Решение по делу № 2-776/2015 ~ М-640/2015 от 05.08.2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Слюдянка

9 ноября 2015 года Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Жулидовой Н.Г., при секретаре Гвасалии М.Г.,

с участием истца Администрации Байкальского городского поселения в лице представителя по доверенности от "ДАТА" от "ДАТА" Распутиной О.Н., а также представителя по доверенности от "ДАТА" Лощининой А.М.,

третьего лица на стороне ответчика Агенства лесного хозяйства Иркутской области в лице представителя по доверенности "ДАТА" Кармановой А.А., а также представителя по доверенности от "ДАТА" Садохиной А.Г., представителя, допущенного к участию в деле в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ Фурманова П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-776/2015 по иску Администрации Байкальского городского поселения к Федеральному агенству лесного хозяйства, Территориальному управлению Росимущества по Иркутской области о признании технической и кадастровой ошибки в сведениях при постановке на государственный кадастровый учет земель лесного фонда, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о землях лесного фонда,

у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с иском к Федеральному агенству лесного хозяйства о признании незаконной постановку на государственный кадастровый учет земель лесного фонда Слюдянский район, исключении из ГКН сведений о местоположении характерных точек границ земельных участков. В обоснование иска администрация указала, что на основании государственного контракта № Р-6К-05/31 от 10.04.2008г. по заказу Федерального агенства лесного хозяйства выполнены работы по постановке земель лесного фонда на кадастровый учет.

При этом не были учтены требования федерального законодательства о согласовании местоположения границ земельного участка. Не учтен Проект территориального землеустройства границ населенных пунктов Слюдянского муниципального образования с границами гослесфонда.

В результате часть территории Байкальского городского поселения попала в границы земель лесного фонда, расположенных: ) кадастровый № *** площадью 11053198,00 кв. м по адресу "АДРЕС") кадастровый № *** площадью 5751952,00 кв.м по адресу "АДРЕС") кадастровый № *** площадью 47136564,00 кв. м по адресу "АДРЕС".

Спорные участки были фактически застроены и находились в пользовании у граждан и юридических лиц Байкальского городского поселения ( садоводства, жилые дома).

При этом не было учтено, что согласно распоряжениям Совета Министров РСФСР в 1960-1980-х годах земельные участки были изъяты из гослесфонда в установленном порядке и переданы в постоянное поьзование граждан и юридических лиц общей площадью 1951, 4 га для садоводства, разработки карьера по добыче глины, для расширения очистных сооружений, для использование под ИЖС с право вырубки лесов.

В уточненном исковом заявлении администрация Байкальского городского поселения указала, что в ходе разбирательства по смежному судебному делу истцу был предъявлен Проект территориального землеустройства границ населенных пунктов Слюдянского муниципального образования с границами гослесфонда, который со слов представителя Рослесхоза был положен в основу при постановке на кадастровый учет земель лесного фонда.

В результате проведенного сравнения данного проекта и сведений кадастрового учета истец установил, что границы лесного фонда, указанные в проекте, не соответствуют границам, поставленным на государственный кадастровый учет.

Данное несоответствие является технической ошибкой в сведениях.

Материалы лесоустройства, на основании которых вносились сведения в ГКН, содержат ошибочные сведения о границах лесного фонда ( «кадастровая ошибка»), т.к. не учтены ранее выделенные поселению земельные участки.

С учетом уточнений администрация Байкальского городского поселения просит признать техническую и кадастровую ошибки в сведениях при постановке на ГКН земель лесного фонда. В целях исправления ошибок исключить из ГКН сведения о местоположении границ земель лесного фонда.

По ходатайству Федерального агенства лесного хозяйства к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Росимущества по Иркутской области; в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агенство лесного хозяйства Иркутской области ( л.д. 76-77).

В судебном заседании представители истца Распутина О.Н. и Лощинина А.М. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске.

Ответчик Федеральное агенство лесного хозяйства о времени и месте судебного заседания надлежаще уведомлен. Своего представителя в судебное заседание не направил. В возражениях против иска указал, что является не надлежащим ответчиком, поскольку не осуществляет полномочий по установлению границ земельных участков. Границы земельных участков в рассматриваемом деле определены в соответствии с федеральным законодательством. Постановка на кадастровый учет земельных участков является законной ( л.д. 79-82).

Соответчик Росимущество своего представителя в судебное заседание не направил, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В возражениях против иска указал, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, поскольку нет данных за наличие кадастровой ошибки, что подтверждается только заключением кадастрового инженера. Имеется спор о праве собственности. Земельные участки с кадастровыми номерами № ***, № ***, № *** расположены в границах "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", поставлены на государственный кадастровый учет как земли лесного фонда. В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона « О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности в силу федерального законодательства ( л.д. 103-104).

Представитель третьего лица Агенства лесного хозяйства Иркутской области Карманова А.А. полагала исковые требования не обоснованными. Поскольку не представлено доказательств наличия кадастровой ошибки. Во-вторых, между истцом и Российской Федерации возник спор о фактических границах земельных участков и как следствие спор о праве собственности. В таком случае требование об исправлении кадастровой ошибки является ненадлежащим способом защиты права.

Представитель третьего лица Агенства лесного хозяйства Садохина А.Г. поддержала доводы Кармановой А.А.

Представитель третьего лица Агенства лесного хозяйства Фурманов П.А. полагал исковые требования не обоснованными, преждевременными и не понятными, т.к. при предоставлении им правоустанавливающих документов, подтверждающих доводы администрации о включении части территории поселения в границы земель лесного фонда Агенство лесного хозяйства готово сотрудничать и исключать спорные части земельных участков из земель лесного фонда при наличии к тому фактических и правовых оснований. На момент рассмотрения дела таких доказательств у истца нет. Составленные истцом схемы не могут являться доказательствами, т.к. наличие кадастровой ошибки или факт пересечения границ в натуре подтверждается определенными средствами доказывания, предусмотренными федеральным законодательством о государственном кадастре недвижимости и земельным законодательством.

Выслушав пояснения и возражения сторон, проанализировав правовые позиции, представленные ответчиками в письменном виде, изучив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона « О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с пп. 4, 5 п. 1 ст. 15 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в частности, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, утверждения правил пользования и застройки, об изменении вида разрешенного использования земельного участка, об утверждении проекта межевания территории, в случаях принятия ими решения об утверждении правил землепользования и застройки.

В соответствии с п. 6 ст. 15 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.

Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении земель и лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

В силу пунктов 1 и 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона « О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ГКН, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ГКН, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Закона о кадастре).

Как следует из пояснений ответчика и представленных доказательств, Байкальское муниципальное образование не выполнило полномочия по установлению границ лесов и земельных участков муниципального образования.

Решением Слюдянского районного суда от "ДАТА" удовлетворены исковые требования Федерального агенства лесного хозяйства о признании недействующим решения Думы Байкальского городского поселения « Об утверждении документа территориального планирования - генерального плана Байкальского городского поселения Слюдянского района Иркутской области в связи с нарушением процедуры принятия нормативного правового акта, отсутствием согласования проекта генерального плана с компетентными федеральными органами.

При этом Рослесфонд указал, что по результатам картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта установлено не законное включение в границы Байкальского городского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда ; "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", находящиеся в федеральной собственности, и соответственно увеличение границ населенного пункта за счет земель лесного фонда площадью 818, 1 га ( л.д. 193-198). Решение вступило в законную силу "ДАТА".

Данное решение оценивается судом в соответствии с положениями ст. 67 ГПК Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами.

Истец, ссылаясь на проведенные им сравнения материалов лесоустройства ( л.д.189-192) и сведений кадастрового учета, также указывает, что часть территории Байкальского городского поселения включена в границы земель лесного фонда ( л.д. 58).

Отсюда спорные правоотношения сторон возникли не из факта пересечения границ земельных участков в связи с кадастровой ошибкой, а из факта реального пересечения границ в связи с вклиниванием земель Байкальского муниципального образования в лесные участки Российской Федерации, т.е. есть речь идет о вещно-правовом способе защиты права собственности.

В силу ст. 56 ГПК Российской Федерации, с учетом характера спорных правоотношений и норм права, подлежащих применению при разрешении спора на истце лежит обязанность доказать 1. возникновение права владения, пользования и распоряжения землями поселения, в основе которого в соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации лежат акты государственных органов, договоры и иные сделки, предусмотренные законом; 2. наложение лесных участков Российской Федерации на земли поселения не по любому землепользованию, а по фактическому землепользованию, возникшему на законном основании.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, разъяснял истцу обязанность доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований, права на уточнение или изменение оснований или предмета иска, предупреждал о последствиях не совершения процессуальных действий.

Истец не представил суду допустимых доказательств в подтверждение доводов о фактическом землепользовании и наличии кадастровой ошибки и возражал против проведения судебной землеустроительной экспертизы с целью установления факта наложение лесных участков Российской Федерации по кадастровому учету на земли поселения по фактическому использованию.

Кроме того, после исследования всех доказательств и заслушивания пояснений представителей администрации, а также третьего лица Агенства лесного хозяйства, которое не исключало возможность рассмотреть правоустанавливающие документы, подтверждающие доводы администрации об отводе земель гослесфонда в 60-80-х годах, истец заявил о том, что примет меры и представит надлежащие документы в Агенство лесного хозяйства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования администрации Байкальского городского поселения с учетом уточнений об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении земель лесного фонда с целью устранения кадастровой и технической ошибок не основаны на законе и не подлежат удовлетворению, т.к. истом избран не состоятельный способ защиты права, не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации,

Р е ш и л :

Отказать в удовлетворении исковых требований Администрации Байкальского городского поселения к Федеральному агенству лесного хозяйства, Территориальному управлению Росимущества по Иркутской области о признании технической и кадастровой ошибки в сведениях при постановке на государственный кадастровый учет земель лесного фонда, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о землях лесного фонда : 1) кадастровый № *** площадью 11053198,00 кв. м по адресу "АДРЕС") кадастровый № *** площадью 5751952,00 кв.м по адресу "АДРЕС") кадастровый № *** площадью 47136564,00 кв. м по адресу "АДРЕС".

Апелляционная жалоба на решение может быть подана сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом.

    Судья :

2-776/2015 ~ М-640/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Байкальского городского поселения
Ответчики
Федеральное агентство лесного хозяйства
Суд
Слюдянский районный суд Иркутской области
Судья
Жулидова Наталья Геннадьевна
Дело на сайте суда
sludiansky--irk.sudrf.ru
05.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2015Передача материалов судье
07.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2015Подготовка дела (собеседование)
04.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2015Судебное заседание
28.09.2015Судебное заседание
14.10.2015Судебное заседание
19.10.2015Судебное заседание
29.10.2015Судебное заседание
03.11.2015Судебное заседание
09.11.2015Судебное заседание
25.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2016Дело оформлено
12.01.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее