Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-507/2021 ~ М-202/2021 от 15.02.2021

                         Дело № 2-507/2021

УИД 18RS0021-01-2021-000540-03

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2021 года г. Можга УР                    

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ходыревой Н.В.,

при секретаре Горбуновой М.В.,

с участием:

представителя истца Костина В.В., действующего на основании письменного заявления,

представителя ответчика Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике Сингатуллиной Л.Н., действующей на основании доверенности №*** от 14 декабря 2020 года, сроком по 31 декабря 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балобанова А.А. к МВД по Удмуртской Республике, Межмуниципальному отделу МВД России «Можгинский» об оспаривании решения органа государственной власти,

у с т а н о в и л:

Балобанов А.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения центральной бытовой комиссии МВД по Удмуртской Республике от 28 января 2021 года о снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении на МВД по Удмуртской Республике и Межмуниципальный отдел МВД России «Можгинский» обязанности восстановить его на учете с составом семьи из 4 человек с момента первоначальной постановки на учет.

В обосновании иска указано, что Балобанов А.А. являясь майором полиции в отставке, замещавший должность государственного инспектора безопасности дорожного движения РЭО ГИБДД ММО МВД России «Можгинский», протоколом ЦЖБК МВД по УР от 16 сентября 2013 года №*** был принят за №*** на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 5-ти человек: сам истец, его супруга Б.Е.С., сын Б.В.А., 1996 года рождения, дочь Б.Н.А., 1996 года рождения, сын Б.Е.А., 2011 года рождения. Решением ЦЖБК МВД по УР от 28 января 2021 года, оформленного протоколом №***, Балобанов А.А. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Указанное решение мотивировано тем, что дети истца Б.В.А., и Б.Н.А. достигли возраста 23 летнего возраста, в связи с чем, они не относятся к членам семьи сотрудника для целей установленных Федеральным законом от 19 июля 2011 года №247-ФЗ, и поскольку Балобанов А.А. и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения в размере более 15 кв.м., то оснований для предоставления ему единовременной социальной выплаты не имеется. Истец считает, что данное решение является не законным, указывает, что из положений законодательства следует, что право сотрудника органов внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии ряда условий, одним из которых является установление его нуждаемости в жилом помещении, в частности обеспеченность сотрудника и членов его семьи жилыми помещениями ниже предусмотренного законом уровня, а также отсутствии в действиях сотрудника намеренного ухудшения жилищных условий. При этом, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещений должно осуществляться исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи. Так, Балобанов А.А. проживает в частном доме, общей площадью 52,6 кв., по адресу: УР, <***>, который принадлежит на праве общей долевой собственности истцу и его супруге. Также в настоящее время по указанному адресу проживают и зарегистрированы: супруга истца, сын Б.В.А., 1996 года рождения, сын Б.Е.А., 2011 года рождения. С учетом общей площади жилого помещения и количества проживающих, норма общей площади жилого помещения истца на одного человека составляет менее 15 кв.м., а именно – 13,15 кв.м. Кроме того, сын Б.В.А., 1996 года рождения, является ребенком-инвалидом с детства, на которого распространяется положение Федеральным законом от 19 июля 2011 года №247-ФЗ о члене семьи сотрудника, уволенного со службы в органах внутренних дел. Таким образом, расчет обеспеченности жилой площадью членов семьи Балобанова А.А., так же как и предоставление единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, должны производится с учетом его сына Балобанова В.А. На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 19 июля 2011 года №247-ФЗ, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудником органов внутренних дел, утвержденными 30 декабря 2011 года №1223, истец просит заявленные требования удовлетворить.

При подготовке настоящего дела к судебному разбирательству было установлено, что оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем, судом вынесено определение от 15 марта 2021 года о рассмотрении заявленного иска в порядке гражданского судопроизводства (л.д.80-82).

Определением Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 13 апреля 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительного предмета спора, были привлечены Б.Е.С., Б.В.А., Б. (М.) Н.А., Б.Е.А. (л.д.13).

В судебное заседание истец Балобанов А.А. не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела без его участия (л.д.131).

В ходе рассмотрения настоящего дела от истца поступили дополнительные пояснения 18 марта 2021 года (л.д.90-91), согласно которым он указывает, что при постановке на учет предоставил все необходимые документы, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года №***. Предоставление справки об инвалидности данным Перечнем на момент постановки истца на учет в 2013 года предусмотрено не было. Обязанность по предоставлению указанной справки была введена постановлением Правительства №*** только 19 декабря 2018 года. Таким образом, в данном случае наличествует вина ответчика, который, в нарушении раздела 2 Методических рекомендации по принятию сотрудников территориальных органов учреждений и организаций системы МВД России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения и ее предоставления, не исполнил возложенную на него обязанность и не затребовал у Балобанова А.А. дополнительные документы, что является безусловным основанием для удовлетворения исковых требований.

Представитель истца Костин В.В. в судебном заседании исковые требования Балобанова А.А. поддержал, просил удовлетворить по основаниям, указанным в иске с учетом последующих пояснений истца.

Представитель ответчика МВД по УР Сингатуллина Л.Н., исковые требования ответчика не признала, просила в удовлетворении отказать по доводам, изложенным в возражениях.

Согласно возражения представителя ответчика МВД по УР Сингатуллиной Л.Н от 01 марта 2021 года (л.д.34-35) следует, что ММО МВД России «Можгинский» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку решений о постановке на учет сотрудников на получение единовременной социальной выплаты не принимал и не принимает, и данным полномочиями не обладает. Оспариваемое решение о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты принимало МВД по УР. Следовательно, надлежащим ответчиком по делу является только МВД по УР. Кроме того, Балобанов А.А. был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 5 человек: Балобанов А.А., его супруга Б.Е.С., сын Б.В.А., 1996 года рождения, дочь Б.Н.А., 1996 года рождения, сын Б.Е.А., 2011 года рождения, которые на момент постановке проживали в доме, общей площадью 52,6 кв.м., по адресу: УР, <***>. В настоящее время сын Б.В.А. и дочь Б.Н.А. достигли 23-летнего возраста, в связи с чем, подлежат исключению из состава членов семьи Балобанова А.А. Поскольку истец и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения в размере большем чем 15 кв.м, то оснований для предоставления единовременной социальной выплаты не имеется. В соответствии с п. 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, сотрудник снимается с учета, если основания для получения выплаты утрачены. Указанными Правилами предусмотрено, что принятие сотрудника на учет на получение единовременной социальной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника с приложением соответствующих документов. Согласно заявлению Балобанова А.А. от 16 августа 2013 года документов, подтверждающих инвалидность его сына Б.В.А., 1996 года рождения, предоставлено не было. В последующем об этом юридически значимом обстоятельстве в ЦЖБК МВД по УР истец также не сообщал. Препятствий для предоставления сведений об инвалидности сына у истца не имелось. Учитывая заявительный характер предоставления единовременной социальной выплаты и то, что МВД по УР при принятии оспариваемого решения указанными сведениями не обладало, решение ЦЖБК МВД по УР от 28 января 2021 года о снятии Балобанова А.А. с учета законно и обоснованно.

Согласно дополнительному возражению представителя ответчика МВД по УР Сингатуллиной Л.Н по иску (л.д.130) следует, что ссылка истца на Методические рекомендации МВД России по принятию сотрудников территориальных органов учреждений и организации системы МВД России на учет для получения единовременной социальной выплаты от 2013 года не состоятельная, поскольку данные рекомендации не являются нормативными правовыми актами и носят рекомендательный характер. Целью рекомендации являются: оказание консультативной и методической помощи ответственных за это направление работы. Кроме того, положения абз. 3 раздела 2, содержащего рекомендацию запрашивать обновленные документы, указанные в п. 5 Правил, могут быть применены сотрудниками ЦЖБК в случае предоставления единовременной выплаты. Обязанности информировать сотрудников ОВД об изменениях в законодательстве на сотрудников ЦЖБК МВД по УР не возложена. В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел должен знать и соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты РФ в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение. В соответствии с п. 14 Правил, запросы в соответствующие органы комиссией направляются с целью проверки определения тех сведений, которые были предоставлены сотрудником при подаче им заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Истцом сведения об инвалидности сына предоставлены не были, оснований для их запроса, проверки у комиссии не было. Кроме того, предметом исковых требований является законность и обоснованность решения ЦЖБК МВД по УР о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты на момент его принятия. Вместе с тем, справка об установлении сыну заявителя инвалидности была предоставлена истцом при подаче искового заявления в суд. Ни на момент принятия на учет на получение единовременной социальной выплаты, ни на момент его снятия с учета указанные документы Балобановым А.А. в ЦЖБК МВД по УР не предоставлялись. Кроме того, сотрудник обязан сообщать комиссии обо всех известных обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию его на таком учете и получению выплаты, а также обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. Инвалидность сына истца, установленная до его совершеннолетия, позволяет считать Б.В.А. членом семьи бывшего сотрудника, что влияет на единовременную социальную выплату.

Представитель ответчика ММО МВД России «Можгинский», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, в суд не явился, в материалах дела имеется заявление представителем ответчика Орешникова Н.М о рассмотрении дела без его участия (л.д. 132) Согласно возражений представителя ответчика ММО МВД России «Можгинский» Орешникова Н.М. от 15 марта 2021 года (л.д.56-57) следует, что ММО МВД России «Можгинский» является самостоятельным юридическим лицом. Решение вопросов постановки, снятия с учета, а также выделения денежных средств на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками и ветеранами отдела в его компетенцию не входит, в связи с чем, не может являться надлежащим ответчиком по административному иску.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Б.Е.С., Б.В.А., Б. (М.) Н.А., Б.Е.А. в суд не явились, о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии истца Балобанова А.А., представителя ответчика ММО МВД России «Можгинский», третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Б.Е.С., Б.В.А., Б. (М.) Н.А., Б.Е.А.

Заслушав представителя истца Костина В.В., представителя ответчика МВД по УР Сингатуллиной Л.Н., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Материалами дела установлено, что 29 июля 1994 года между Балобановым А.А. и М. (после заключения брака Б.) Б.Е.С. заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака II-НИ №*** (л.д.153), в период которого у них родились дети: дочь Б.Н.А., 18 ноября 1996 года рождения, сын Б.В.А., 18 ноября 1996 года рождения, сын Б.Е.А. (свидетельства о рождении I-НИ №***, I-НИ №***, I-НИ №***) (л.д.154,158,162).

16 августа 2013 года Балобановым А.А. подано заявление в МВД по УР заявление о принятии его и членов его семьи в количестве 5-ти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального от 19 июля 2011 года №247-ФЗ (л.д.143), к которому предоставлены: справка о стаже Балобанова А.А. службы в органах внутренних дел – 15 лет 7 месяцев 8 дней в календарном исчислении (л.д.144), документы о наличии в собственности у Балобанова А.А. и Б.Е.С. дома, площадью 52,6 кв.м., по адресу: УР, <***>, и отсутствия у детей в собственности недвижимого имущества (л.д.170-174,177,183-199), справка о составе семьи из 5 человек, проживающих по вышеуказанному адресу (л.д.175).

Протокольным решением Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по УР (далее по тексту – ЦЖБК МВД по УР) по вопросу принятия сотрудников органов внутренних дел на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 16 сентября 2013 года за номером 1/22 майор полиции, государственный инспектор безопасности дорожного движения РЭО ММО МВД России «Можгинский» Балобанов А.А., имеющий стаж службы 15 лет 07 месяцев 08 дней, принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 5-ти человек сам заявитель Балобанов А.А., его супруга Б.Е.С., сын Б.В.А., дочь Б.Н.А., сын Б.Е.А. за №*** (5 чел * 18 кв.м = 90 кв.м – 52,6 кв.м = 37,4 кв.м.) (л.д.201-204).

Распоряжением министра МВД по УР №*** от 16 сентября 2013 года утверждено решение ЦЖБК МВД по УР (протокол №*** от 16 сентября 2013 года) по вопросу принятия сотрудников органов внутренних дел на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д.200).

Согласно Выписки из протокола №*** от 28 января 2021 года заседания ЦЖБК МВД по УР Балобанов А.А. снят с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в МВД по УР, по основаниям, предусмотренным п. 24 Правил предоставления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года №1223, в связи с утратой оснований для получения единовременной социальной выплаты, а именно: дети заявителя – Б.В.А. и Б.Н.А. достигли возраста 23 лет и подлежат исключению из состава членов семьи Балобанова А.А., исходя из которого производится расчет единовременной социальной выплаты, а сам Балобанов А.А. и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения в размере более чем 15 кв.м на человека (л.д.205).

Не согласившись с указанным решением ЦЖБК МВД по УР о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты истец обратился с настоящим иском в суд.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.

Обеспечение сотрудника полиции жилым помещением, согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона «О полиции» от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.

Так, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в том числе при условии, что сотрудник является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 указанного закон).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - Правила).

Пунктом 5 Правил (в ред. постановления Правительства РФ от 11 июня 2015 года № 581, действовавшей на момент постановки истца и его семьи на учет) принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась, с приложением документов, указанных в данном пункте.

Как установлено материалами дела, на дату постановки Балобанова А.А. на учет на предоставление единовременной социальной выплаты, то есть на 16 сентября 2013 года, истцом данное требование было исполнено, что послужило основанием для его постановки на учет. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается, доказательств иного, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, не предоставлено.

Перечень оснований для снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты установлен п. 19 Правил.

Пунктом 24 Правил предусмотрено, что если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета.

Вынося решение о снятии Балабанова А.А. с учета комиссия ЦЖБУ МВД по УР пришла к выводу, что поскольку дети сотрудника Б.В.А. и Б.Н.А. достигли возраста 23 лет, а у самого Балобанова А.А. и оставшихся его членов семьи (Б.Е.С., Б.Е.А.) обеспеченность площадью жилого помещения (52,6 кв.м) соответствует требованиям установленным Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ (15 кв.м. на человека), то им утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты.

Законодательством установлено, что в качестве одной из социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, нуждающимся в жилых помещениях, предусмотрено их обеспечение жилыми помещениями путем предоставления единовременной социальной выплаты, с учетом совместно проживающих с ними членов семьи, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ (в редакции в ред. Федерального закона от 02 июля 2013 года № 185-ФЗ, действовавшей на момент постановки истца и его семьи на учет) определено, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются:

1) супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником;

2) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

3) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Истец в судебном заседании не оспаривает исключение из членов его семьи дочери Б.Н.А. (в настоящее время фамилия дочери «М.», что подтверждается свидетельством о браке (л.д.115)), однако, не согласен с исключением из членов его семьи сына Б.В.А., 1996 года рождения, который согласно справки МСЭ-2013 №*** имеет 3 группу инвалидности (инвалидность с детства), установленную 08 сентября 2015 года бессрочно (л.д.104), и документы об инвалидности которого членами комиссии ЦЖБУ МВД по УР не были запрошены ни на момент постановки на учет, ни в последующем, в том числе, при решении вопроса о снятия с учета Балобанова А.А.

Согласно подп. «к» п. 5 Правил предусмотрено, что при подаче заявления на учет для получения единовременной выплаты сотрудник органов внутренних дел предоставляет справку, подтверждающую факт установления инвалидности ребенку сотрудника, выдаваемую федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. Указанное положение введено в действие постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2018 года №1596 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 Г. N 1223» лишь с 01 сентября 2019 года, то есть после постановки Балобанова А.А. на учет в 2013 году.

При этом подпункту «к» п.5 Правил корреспондирует измененный постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2018 года №1596 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 Г. N 1223» абзац 2 п.31 Правил, дополненный положением, что сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты и имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.

Истец в своих доводах ссылается на Методические рекомендации по принятию сотрудников территориальных органов (на окружном, межрегиональном и региональных уровнях), учреждений и организации системы МВД России по на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и ее предоставлению, разработанные Министерством внутренних дел России разработаны и направлены 15 августа 2013 года в органы МВД, и указывает на обязанность МВД по УР запросить у него сведения об инвалидности сына.

Вместе с тем, согласно письму МВД России от 06 июля 2015 года № 1/5332 данные Методические рекомендации не подлежат применению в системе МВД России в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 года №581 «О внесении изменений в Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, суду следует руководствоваться Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия) (пункт 10 Правил).

При выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их сотруднику с указанием причин возврата (пункт 12 Правил).

Комиссия выполняет следующие функции: проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; направляет в случае необходимости запрос в определяемое руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходит службу сотрудник, уполномоченное подразделение федерального органа исполнительной власти (далее - уполномоченное подразделение) для получения справки о предоставлении сотруднику единовременной выплаты по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты; принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета; ведет книгу учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной выплаты (пункт 14 Правил).

В случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения (пункт 23 Правил).

Если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета. Соответствующие изменения вносятся в книгу учета в день принятия правового акта (пункт 24 Правил).

Анализ указанных пунктов Правил свидетельствует, что рассмотрение вопроса о принятии сотрудника на учет носит исключительно заявительный характер, на сотрудника возложена обязанность уведомлять об изменении жилищных условий. При этом, если основания для получения единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что ЦЖБК МВД по УР при принятии решения о постановке истца на учет было известно о составе семьи истца в количестве пяти человек при этом пунктом 14 Правил обязанность проверки соответствия действительности представленных заявителем сведений возложена на комиссию (пункт "а"). Какие-либо данные, подтверждающие несоответствие действительности представленных Балобановым А.А. сведений, в ходе проверки комиссией установлены не были, не установлены они и в ходе судебного разбирательства.

Таким образом, у Балобанова А.А. имелись условия для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в 2013 году, при отсутствии обязанности предоставления сведений, что его сын Б.В.А., является ребенком – инвалидом с детства. Согласно удостоверения №*** Б.Е.С. в связи с наличием ребенка-инвалида Б.В.А. назначена пенсия с 16.06.1998 года (л.д.18).

На момент исключения истца из списков на получение единовременной социальной выплаты в 2021 году его сын Б.В.А. имел 3 группу инвалидности, соответственно он старше 18 лет, ставший инвалидом до достижения им возраста 18 лет. Следовательно у Балобанова А.А. основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены не были (52,6 кв.м /4 чел. = 13,15 кв. м, т.е. менее 15 кв.м).

При таких обстоятельствах, суд находит требование истца о признании незаконным решения ЦЖБК МВД по УР о снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты подлежащим удовлетворению.

В силу п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим, так, абзац 3 ст.12 данного Кодекса устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

По смыслу ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ, прерогатива в определении способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно лицу, обратившемуся в суд за такой защитой, то есть истцу.

Исходя из обстоятельств дела и заявленных требований, суд считает необходимым возложить на ответчика МВД по УР, в лице ЦЖБК, обязанность восстановить Балобанова А.А. и его семью на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с момента постановки на такой учет, то есть с 16 сентября 2013 года. При этом у суда отсутствуют основания для указания иного состава семьи истца по состоянию на 16.09.2013 года.

Согласно абз. 3 п. 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты сотрудников МВД РФ, возлагается на территориальные органы МВД РФ на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы МВД РФ по месту службы.

В соответствии с п. 2 Положения об МВД по УР, утвержденного приказом МВД России от 31 июля 2017 года №572, МВД по УР является территориальным органом МВД РФ на региональном уровне.

Согласно Положению, утвержденного приказом МВД по УР от 22 февраля 2020 года №103 ММО МВД России «Можгинский» является территориальным органом МВД России на районном уровне.

При таких обстоятельствах, ММО МВД России «Можгинский» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку решении о постановке, снятии с учета, а также выделения денежных средств не принимает, полномочиями в данной сфере не обладает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Балобанова А.А. к МВД по Удмуртской Республике, Межмуниципальному отделу МВД России «Можгинский» об оспаривании решения органа государственной власти удовлетворить частично.

Признать решение Центральной бытовой комиссии МВД по Удмуртской Республике от 28 января 2021 года о снятии Балобанова А.А. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - незаконным.

Обязать МВД по Удмуртской Республике восстановить Балобанова А.А. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 16 сентября 2013 года.

В остальной части исковые требования Балобанова А.А. к МВД по Удмуртской Республике, Межмуниципальному отделу МВД России «Можгинский» об оспаривании решения органа государственной власти оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение составлено 30 июня 2021 года.

Председательствующий судья Н.В. Ходырева

2-507/2021 ~ М-202/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Балобанов Андрей Анатольевич
Ответчики
ГУ "Межмуниципальный отдел МВД России "Можгинский"
МВД по Удмуртской Республике
Другие
Костин Василий Владимирович
Орешников Николай Михайлович
Балобанов Владислав Андреевич
Мурзаева Надежда Андреевна
Информация скрыта
Балобанова Елена Сергеевна
Суд
Можгинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Ходырева Наталья Валерьевна
Дело на странице суда
mozhginskiygor--udm.sudrf.ru
15.02.2021Регистрация административного искового заявления
15.02.2021Передача материалов судье
18.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.03.2021Предварительное судебное заседание
15.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2021Судебное заседание
09.06.2021Судебное заседание
09.06.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
09.09.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.10.2021Судебное заседание
12.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2021Дело оформлено
10.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее