Решение по делу № 2-238/2013 ~ М-254/2013 от 03.04.2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2013 года                 город Архангельск

Архангельский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в расположении военного суда в составе: председательствующего судьи Сысойкина Е.В., при секретаре Деревлёвой Н.А., с участием представителя заявителя по доверенности Захарова П.В., а также представителя должностного лица чьи действия (решение) оспариваются Гарькавенко Е.И., рассмотрев заявление капитана 3 ранга Кураса К.Ю. об оспаривании бездействия начальника территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в Архангельской области, связанного с не заключением договора социального найма на предоставленное жилое помещение,

установил:

Курас К.Ю. обратился через своего представителя в суд с заявлением, в котором указывает, что он проходит военную службу по контракту в распоряжении командира войсковой части 00000 и подлежит увольнению с военной службы из рядов ВС РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляет более 10 лет.

30 ноября 2012 года согласно извещению № ему была распределена на состав семьи из 4-х человек трехкомнатная квартира общей площадью 88,80 кв. м. по адресу: <адрес> <адрес>, на получение которой он дал своё согласие.

20 декабря 2012 года в отношении Кураса К.Ю. было принято решение № о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, при этом в указанном решении было указано, что договор социального найма должен быть заключен до 20 февраля 2013 года.

Вместе с тем, до даты обращения в военный суд договор социального найма жилого помещения на распределенную ему квартиру не заключен.

Считая, что бездействием начальника территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в Архангельской области были нарушены его права и законные интересы, Курас просит суд признать указанное бездействие незаконным и возложить на должностное лицо обязанность заключить с ним и членами его семьи договор социального найма жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

Курас, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного разбирательства в суд не прибыл.

Представитель заявителя Захаров П.В. в судебном заседании требования своего доверителя поддержал и указал, что несмотря на значительный промежуток времени, прошедший с момента распределения Курасу жилого помещения, договор социального найма с ним так и не был заключен, со ссылкой на то, что военнослужащий до настоящего времени не сдал занимаемое служебное жилое помещение по месту прохождения военной службы.

Считая, что тем самым были нарушены права его доверителя, представитель заявителя просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель должностного лица чьё бездействие оспаривается Гарькавенко Е.И. требований заявителя не признала и указала, что в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предоставление справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы является одним из условий для реализации права на получение жилого помещения по избранному месту жительства. Наряду с этим, согласно п. 18 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны № 1280, с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции. Поскольку, заявитель занимаемое в настоящее время служебное помещение по месту службы не сдал, то у ее доверителя отсутствуют основания для заключения с военнослужащим договора социального найма на распределенную тому квартиру, по избранному им месту жительства. Кроме этого, Гарькавенко пояснила, что дом в г. Санкт-Петербурге, в котором Курасу предоставлено жилое помещение, был сдан только в конце марта 2013 года, что также препятствовало заключению с военнослужащим договора социального найма.

Полагая тем самым действия своего доверителя законными, представитель должностного лица просила в удовлетворении требований Кураса отказать.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям абзацев 1 - 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно требованиям п. 14 указанной статьи Федерального закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Аналогичные требования нашли свое отражение и в Постановлении Правительства РФ от 29.06.2011 № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно».

Кроме этого, реализуя в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1082 от 16 августа 2004 года "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" предоставленные полномочия, Министр обороны РФ в целях соблюдения установленных законодательством социальных прав и гарантий военнослужащих, своим приказом № 1280 от 30 сентября 2010 года утвердил «Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма» (далее – Инструкция).

Пунктом 12 Инструкции установлено, что не позднее чем через десять рабочих дней с даты поступления в уполномоченный орган сведений о жилых помещениях, которые могут быть распределены, уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, извещения о распределении жилых помещений по рекомендуемому образцу.

Копии извещений о распределении жилых помещений направляются уполномоченным органом командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащими военной службы.

Согласно п. 13 Инструкции, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в п. 12 настоящей Инструкции, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке № к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению № 6 к настоящей Инструкции и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют сведения, указанные в подпункте "и" пункта 1 настоящей Инструкции по состоянию на дату выписки извещения, а также копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов). В случае если военнослужащие и члены их семей в течение пяти лет до даты выписки извещения изменяли место жительства, в уполномоченный орган предоставляются выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с этих мест жительства.

В случае отсутствия права собственности Российской Федерации на жилые помещения, соответствующие требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, военнослужащий при согласии с предоставлением и заселением распределенного жилого помещения вправе обратиться в уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа с заявлением по рекомендуемому образцу (приложение № 7 к настоящей Инструкции). Уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа принимают решение о заселении жилого помещения по рекомендуемому образцу (приложение № 8 к настоящей Инструкции), на основании которого заключается договор о пользовании.

При несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке № к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению № к настоящей Инструкции.

В случае непоступления от военнослужащих, которым направлены извещения о распределении жилых помещений, согласия с предоставлением распределенных жилых помещений, в течение пяти дней с даты поступления в уполномоченный орган уведомления о вручении извещений военнослужащим указанные жилые помещения распределяются между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В случае непоступления от военнослужащих сведений и копий документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в течение тридцати дней с даты поступления в уполномоченный орган уведомлений о вручении извещений военнослужащим, от которых поступило согласие на предоставление распределенных жилых помещений, указанные жилые помещения распределяются между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, не позднее чем через десять рабочих дней по истечении срока предоставления указанных сведений и документов.

Согласно п. 16 Инструкции, решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.

В случае получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которых следует, что военнослужащему или членам его семьи принадлежат на праве собственности жилые помещения, распределенное ему жилое помещение не может быть предоставлено и распределяется другому военнослужащему, принятому на учет нуждающихся в жилых помещениях, не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения таких сведений.

При вынесении решения об отказе в предоставлении распределенных жилых помещений уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения военнослужащим, мотивированный отказ в предоставлении распределенных жилых помещений.

Выписки из решений о предоставлении жилых помещений по рекомендуемому образцу согласно приложению № к настоящей Инструкции не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия направляются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, с уведомлением о вручении и органам (организациям), заключающим договоры социального найма жилого помещения с военнослужащими.

Пунктом 17 Инструкции установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению № к настоящей Инструкции.

Согласно п. 18 Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.

Жилые помещения, договоры социального найма которых не заключены, распределяются уполномоченным органом между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме того, в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предоставление справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы является одним из условий для реализации права на получение жилого помещения по избранному месту жительства.

Согласно данным Единого реестра данных по жилью военнослужащих Курас К.Ю. принят на учет нуждающихся 1 августа 2000 года.

Из извещения о распределении жилого помещения № от 30 ноября 2012 года видно, что Курасу К.Ю. на состав семьи 4 человека распределено жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 88,80 кв. м. по адресу: <адрес>, <адрес>), <адрес>.

Как следует из копии решения № начальника территориального отделения ФГКУ «Западное РУЖО МО РФ» в Архангельской области от 20 декабря 2012 года, Курасу К.Ю. и совместно с ним проживающим членам семьи решено предоставить вышеуказанное жилое помещение, при этом конечной датой заключения договора социального найма жилого помещения, при условии выполнения требований Инструкции, установлено 20 февраля 2013 года.

Из сообщения начальника территориального отделения ФГКУ «Западное РУЖО МО РФ» в Архангельской области № от 25 марта 2013 года командиру войсковой части 00000 следует, что для заключения договора социального найма на предоставленную квартиру Курасу К.Ю. надлежит сдать занимаемое в настоящее время служебное жилое помещение, а также представить ряд необходимых документов. В то же время, сведений о доведении до военнослужащего указанной выше информации не имеется.

Обязательством от 27 марта 2013 года, удостоверенным временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального округа г. Северодвинск Архангельской области, установлено, что Курас К.Ю. обязуется освободить совместно со всеми проживающими членами семьи и сдать в установленном законодательством Российской Федерации порядке жилое помещение № , состоящее из двух комнат общей площадью 25,3 кв. м, в <адрес> в <адрес> в двух месячный срок с даты заключения договора социального найма на предоставленное жилое помещение на основании решения № .

Анализируя изложенные выше доказательства, на основе приведенного действующего законодательства, военный суд находит заявление Курс К.Ю. обоснованным, однако подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно п. 16 Инструкции, решение № от 20 декабря 2012 года должно было быть реализовано в течение двух месяцев, а именно до 20 февраля 2013 года, путем заключения договора социального найма жилого помещения либо вынесения мотивированного отказа в предоставлении жилого помещения.

Как усматривается из материалов дела, на момент рассмотрения настоящего заявления судом решение № от 20 декабря 2012 года в установленный срок не реализовано и какого либо законного решения по данному вопросу должностным лицом не принято, в связи с чем военный суд признает бездействие начальника территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в Архангельской области незаконным.

В тоже время, поскольку ни должностному лицу, ни в судебное заседание заявителем не представлены информация о фактическом освобождении Курасом К.Ю. и совместно проживающими с ним членами семьи занимаемого служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а также пакет документов, необходимый для заключения с ним договора социального найма на предоставленное жилое помещение, то оснований для возложения на начальника территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в Архангельской области обязанности заключить с Курасом К.Ю. и членами его семьи договор социального найма жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>), <адрес>, у суда не имеется.

Пунктом 17 Инструкции четко определено, что документом, подтверждающим факт освобождения жилого помещения, является справка о сдаче жилого помещения. Предоставление обязательства о сдаче, на которое указывают заявитель и его представитель, данной инструкцией не предусмотрено. Кроме этого, в указанном документе обязанность Кураса и членов его семьи освободить занимаемое жилое помещения возникает только после предоставления жилого помещения по договору социального найма, при этом обязательством не урегулированы вопросы о несении расходов по содержанию жилого помещения и не указано кто будет нести ответственность за техническое состояние помещения и находящегося в нем сантехнического оборудования, после подписания документов о его приеме-передаче.

Таким образом, требования заявителя в данной части, военный суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Как усматривается из квитанции сбербанка, при обращении в суд Курасом понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым удовлетворить требование Кураса о возмещении понесенных им судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины частично, а именно в сумме 100 рублей и взыскать последние с территориального отдела ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ в Архангельской области в пользу заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и 258 ГПК РФ, военный суд,

решил:

Заявление капитана 3 ранга Кураса К.Ю. удовлетворить частично.

Признать бездействие начальника территориального отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в Архангельской области по не реализации решения № от 20 декабря 2012 года незаконным.

Обязать начальника территориального отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в Архангельской области рассмотреть в установленные законом сроки вопрос о заключении с капитаном 3 ранга Курасом К.Ю. договора социального найма, в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в Архангельской области в пользу Кураса К.Ю. судебные расходы в сумме 100 (сто) рублей.

В удовлетворении остальной части требований Кураса К.Ю. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Северный флотский военный суд через Архангельский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Архангельского

гарнизонного военного суда                     Е.В. Сысойкин

2-238/2013 ~ М-254/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Капитан 3 ранга Курас Константин Юрьевич
Другие
Территориальное отд. в АО - г. Архангельск ФГКУ "Западное регион. управление жил. обеспечения" МО РФ
Гарькавенко Елена Игнатьевна
Захаров Павел Юрьевич
Суд
Архангельский гарнизонный военный суд (Архангельская область)
Судья
Сысойкин Евгений Владимирович
Дело на странице суда
agvs--arh.sudrf.ru
03.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2013Передача материалов судье
03.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2013Судебное заседание
12.04.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2013Дело оформлено
30.05.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее