Судья: Красюкова А.С. Дело № 12-1728/2021
Решение
«19» июля 2021 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах (далее – ТО Роспотребнадзора) ВЕА на постановление судьи Крымского районного суда Краснодарского края от 28 мая 2021 года по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданки Коваленко Светланы Владимировны,
установил:
обжалуемым постановлением от 28 мая 2021 года судьи Крымского районного суда Краснодарского края прекращено производство по делу в отношении гражданки Коваленко С.В. по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, начальник ТО Роспотребнадзора ВЕА просит отменить вышеуказанное постановление, указывая, что оснований для прекращения производства по делу у судьи районного суда не имелось.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Коваленко С.В., возражавшую против доводов жалобы, судья краевого суда приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении 05.04.2021года, в 10 час. 30 мин., в ходе проведения плановой проверки в отношении Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Киевский психоневрологический интернат» (далее - ГБУ СО КК «Киевский ПНИ»), по адресу: Краснодарский край, Крымский район, с. Киевское, ул. Привокзальная 3, было установлено, что на территории учреждения социального обслуживания сотрудник ГБУ СО КК «Киевский ПНИ» - сестра-хозяйка Коваленко С.В. допустила нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно: не использовала маску для защиты органов дыхания для «разрыва» механизма передачи коронавирусной инфекции, в нарушение статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19».
Данные обстоятельства послужили основанием для составления ТО Управления Роспотребнадзора 23 апреля 2021 года в отношении гражданки Коваленко С.В. протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу, судья районного суда указал на отсутствие в действиях Коваленко С.В. состава административного правонарушения, при этом исходил из того, что на момент выявления правонарушения она не являлась лицом с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания.
Судья краевого суда считает данный вывод судьи районного суда необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В связи с сохраняющимся риском распространения заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19), на территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 31, п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) Главным государственным санитарным врачом РФ вынесено Постановление №31 от 16.10.2020 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом».
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) наделил органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1 статьи 11).
Согласно подпунктам «в», «г» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. №417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 марта 2021 года № 161 «О продлении режима «Повышенная готовность» внесены изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространении новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» о продлении с 29 марта 2021 г. до 12 апреля 2021 г. режима функционирования «Повышенная готовность», соблюдение требований пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» (далее - постановление № 31), а также использование средств индивидуальной защиты органов дыхания: медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека, в иных общественных местах скопления людей, не указанных в пункте 1 постановления № 31. Также обеспечивать соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания, социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №31 от 16.10.2020 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» в части факта нахождения граждан в местах массового пребывания людей без средств защиты органов дыхания (маски) — является нормой санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со статьи 10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования норм санитарно-эпидемиологического законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц: не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Порядок осуществления ограничительных мероприятий и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия, устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3 ст. 31 Федерального закона № 52-ФЗ). Согласно п. 2.3 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020г. № 15 (далее - CП 3.1.3597-20) метод профилактики COVID-19 включает: - ношение масок для защиты органов дыхания. Согласно п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020г. № 15 (далее - СП 3.1.3597- 20) мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются: - соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток).
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения при возникновении угрозы распространения заболевания (в данном случае COVID-19). представляющего опасность для окружающих, выразившееся в несоблюдении требования должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (в данном случае Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №31 от 16.10.2020 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом») является составом административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Кроме этого, согласно Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020г. № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» в соответствии со статьей 31, подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999№ 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» всем лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Поэтому, при наличии принятого в установленном порядке нормативного правового акта, возлагающего на физических лиц обязанность ношения маски в определенных местах, подобное требование становится императивным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение.
Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2020 года по делу № АКПИ20-536.
Как следует из материалов дела, совершенное Коваленко С.В. административное правонарушение, создает предпосылки для возникновения неблагоприятной эпидемиологической обстановки непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, связанной с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции CОVID-201 представляющую опасность для граждан.
Таким образом, Коваленко С.В. допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Факт совершения Коваленко С.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которые соответствуют принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В связи с чем, вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях Коваленко С.В. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является преждевременным и необоснованным.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Крымского районного суда Краснодарского края от 28 мая 2021 года не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, постановление судьи Крымского районного суда Краснодарского края от 28 мая 2021 года подлежит отмене, дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении, судье районного суда необходимо принять во внимание вышеизложенное и в рамках требований статьи 4.5 КоАП РФ принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах ВЕА на постановление судьи Крымского районного суда Краснодарского края от 28 мая 2021 года – удовлетворить.
Постановление судьи Крымского районного суда Краснодарского края от 28 мая 2021 года - отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Крымский районный суд Краснодарского края на новое рассмотрение в ином составе суда.
Судья
краевого суда Пегушин В.Г.