РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2015 года Хамовнический районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Бугынина Г.Г., при секретаре Сохадзе И.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4730/15 по иску Военной прокуратуры Еланского гарнизона в интересах РФ к ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ о проведении лесоустройства и таксации лесов,
УСТАНОВИЛ
Военная прокуратура Еланского гарнизона обратилась в суд с указанными требованиями в защиту интересов РФ мотивируя их тем, что при проведении проверки Камышловского лесничества Министерства обороны РФ выявлены нарушения действующего законодательства, а именно применяемые на территории Камышловского лесничества мероприятия по охране лесов не соответствуют требованиям лесоустроительной инструкции, так как запроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет. При этом лесоустройство, включая таксацию лесов, не проводилось с 1972г. и с 1981г. соответственно. По мнению истца, данные обстоятельства являются основанием для обязания ответчика провести лесоустройство и таксацию лесов в соответствии с нормами действующего законодательства.
Истец просит суд обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ провести лесоустройство и таксацию лесов, расположенных на территории Камышловского лесничества МО РФ.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, но сведений об уважительности причин неявки в суд не представил. Поскольку неявка истца является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, то суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены, но доказательств уважительности причин неявки в суд и возражения на иск не представили. При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, признав причину их неявки в суд неуважительной.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ст. 6 ЛК РФ).
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, устанавливающей требования к составу, методам и точности выполнения лесоустроительных работ, содержащей перечень мероприятий по лесоустройству.
Согласно Правилам проведения лесоустройства, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 377, лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Также в соответствии со ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) проектирование лесных участков; 4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 5) таксацию лесов; 6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 87 ЛК РФ предусмотрено, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно п. 150 Лесоустроительной инструкции, утв. Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов. Все расчеты, связанные с проектированием объемов показателей мероприятий по уходу за лесом, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов. Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов назначаются в пределах хозяйственных секций для совокупности лесотаксационных выделов, характеризующихся общностью лесорастительных условий, структуры, состояния и древесными породами, объединенными единой целью хозяйства и единым возрастом рубки.
Судом установлено, что на основании п. 19 ст. 21 Устава ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ именно на ответчика возложена обязанность по осуществлению контроля проведения лесоустроительных работ и участию в процессе государственной инвентаризации лесов.
Согласно материалам дела (объяснения начальника Камышловского лесничества от 17.07.15г., проект организации и развития лесного хозяйства от 1972г., проект организации и развития лесного хозяйства от 1981г., таксационные описания лесничества, запросы в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ № 280 от 10.07.15г., № 13/1 от 21.01.15г., № 232/1 от 22.08.15г., № 56/1 от 27.02.15г., заявки № 298 от 02.09.14г., № 249 от 02.09.14г., № 251 от 02.09.14г., № 252 от 02.09.14г., № 89 от 10.04.14г., № 95 от 15.04.14г., № 96 от 15.04.14г., № 97 от 15.04.14г., № 98 от 15.04.14г., № 364 от 21.11.14г., № 250 от 02.09.14г., ответ на заявку № 41/1170 от 24.09.14г., телеграмма), не доверять которым у суда нет оснований, в ходе проверки проведенной органами прокуратуры в отношении Камышловского лесничества Министерства обороны РФ выявлены нарушения действующего лесного законодательства, а именно применяемые на территории Камышловского лесничества мероприятия по охране лесов не соответствуют требованиям лесоустроительной инструкции, так как запроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет. При этом лесоустройство, включая таксацию лесов, не проводилось с 1972г. и с 1981г. соответственно.
В силу ст. 35 ФЗ «О прокуратуре» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Статья 12 ГК РФ не содержит исключительного перечня способов защиты гражданских прав, в том числе РФ, в связи с чем суд считает, что обращение истца с изложенными в исковом заявлении требованиями, является правомерным способом защиты, так как нарушение требований лесного законодательства затрагивает интересы РФ.
Поскольку на момент вынесения решения сведений о проведении ответчиком лесоустройства и таксации лесов суду представлено не было и в материалах дела не имеется, то суд считает возможным исковые требования удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ провести лесоустройство и таксацию лесов, расположенных на территории Камышловского лесничества МО РФ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Московский городской суд.
Судья