Дело № 2 – 2628/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2017 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Мехряковой Л.И.,
при секретаре Морозовой В.Л.,
с участием истца Бекурина Я.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бекурин Я.Ф., действующего в интересах несовершеннолетнего Б к Департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности обеспечить предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении,
у с т а н о в и л:
Бекурин Я.Ф., действуя в интересах несовершеннолетнего Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить несовершеннолетнему Б место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Перми в пределах территориальной доступности, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу (л.д. 4-7).
В обоснование заявленных требований указано, что Департамент образования администрации г. Перми является органом, основной целью деятельности которого, является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий. Он (истец) – законный представитель Б, обратился в Департамент образования администрации г. Перми с заявлением о предоставлении его сыну места в дошкольном образовательном учреждении. Департаментом в предоставлении места Б в дошкольной образовательной организации отказано. До настоящего времени место в детском саду не предоставлено. Орган местного самоуправления администрации г. Перми в лице Департамента образования обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка. Отсутствие возможности предоставить место в детском саду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на образование. На основании Конституции РФ, Закона РФ от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании», просит требования удовлетворить.
Истец в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Пояснил, что Б не предоставляют место даже в группе четырехчасового пребывания.
Ответчик Департамент образования администрации г. Перми представителя для участия в судебном заседании не направил. Из представленного отзыва на иск следует, что ответчик с иском не согласен в полном объеме. В обоснование возражений указано, что законодатель закрепляет за органами местного самоуправления организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством администрацией г. Перми утвержден порядок организации дошкольного образования, присмотра и ухода на территории г. Перми, закрепленный в постановлении администрации г. Перми от 01.03.2013г. №, в соответствии с которым, комплектование МОУ осуществляется с февраля по май текущего года, с июня текущего года – распределение и направление детей в МДОУ г. Перми, с сентября и в течение года предоставление мест осуществляется при наличии свободных мест по дате рождения детей. Б состоит в регистре для определения в МДОУ по <Адрес>, перед Б состоит 1809 ребенка равного с ним возраста и старше, кроме того, в регистре имеется 15 детей, отнесенных к льготной категории, не обеспеченных местами в МДОУ в связи с отсутствием. По мере освобождения мест в МДОУ, Б будет включен в список детей для зачисления в МДОУ с учетом установленных норм. Прием Б в МДОУ превысит количество воспитанников, приведет к нарушению требований СанПиН 2.4.1.3049-13, которым определено количество детей в группе. Также указано, что администрацией г. Перми проводятся мероприятия по расширению муниципальной сети, в частности в период с ДД.ММ.ГГГГ. дошкольная сеть г. Перми увеличилась на 12 486 мест в МДОУ, также заканчивается строительство и готовятся документы для выкупа зданий ДОУ по <Адрес> на 360 мест и по <Адрес> на 120 мест (л.д. 26-32).
Заслушав истца, учитывая возражения ответчика, исследовав материалы дела, считает требования, обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Согласно ст. 18, ст. 43 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).
В соответствии с п.1 ст. 2; п.2 ч.1 ст. 3; п.1 ч.3 ст. 4; ч.1,3,4 ст.5; п.1 ч.1 ст. 9; ч.3, п.1 ч.4 ст. 10; ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст. 12; п.1 ч.2 ст. 23; п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст. 44; ч.5 ст. 63; ч.1,2 ст. 64; ч.1 ст. 67 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п.1 ст. 2).
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование … (п.2 ч.1 ст. 3).
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п.1 ч.3 ст.4)
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч.1 ст. 5).
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч.3 ст. 5).
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст. 5).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1 ч.1 ст.9).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч.3 ст. 10).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п.1 ч.4 ст. 10).
Образовательные программы определяют содержание образования (ч.1 ст. 12).
К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п.1 ч.3 ст. 12).
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5 ст. 12).
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч.6 ст. 12).
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п.1 ч.2 ст. 23).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п.2 ч.3 ст. 44).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч.4 ст. 44).
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч.5 ст. 63).
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч.1 ст. 64).
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч.2 ст. 64).
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст. 67).
Согласно п.6,7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений (п.6).
Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.7).
Из материалов дела следует, что Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 8), зарегистрирован по месту жительства по адресу: <Адрес> (л.д. 9).
Бекурин Я.Ф. обращался в Департамент образования администрации <Адрес> с заявлением о предоставлении места в МДОУ несовершеннолетнему Б
Согласно ответу № № от ДД.ММ.ГГГГ Бекурин Я.Ф. указано, что в настоящее время места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях <Адрес>, отсутствуют. Завершилась процедура комплектования МДОУ на ДД.ММ.ГГГГ учебный год. Место в МДОУ Б будет предоставлено по дате рождения с учетом движения детей в реестре, а также с учетом права на внеочередное. первоочередное предоставление месте в МДОУ (л.д. 10).
Как следует из пояснений истца, и не оспаривается ответчиком в настоящее время место в дошкольном образовательном учреждении Б не предоставлено.
Доказательств иного на день рассмотрения дела не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, поскольку Конституцией РФ и федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан РФ на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам, как саму возможность получения образования, так общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.
В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетний Б имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, его законный представитель обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако, соответствующей путевки до настоящего времени не получил.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушено право несовершеннолетнего Б на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, при этом, по смыслу положений ст., ст. 11, 12 ГК РФ следует, что нарушенное право подлежит судебной защите.
Ссылка представителя Департамента образования администрации <Адрес> на существующую очередность выдачи путевок в детские сады не может быть принята судом во внимание, поскольку действующим законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности. Представленные ответчиком справки об отсутствии мест в ДОУ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, не подтверждают факт отсутствия мест в ДОУ на момент разрешения спора.
Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденное Постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 № 112, устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в МДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности.
Сторонами не представлено и в судебном заседании не исследовались доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетнего Б возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Доводы ответчика о том, что предоставлением места Б нарушаются права других детей, судом признаются несостоятельными, поскольку ответчиком не представлено соответствующих доказательств.
В силу гарантированных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, в частности право на получение бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (ст. 43), орган местного самоуправления своевременно обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений. Предпринимаемые в настоящее время действия ответчика по увеличению мест в дошкольных учреждениях, не означают исполнение органом местного самоуправления обязанности по предоставлению места в дошкольном учреждении именно несовершеннолетнему Б, поскольку такое право у последнего уже возникло и до настоящего времени ответчиком не обеспечено. Действия ответчика по увеличению мест в детских учреждениях направлены на обеспечение детей местами в дошкольных учреждениях в будущем и не оправдывают бездействия ответчика по отношению к несовершеннолетнему в настоящее время. Для того чтобы обеспечить право Б на получение дошкольного образования ответчик должен был предоставить место в дошкольном учреждении в момент наступления такого права.
Разрешая требования истца, суд рассматривает дело в пределах заявленных требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), согласно которым, истец просит предоставить место несовершеннолетнему в дошкольном образовательном учреждении на территории г. Перми, в связи с чем, а также в силу действующего законодательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку Б проживает на территории муниципального городского округа - г. Пермь. Ответчику следует принимать во внимание принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п.2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П (безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям).
В соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 13 ст. 8 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г., организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района, а из с п.2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации города Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224, основной задачей Департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п.2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 № 112, комплектование МДОУ осуществляется Департаментом образования администрации города Перми.
При названых обстоятельствах, на ответчика – Департамент образования администрации г. Перми – как на орган местного самоуправления, возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, при этом, Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако, Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Возложив на ответчика обязанность по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования, руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ предусматривающей что при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком.
Вместе с тем, суд не считает необходимым установить срок для предоставления места несовершеннолетнему ребенку – в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, при этом, суд, принимает во внимание сроки, установленные для исполнения решений судов Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», каких-либо исключительных обстоятельств для установления срока для исполнения решения меньше, чем установлено законом, суд не усматривает.
В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Возложить обязанность на Департамент образования администрации города Перми предоставить несовершеннолетнему Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах территориальной доступности на территории города Перми.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий: (Л.И. Мехрякова)