учетом приведенных норм права, по расчету суда размер пени, подлежащей взысканию, составит 53 601 рубль 22 копейки исходя из следующего расчета.
Расчёт пеней по задолженности, возникшей 10.06.2016 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени | ||
с |
по |
дней |
|||||
9 458,35 |
10.06.2016 |
09.07.2016 |
30 |
7,50 % |
0 |
9 458,35 * 30 * 0 * 7.5% |
0,00 р. |
9 458,35 |
10.07.2016 |
07.09.2016 |
60 |
7,50 % |
1/300 |
9 458,35 * 60 * 1/300 * 7.5% |
141,88 р. |
9 458,35 |
08.09.2016 |
31.05.2019 |
996 |
7,50 % |
1/130 |
9 458,35 * 996 * 1/130 * 7.5% |
5 434,91 р. |
Итого: |
5 576,79 р. | ||||||
Расчёт пеней по задолженности, возникшей 12.07.2016 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени | ||
с |
по |
дней |
|||||
9 458,35 |
12.07.2016 |
10.08.2016 |
30 |
7,50 % |
0 |
9 458,35 * 30 * 0 * 7.5% |
0,00 р. |
9 458,35 |
11.08.2016 |
09.10.2016 |
60 |
7,50 % |
1/300 |
9 458,35 * 60 * 1/300 * 7.5% |
141,88 р. |
9 458,35 |
10.10.2016 |
31.05.2019 |
964 |
7,50 % |
1/130 |
9 458,35 * 964 * 1/130 * 7.5% |
5 260,30 р. |
Итого: |
5 402,18 р. | ||||||
Расчёт пеней по задолженности, возникшей 10.08.2016 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени | ||
с |
по |
дней |
|||||
9 721,78 |
10.08.2016 |
08.09.2016 |
30 |
7,50 % |
0 |
9 721,78 * 30 * 0 * 7.5% |
0,00 р. |
9 721,78 |
09.09.2016 |
07.11.2016 |
60 |
7,50 % |
1/300 |
9 721,78 * 60 * 1/300 * 7.5% |
145,83 р. |
9 721,78 |
08.11.2016 |
31.05.2019 |
935 |
7,50 % |
1/130 |
9 721,78 * 935 * 1/130 * 7.5% |
5 244,15 р. |
Итого: |
5 389,98 р. | ||||||
Расчёт пеней по задолженности, возникшей 10.09.2016 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени | ||
с |
по |
дней |
|||||
9 721,78 |
10.09.2016 |
09.10.2016 |
30 |
7,50 % |
0 |
9 721,78 * 30 * 0 * 7.5% |
0,00 р. |
9 721,78 |
10.10.2016 |
08.12.2016 |
60 |
7,50 % |
1/300 |
9 721,78 * 60 * 1/300 * 7.5% |
145,83 р. |
9 721,78 |
09.12.2016 |
31.05.2019 |
904 |
7,50 % |
1/130 |
9 721,78 * 904 * 1/130 * 7.5% |
5 070,28 р. |
Итого: |
5 216,11 р. | ||||||
Расчёт пеней по задолженности, возникшей 11.10.2016 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени | ||
с |
по |
дней |
|||||
9 721,78 |
11.10.2016 |
09.11.2016 |
30 |
7,50 % |
0 |
9 721,78 * 30 * 0 * 7.5% |
0,00 р. |
9 721,78 |
10.11.2016 |
08.01.2017 |
60 |
7,50 % |
1/300 |
9 721,78 * 60 * 1/300 * 7.5% |
145,83 р. |
9 721,78 |
09.01.2017 |
31.05.2019 |
873 |
7,50 % |
1/130 |
9 721,78 * 873 * 1/130 * 7.5% |
4 896,41 р. |
Итого: |
5 042,24 р. | ||||||
Расчёт пеней по задолженности, возникшей 10.11.2016 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени | ||
с |
по |
дней |
|||||
9 721,78 |
10.11.2016 |
09.12.2016 |
30 |
7,50 % |
0 |
9 721,78 * 30 * 0 * 7.5% |
0,00 р. |
9 721,78 |
10.12.2016 |
07.02.2017 |
60 |
7,50 % |
1/300 |
9 721,78 * 60 * 1/300 * 7.5% |
145,83 р. |
9 721,78 |
08.02.2017 |
31.05.2019 |
843 |
7,50 % |
1/130 |
9 721,78 * 843 * 1/130 * 7.5% |
4 728,15 р. |
Итого: |
4 873,98 р. | ||||||
Расчёт пеней по задолженности, возникшей 10.12.2016 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени | ||
с |
по |
дней |
|||||
9 721,78 |
10.12.2016 |
08.01.2017 |
30 |
7,50 % |
0 |
9 721,78 * 30 * 0 * 7.5% |
0,00 р. |
9 721,78 |
09.01.2017 |
09.03.2017 |
60 |
7,50 % |
1/300 |
9 721,78 * 60 * 1/300 * 7.5% |
145,83 р. |
9 721,78 |
10.03.2017 |
31.05.2019 |
813 |
7,50 % |
1/130 |
9 721,78 * 813 * 1/130 * 7.5% |
4 559,89 р. |
Итого: |
4 705,72 р. | ||||||
Расчёт пеней по задолженности, возникшей 10.01.2017 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени | ||
с |
по |
дней |
|||||
9 721,78 |
10.01.2017 |
08.02.2017 |
30 |
7,50 % |
0 |
9 721,78 * 30 * 0 * 7.5% |
0,00 р. |
9 721,78 |
09.02.2017 |
09.04.2017 |
60 |
7,50 % |
1/300 |
9 721,78 * 60 * 1/300 * 7.5% |
145,83 р. |
9 721,78 |
10.04.2017 |
31.05.2019 |
782 |
7,50 % |
1/130 |
9 721,78 * 782 * 1/130 * 7.5% |
4 386,02 р. |
Итого: |
4 531,85 р. | ||||||
Расчёт пеней по задолженности, возникшей 10.02.2017 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени | ||
с |
по |
дней |
|||||
9 939,70 |
10.02.2017 |
11.03.2017 |
30 |
7,50 % |
0 |
9 939,70 * 30 * 0 * 7.5% |
0,00 р. |
9 939,70 |
12.03.2017 |
10.05.2017 |
60 |
7,50 % |
1/300 |
9 939,70 * 60 * 1/300 * 7.5% |
149,10 р. |
9 939,70 |
11.05.2017 |
31.05.2019 |
751 |
7,50 % |
1/130 |
9 939,70 * 751 * 1/130 * 7.5% |
4 306,57 р. |
Итого: |
4 455,67 р. | ||||||
Расчёт пеней по задолженности, возникшей 10.03.2017 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени | ||
с |
по |
дней |
|||||
9 939,70 |
10.03.2017 |
08.04.2017 |
30 |
7,50 % |
0 |
9 939,70 * 30 * 0 * 7.5% |
0,00 р. |
9 939,70 |
09.04.2017 |
07.06.2017 |
60 |
7,50 % |
1/300 |
9 939,70 * 60 * 1/300 * 7.5% |
149,10 р. |
9 939,70 |
08.06.2017 |
31.05.2019 |
723 |
7,50 % |
1/130 |
9 939,70 * 723 * 1/130 * 7.5% |
4 146,00 р. |
Итого: |
4 295,10 р. | ||||||
Расчёт пеней по задолженности, возникшей 11.04.2017 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени | ||
с |
по |
дней |
|||||
9 939,70 |
11.04.2017 |
10.05.2017 |
30 |
7,50 % |
0 |
9 939,70 * 30 * 0 * 7.5% |
0,00 р. |
9 939,70 |
11.05.2017 |
09.07.2017 |
60 |
7,50 % |
1/300 |
9 939,70 * 60 * 1/300 * 7.5% |
149,10 р. |
9 939,70 |
10.07.2017 |
31.05.2019 |
691 |
7,50 % |
1/130 |
9 939,70 * 691 * 1/130 * 7.5% |
3 962,50 р. |
Итого: |
4 111,60 р. | ||||||
Расчёт пеней по задолженности, возникшей 11.05.2019 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени | ||
с |
по |
дней |
|||||
4 606,25 |
11.05.2019 |
31.05.2019 |
21 |
7,50 % |
0 |
4 606,25 * 21 * 0 * 7.5% |
0,00 р. |
Итого: |
0,00 р. | ||||||
Сумма основного долга: 111 672,73 руб. | |||||||
Сумма пеней по всем задолженностям: 53 601,22 руб. |
Судом не могут быть приняты во внимание доводы ответчика относительно неправомерности начисления суммы пени в виду не направления в адрес Лапшиной В.Н. квитанций об оплате услуг по теплоснабжению. Данный довод не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как данное обстоятельство не освобождает ответчицу от оплаты жилищно-коммунальных услуг. Ответчица, являясь собственником жилого помещения, обязана нести бремя его содержания и производить оплату потребленного ресурса. Доказательств тому, что Лапшиной В.Н. данная услуга не поставлялась, суду не представлено, а, следовательно, в силу прямого указания закона за несвоевременную оплату коммунального ресурса на сумму задолженности подлежат начислению пени.
С учетом установленных судом обстоятельств и вышеприведенных норм права, суд полагает, что общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с ответчицы, составляет 165 273 рубля 95 копеек.
С учетом изложенного, суд, в связи с удовлетворением исковых требований, считает также подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца сумму государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных требований в размере 4 505 рублей 48 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования муниципального унитарного предприятия «Минусинское городское хозяйство» к Лапшиной Валентине Николаевне о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии удовлетворить частично.
Взыскать в пользу муниципального унитарного предприятия «Минусинское городское хозяйство» с Лапшиной Валентины Николаевны денежную сумму в размере 169 779 (сто шестьдесят девять тысяч семьсот семьдесят девять) рублей 43 (сорок три) копейки; в том числе: сумму задолженности по оплате тепловой энергии 165 273 рубля 95 копеек и сумму уплаченной государственной пошлины 4 505 рублей 48 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований муниципального унитарного предприятия «Минусинское городское хозяйство» к Лапшиной Валентине Николаевне о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии отказать.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: