Дело № 2а-350/2020
Решение
Именем Российской Федерации
«21» мая 2020 года п. Демянск
Валдайский районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Степановой Ю.П.,
при секретаре Маковой Е.Е.,
с участием административного истца в лице прокурора Демянского района Новгородской области Рубцова А.И.,
представителя административного ответчика в лице главы поселения – Теричевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Демянского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, Демянского муниципального района Новгородской области, Ильиногорского сельского поселения Демянского муниципального района к Администрации Ильиногорского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия
Установил:
Прокурор Демянского района Новгородской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, Демянского муниципального района Новгородской области, Ильиногорского сельского поселения Демянского муниципального района с административным иском к Администрации Ильиногорского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации в сфере проведения оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения и обязании Администрации в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения, расположенных в пределах Ильиногорского сельского поселения: 49 212 819 ОПМП-08 д. Кузнецово протяженностью 436 м., 49 212 819 ОПМП-13 д. ползуны протяженностью 494 м., 49 212 807 ОПМП-11 д. Усадьба протяженностью 219 м.. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере обеспечения дорожной деятельности и безопасности дорожного движения на территории Ильиногорского сельского поселения Демянского муниципального района, в ходе которой установлено что на территории Ильиногорского сельского поселения имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения, перечень которых утвержден постановлением Администрации Ильиногорского сельского поселения от 27 ноября 2019 года № 238. Однако, в 2018 - 2019 годах Администрацией в отношении вышеуказанных дорог местного значения оценка технического состояния не проводилась. Выявленные нарушения федерального законодательства свидетельствуют о несоблюдении требований законодательства в сфере проведения оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения.
В судебном заседании административный истец в лице прокурора Демянского района Рубцов А.И. заявленные требования поддержал по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – Теричева О.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что Администрация не имеет финансирования на выполнение работ, указанных в иске и затраты на данные работы приведут к тому, что иные сферы деятельности Администрации останутся без финансирования.
Выслушав административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Областного закона от 23.10.2014 № 637-03 «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность" - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительнораспорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона № 257 - ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ закреплено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения, к которым относятся в том числе и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 8 статьи 6, статьей 13, статьей 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и предусматривает собой это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Владельцами автомобильных дорог проводится оценка технического состояния автомобильных дорог, порядок которой определен Приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 года № 150 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Согласно требованиям пунктов 3 и 4 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией, не реже одного раза в год.
Согласно п. 5 Порядка при проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным.
Приказом Госстандарта от 31.08.2016 №1004-ст введен в действие ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», который распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает общие требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог (далее - ГОСТ 33388-2015).
В соответствии с п. 4.1.3 ГОСТ 33388-2015 работы по диагностике и оценке состояния дорог должны выполнять, специализированные организации, оснащенные соответствующими передвижными лабораториями, приборами и оборудованием.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Демянского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории Ильиногорского сельского поселения имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения, перечень которых утвержден постановлением Администрации Ильиногорского сельского поселения от 27 ноября 2019 года № 238. Однако, в 2018 - 2019 годах Администрацией в отношении вышеуказанных дорог местного значения оценка технического состояния не проводилась.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела в совокупности.
Таким образом, суд полагает, что Администрацией не осуществляется надлежащий контроль за техническим состоянием автомобильных дорог местного значения. При этом данное обстоятельство стороной ответчика не оспорено.
Доказательств устранения ответчиком выявленных нарушений суду не представлено, в связи с чем, суд считает, что факт нарушения действующего законодательства в судебном заседании установлен.
Довод представителя административного ответчика об отсутствии финансирования, судом отклоняется как несостоятельный, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не связывает реализацию полномочий органа местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В соответствии ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования, в том числе с административным заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях устранения нарушений действующего законодательства в сфере проведения оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, Демянского муниципального района Новгородской области, Ильиногорского сельского поселения Демянского муниципального района. Суд полагает, что прокурор Демянского района действовал в рамках представленных ему полномочий.
При этом, определяя срок исполнения указанных обязанностей (семь месяцев со дня вступления в законную силу решения суда), суд учитывает объем и характер предстоящих работ, и полагает указанный срок разумным.
Руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС Российской Федерации, суд
Решил:
Административный иск прокурора Демянского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, Демянского муниципального района Новгородской области, Ильиногорского сельского поселения Демянского муниципального района к Администрации Ильиногорского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Ильиногорского сельского поселения Демянского муниципального района по несоблюдению требований законодательства в сфере проведения оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения незаконным.
Обязать Администрацию Ильиногорского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения, расположенных в пределах Ильиногорского сельского поселения: 49 212 819 ОПМП-08 д. Кузнецово протяженностью 436 м., 49 212 819 ОПМП-13 д. ползуны протяженностью 494 м., 49 212 807 ОПМП-11 д. Усадьба протяженностью 219 м..
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Валдайский районный суд.
Председательствующий: Ю.П. Степанова
Мотивированное решение изготовлено «22» мая 2020 года.